МКОУ Каменностепная СОШ
им. А.М. Иванова
Открытое занятие
по внеурочной деятельности
«Театральная мастерская»
во 2 классе на тему
«Знакомство с театром пантомимы»
Учитель начальных классов
IКК Андрющенко Ольга Ивановна
2014 – 2015 уч.г.
Тема занятия:
Знакомство с театром пантомимы.
Цели: дать понятие пантомимы, мима в театре;
определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с
исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.
Задачи: научить владеть своим телом;
развивать умение
использовать мимику и жесты в жизни;
воспитывать любовь и
интерес к театральной деятельности,
воспитывать культуру
поведения, как исполнителя, так и зрителя.
Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты,
понимать и давать характеристику увиденной мимике.
Метапредметные
УУД:
Познавательные: Преобразовывать
информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.
Регулятивные: Определять
и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать
речь других, умение работать в паре и
в группах, оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль
мимики и жестов, формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент
пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.
Ход занятия.
Орг. момент.
Учитель:
- Дорогие мои
ученики, я рада видеть вас снова на занятии нашей «Театральной мастерской»! У
нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть
наше занятие пройдёт в хорошем настроении.
- Уважаемые гости, мы
приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой
являются ученики 2 класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в
театр. У нас есть сцена, партер, галёрка, балконы. Мы приготовили для вас
билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре.
- Вы загадки
отгадайте
И билеты – получайте!
Он по сцене ходит,
скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену —
Размечает … (мизансцену)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи)
- Дорогие гости, пересядьте
согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.
- Ребята, а вам,
чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с
пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое
выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем
Станиславским.
1. АК__Р (АКТЕР)
2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)
З. СЦЕ __ (СЦЕНА)
4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)
6. АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)
7.
_АКВО_Ж
(САКВОЯЖ)
8. _ВЕТ (СВЕТ)
9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)
10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)
«Театр начинается с вешалки»
В коробке лежат
необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая
фигура. Выберите любой понравившийся билет.
Давайте рассядемся по
местам.
Учитель читает стихотворение
Тверской Елены
Монологи, разговоры,
Каждый раз, как в первый раз.
"Мир - театр, мы в нем -
актеры";
Вечно сцена манит нас.
- Я сегодня исполняю
роль волшебницы. У меня в руках волшебная палочка. Как только я скажу волшебные
слова, начнутся превращения.
Раз-два-три-четыре-пять,
Превращения начать.
Учеников 2 класса
Превратить в гномиков
прекрасных.
(Дети одевают
колпачки)
Учитель: Дорогие, мои гномики, уважаемые гости, приглашаю
вас в кинозал посмотреть интересное видео.
Просмотр
видеоролика «Пантомима»
Беседа по
вопросам.
- Вам было понятно
происходящее на экране? (Да)
- Что изобразила девочка?
(Набирает номер телефона, никого нет, рядом пахнут цветы из соседского двора,
она через дырку в заборе пролазит в чужой сад и рвёт цветы, рядом лает собачка,
она пытается её успокоить, отвлечь, но собачка её кусает.)
- Вы слышали
какие-нибудь слова? (Нет)
- Что помогло вам
понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика)
- Какой вид
театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела
всё становится понятно? (Это балет)
- Но, ещё
существует пантомима.
- Где нам посмотреть
значение этого слова? (В толковом словаре)
- Найдите в своих
толковых словарях это слово.
Пантомима
(Рantomimos в переводе с
древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с
помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие
лица изъясняются не словами, а мимикой.
Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения.
Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где
представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли
догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам.
Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только
жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно
сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю
глубину разыгрываемой сцены.
- Кто догадался, как называют актёра
в пантомиме? (Мим)
Мим способен изобразить не только
людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический
спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене
множества персонажей.
Традиционная форма
пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.
- Сформулируйте тему
нашего занятия. (Театр пантомимы)
- Чем же мы будем
заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)
- Какие умения нам пригодятся? (Мимика
и жесты)
Индивидуальная
работа.
- Дорогие, мои гномы, я приглашаю вас на сцену. Вам
надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.
Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с
мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный
номер;
- Прогуливает собаку.
Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты
и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься
спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень
холодно;
• когда у тебя болит
живот;
• когда на тебя прыгнул
крупная собака;
• если кто отнимает у
тебя мороженое;
• когда пришел в гости и
неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день
рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит
большой пес;
• если в жаркий день
искупаться в реке;
Задание 3. Показать в движениях и действиях
людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика
движения;
• маляра;
• учителя;
• почтальона;
• сапожника;
• повара;
- Молодцы, вы
доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у
вас уже есть.
Работа по группам.
- Сейчас вам
предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь,
разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных
мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и
через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать.
- Вспомнить настроение
(мимику) вам поможет наша картинная галерея.
Репетиция и показ.
Тра-та-та, тра-та-та,
Растворились ворота,
А оттуда, из ворот.
Вышел маленький народ
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвёртый вот такой!
Одна тётя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тётя вот такая,
А четвёртая такая...
Д. Хармс
- Раз, два, три – я
взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а ученики, и не в театре на
сцене, а в своём классе.
- Вспомните, где в
нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет
и пока, полицейский)
- А теперь повторим,
что мы знаем о правилах поведения в театре.
Работа по
стихотворению Агнии Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Беседа по стихотворению.
- О каких правилах поведения в
театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке,
занять места согласно номеру билета).
- Все правила соблюдали девочки?
(Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)
- Как необходимо было поступить в
этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)
- Что же такое балет? (Это вид театрального
искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)
- С каким ещё одним видом
театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)
- Кто главный в пантомиме? (Мим)
- Какие умения необходимы миму?
(Мимика, жесты, пластика)
- На доске вы видите
театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая
передаёт ваше настроение от занятия. Билеты останутся у вас на память об этом
занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться
представлением в театре.
Рефлексия.
- На доске вы видите
театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая
передаёт ваше настроение от занятия.
Билеты вы оставите
себе на память об этом занятии.
Подведение итогов.
- Давайте поаплодируем друг другу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.