Внеурочное занятие
по литературе к 110-летию М.А.Шолохова «Шолоховские чтения. Жизнь и творчество
М.А. Шолохова, знакомство с рассказом «Нахаленок».
Дата проведения: 29.10.2014 г.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-6
классов.
Цели и задачи урока:
Дать
обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его
творчества и общественной деятельности.
Развивать
навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
Воспитывать
интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: использование
межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов);
сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой
культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение
хронологической таблицы, показ слайдов.
Форма проведения: слайдовая
презентация с применением новых информационных технологий.
Оборудование: интерактивная
доска, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на
тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и
документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Подготовительный этап.
1.
Учащиеся готовят индивидуальные задания:
Сообщение
о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Выразительное
чтение по ролям отрывков из произведения М.А.Шолохова «Нахалёнок».
2.
Оформление выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
3.
Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Учитель
показывает слайд
№1 (тема
урока).
Учитель показывает слайд
№2 (портрет
писателя и список регалий).
-
Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского
писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о
значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
Учитель показывает слайд
№3 и
читает эпиграф к уроку.
«Чем
же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием
народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и
способности».
М.А.
Шолохов.
Звучит классическая музыка. Сообщение ученика.
-
24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у
Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын
Михаил.
Учитель показывает слайд
№4 (дом,
в котором родился Шолохов).
Учитель читает стихотворение В. Фирсова « Дом, в
котором родился Шолохов».
Среди
шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.
Сообщение ученика.
-
До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего
писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После
венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать
Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял
хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой
мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном
Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В
1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с
болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную
больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г.
Шелапутина.
Учитель показывает слайд
№5 (фото
из семейного альбома) и комментирует.
-
Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия
Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.
Миша
очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла
воспитанию сына.
Сообщение ученика.
-
В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию,
Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару,
занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу
отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько
месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
Учитель показывает слайд
№6 (биография
и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).
Сообщение ученика.
-
В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди
взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921
году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.
23
февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы
продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года,
он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в
станицу Букановскую.
В
конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог
поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Встречается
здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете
«Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем
году – рассказ «Родника».
Учитель показывает слайд
№7 (фото
М. Шолохова с женой Марией Громославской).
Сообщение ученика.
В
начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на
Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской
учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые
время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал
написанные им рассказы.
Умение
раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах,
проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и
действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,
«Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926),
«Червоточина (1926).
Учитель показывает слайд
№8 (обложка
книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.
Звучит чтение отрывков из рассказа «Нахалёнок».
Подготовленные ученики 6 класса выразительно читают по ролям диалоги из
рассказа «Нахаленок».
Сообщение ученика.
-
В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в
сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов –
гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в
социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением
в советской литературе первой половины 20-х годов.
Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».
Комментарии учителя.
-
Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война
изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены
кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын
казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов
показывает, как «безобразно просто» умирали люди.
Сообщение ученика.
-
В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал
«слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность
Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.
В
этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале
1926 года родилась дочь Светлана.
Учитель показывает слайд
№9 (обложка
роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий
Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).
Сообщение ученика.
-
В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940),
первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание
и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными
изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».
Роман
принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское
казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой
рисует судьбы народа и личности в революции.
-
Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает
работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и
кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.
«Тихий
Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая
целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни
деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.
Комментарии учителя.
-
Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром
Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.
Сообщение ученика о романе «Поднятая целина».
Учитель показывает слайд
№12 (фото
Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).
Сообщение ученика.
-
В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной
(Сталинской)
премией 1 степени.
Во
время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды»,
«Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском
направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели
большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.
Во
время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину»
(доработанный вариант опубликован в 1969 году).
Подвиг
народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и
эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».
Контрастные
чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с
изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв
позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
Учитель показывает слайд
№13 (обложка
книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).
Сообщение ученика.
-
Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе.
Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими
испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея
Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую
судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать
Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.
емии).
Сообщение ученика.
-
В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена
Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице
Каргинской.
В
1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
Комментарии учителя.
-
Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.
Учитель показывает слайд №14 (биография писателя
с 1967 по 1969годы) и комментирует.
Учитель показывает слайд №15 (могила
писателя).
Сообщение ученика.
-
21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и
похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год
смерти писателя на его родине образован Государственный
музей-заповедник М.А. Шолохова.
Заключительное слово учителя, показ слайда №16 (слова
Константина Федина).
-
Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы
закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила
Александровича.
«Громадная
заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он
никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу
во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).
Эти
слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.
3.
Беседа. Просмотр выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.