Внеурочного
занятия
по курсу «Моя
первая экология»
по теме:
ТРАДИЦИОННЫЕ
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛЕСОМ.
2 класс.
Учитель начальных
классов
МБОУ СОШ № 63, г.
Ульяновск
Павлюкова
Наталья Николаевна.
Тип занятия:
комбинированный
Цели:
ü
Познакомить
учащихся с традиционными народными промыслами Ульяновской области.
ü
Воспитывать
интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
ü
Развитие
эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям декоративно-
прикладного искусства.
ü
Развитие
исследовательской и творческой активности.
Задачи:
ü Создание
представлений о характерных особенностях народных промыслов (художественная
обработка дерева).
ü Развитие
восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания,
творческих способностей.
ü Формирование
интереса к истории и культуре своего народа.
Практическая
значимость:
ü Разработанное
внеурочное мероприятие может быть использовано на внеклассных занятиях и уроках
по предмету «Окружающий мир», уроках изобразительного искусства учителями
начальных классов.
Ожидаемые
результаты
Личностные
результаты:
✓ развитие
любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства;
ü воспитывать
интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
Метапредметные
результаты:
✓ овладение
элементами самостоятельной организации учебной деятельности
✓ освоение
элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста:
✓ формирование
приёмов работы с информацией ( умения поиска и отбора источников информации в
соответствии с учебной задачей)
✓ развитие
коммуникативных умений, корректное ведение диалога, а также участие в работе
группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
✓
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как
одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между
природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
✓ познавательная
сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для
дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений
для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения
норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде.
Универсальные учебные действия:
ü приводить
примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий
народного промысла;
ü различать
предметы наиболее известных народных промыслов.
Методические приемы:
ü наглядные
материалы (изделия из бересты, дерева, словарь Ожигова, презентация к занятию)
ü материалы
для творческие задания.
( гуашь, краски, кисточки, доски
деревянные, тряпочки для рук, стаканчики под воду)
ü беседа с
учениками;
ü работа в
группе (исследовательский материал).
План.
1. Определение
темы занятия.
2. Беседа о
народных промыслах Ульяновской области и их основных видах.
Ученикам
заранее даётся задания найти информацию о народных промыслах, связанных с
лесом. Дети работают в группах. Группа историков, группа краеведов, группа
экологов, группа мастеров.
Выступление
учащихся с результатами поисковой работы (индивидуальной и
коллективной).
Показ слайдов.
3. Систематизация
полученных знаний.
4. Творческой
задание (роспись доски)
5. Подведение
итогов занятия.
Методические
рекомендации.
Данное
внеурочное занятие можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на
уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях. План-конспект составлен с
учётом материалов, которые были собраны детьми.
Ход
занятия.
Ребята, давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (слайд 2)
Посмотрите на
экран. Перед вами леса Ульяновской области. Деревья укрывают нас от солнца,
дождя и ветра, они очищают воздух, дарят нам эстетическое удовольствие. Жизнь
срубленного дерева переходит в вещи, без которых человек не может обойтись.
Чего только не делают люди из дерева! Посмотрите на свои столы, там лежат
предметы, которыми мы пользуемся. Красивые деревянные статуэтки, симпатичные
плетеные корзинки, резные украшения, картины – в этих изделиях дерево
продолжает жить и дарить нам свое тепло.
О чём мы сегодня
поговорим? (ответы детей)
(На доске тема)
ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛЕСОМ.
Лес - это не
только древесина, но и многочисленные ремёсла.
Как вы понимаете
смысл этого слова?
(Выступление
группы историков)
Ученик группы
историков.
В словаре Ожегова понятие ремесло объясняется так. Ремесло - мелкое ручное
производство промышленных изделий для обмена или продажи Ремёсла сохранились и
в наши дни. Сегодня они приобрели новое название -народные промыслы.
Учитель. Откуда же
пошло это название «промыслы»?
Ученица группы
историков.
Историческая справка: (слайд 3) Очень давно, когда сельскохозяйственная техника
была простая, а земли не давали хороших урожаев, люди стали заниматься разными
промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие
необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и использовали эти наблюдения
в своих изделиях. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Вместе с ними
возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом
количестве.
Учитель. Издавна
славится наша Родина своим творчеством. Где бы мы ни были - везде встретим чудо
- людей, умеющих превращать обычную деревяшку в удивительные творения. (слайд
4)
Подумайте, как
называют человека, который работает по дереву?
(Ответы детей)
Мастер
Умелец
Творец
Краснодеревщик
Резчик
Учитель. А где? У
кого учились этому мастерству раньше?
(Ответы детей)
(друг у друга, от
отца к сыну переходило ремесло, а значит мастера были из народа, то есть
народные)
Учитель. Какую профессию
нужно получить, что бы стать мастером?
(Ответы детей)
( плотник, столяр,
резчик по дереву, реставратор, дизайнер мебели, токари, которые работают с
деревом на станках, ландшафтный архитектор.)
Учитель. Почему
люди отдавали предпочтение именно дереву?
(Выступление
группы экологов)
ПРАКТИЧНОСТЬ
(полезный материал, удобный, надёжный)
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
(служит долго, надежно)
И ещё одно
свойство приписывают древесине в наши дни – это…
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
(безопасность, чистый материал),
Это самый
экологически чистый материал.
Учитель. О каких
промыслах в нашей области вы узнали?
(Выступление
группы краеведов)
Мы узнали, что в
Ульяновской области есть производство изделий из бересты, лозы, а ещё резьба по
дереву. В городе и области устраивают ярмарки-выставки, на которых можно купить
что-то для себя. (слайд 5)
(Выступление
группы историков)
Ученик группы
историков.
Художественная обработка древесины это – древнейшее ремесло. Раньше дерево
использовали для изготовления столов, окон, дверей. Этим занимались плотники и
столяры. Люди украшали свой дом декоративной резьбой и резными деревянными
изделиями. Многие изделия мы видели в музее «Столярная мастерская» резные
столы, стулья, полочки, рамы для зеркал. (слайд 6)
Ученица группы
историков.
Музей «Столярная
мастерская», располагается во флигеле усадьбы Черновых. Он состоит из трех
залов. В первом из них представлена документальная экспозиция, которая
рассказывает о ремеслах и промыслах крестьян Симбирской губернии, их обычаях,
особенностях обучения, работе ремесленников и городских мастерских. (слайд 7)
Учитель. А что вы
узнали о заготовке дерева для работы?
(Выступление
группы экологов)
Ученик группы
экологов.
Для работы с деревом годятся корни, стволы и ветви дерева. Дерево не должно
быть гнилым. Для того чтобы изделие получилось красивым, нужно правильно
заготовить материал: выбрать, высушить и сохранить его. Сейчас обрабатывают
древесину на фабриках, со специальным оборудованием. (слайд 8)
Для резьбы узоров
подходит берёза, липа, дуб. А для оконных рам нужна сосна.
Учитель. Какими
инструментами пользуются мастера?
(Выступление
группы мастеров)
Ученица группы
мастеров. В
музее мы видели инструменты мастеров. Их много. Инструмент должен быть
хорошим. Многие мастера делают инструменты сами. А ещё инструменты должны быть
остро наточены. При выполнении работы нужно следить за посадкой. Локти должны
свободно лежать на столе, голову не нужно наклонять слишком низко. (слайд 9)
Ученица группы
мастеров. Инструменты
обязательно нужно осматривать и вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они
не заржавели. Хранить их нужно завернутыми в ткань, чтобы они не сломались и не
повредились.
Ученик группы
мастеров. Изделия
из древесины покрывали не только лаком, но и расписывали красками. Для этого
нужно, что бы поверхность древесины была ровной и гладкой. Сначала на заготовку
наносят рисунок через кальку, а потом раскрашивают в разные цвета. Раньше люди
считали, что расписные вещи отгоняли злых духов и привлекали добрых духов в дом.
А вместо красок использовали глину, уголь и мел. (слайд 10)
Учитель. Итак,
какие знания вы получили на занятии? ( ответы детей)
Ребята, а
вы хотели бы попробывать расписать деревянные доски? (ответы детей0 Тогда
давайте переместимся в мастерскую и попробуем это сделать.
(На столах заранее
подготовлены доски краски, гуашь, кисточки, рисункина кальке. Повторяются
правила работы.)
Учитель. Какие
замечательные работы у вас получились. Молодцы.
Поделитесь своими
впечатлениями о занятии.
Оцените свои знания.
Выберите одну из фраз: (слайд 11)
ü
Теперь
я знаю всё о народных промыслах, связанных с лесом.
ü
Я
хотел бы расширить свои знания о народных промыслах.
Информационные ресурсы
1. А.
Клиентов « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
2. Изучаем
«Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за
знания, 2009
3. Презентация
Microsoft Power Point.
4. Программа
внеурочной деятельности «Моя первая экология»
5. Толковый
словарь Ожегова (http://d-pankratov.livejournal.com/155452.html)
6. Толковый
словарь русского языка С.И.Ожегова «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
2005г
7. Ульяновский
Музей народного творчества (www.ulmincult.ru/37/80/172/567.html
8. Ульяновский
Музей Ремесла и быт
(www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=140)
9.
Ульяновский
Музей Столярная мастерская (http://www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=140)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.