Конспект
внеурочного занятия
на
основе авторской программы Н. А.Чураковой, Н. М. Лавровой «Музей в твоем
классе»
по
картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой
«За
завтраком».
Искусство - океан, открывающий
ищущему взору волшебные глубины.
А.П. Платонов
Цели:
предметные:
познакомить учащихся с жанром живописи: портрет, групповой
портрет;
метапредметные:
·
обогащение словарного запаса учащихся;
·
понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого художественного
полотна;
·
дальнейшее развитие интереса к художественному творчеству русской
художницы З.Е. Серебряковой;
личностные:
·
воспитание толерантности;
·
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного
языка;
·
способствовать развитию умения сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
·
умение отстаивать и доказывать свою собственную точку зрения;
Задачи:
-
находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать
(усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.
-
выделять на картине фрагменты, имеющие
самостоятельную ценность и целостность.
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что
изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.
Формы работы: работа в группах, работа в парах, индивидуальная
работа.
Оборудование: магнитная доска, репродукции картины З.Е. Серебряковой «За
завтраком» различных форматов (А4, А3, А1), лупы, картонные рамки, карточки с
заданиями.
Ход занятия
Учитель: Добрый день,
дорогие ребята! Я так рада видеть вас сегодня. Готовясь к нашей встрече, я не
могла прийти к вам с пустыми руками. И приготовила для вас небольшой подарок. Для
того, чтобы узнать что находится внутри этой коробочки, попробуйте отгадать
загадку.
Разноцветные
сестрицы
Заскучали
без водицы.
Дядя,
длинный и худой,
Носит
воду бородой.
И
сестрицы вместе с ним
Нарисуют
дом и дым.
Дети:
Это краски и кисточка
Учитель:
Верно, ребята. А как вы думаете, кому для работы нужны эти предметы?
Дети:
Они нужны художникам для рисования.
Учитель:
Правильно, ребята. Как заметил однажды Константин Паустовский: «Дело художника
– рождать радость». Объясните, в чем смысл этих слов?
Дети:
Художники, создавая свои картины, дарят радость людям.
Учитель:
Как интересно! Когда я была такой же маленькой как вы, меня заинтересовало
творчество удивительной художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. О ее
творчестве я прочитала впервые в детском журнале и так увлеклась, что сегодня
хочу и вас познакомить с ее творчеством, ведь Зинаида Евгеньевна является
автором множества картин. Вы со мной?
Дети:
Да.
Учитель:
Известно, что в жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. Сегодня на занятии
мы поговорим о традициях семьи. Одна из них описана в картине знаменитой
художницы.
(учитель
показывает репродукцию картины в формате А1, у каждого ребенка в формате А4)
Учитель:
О какой традиции идет речь?
Дети:
Собираться за столом.
Учитель:
верно, раньше в дворянских семьях было принято собираться во время завтрака,
обеда или ужина собираться всей семьей для трапезы. Попробуйте дать название
этой картине? Докажите.
Дети:
Эту картину можно назвать «За столом», потому что здесь собрались люди для
трапезы, «За обедом», потому что на столе стоит супница, из нее наливают суп.
Учитель:
В нашем современном мире, действительно, эта картина могла бы называться именно
так, но эта картина была написана в 1914 году. Зинаида Евгеньевна –
представитель дворянской семьи. И по традиции в дворянских семьях завтрак
состоял из двух частей. Первых завтрак – в 7 утра, а второй – ближе к полудню.
Поэтому авторское название картины - «За завтраком». Сколько детей сидит за
столом?
Дети:
Трое.
Учитель:
А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?
Дети:
В столовой находится четыре человека. Трое детей и женщина. Видны только
женские руки.
Учитель:
Подумайте, родные ли это друг другу люди? Как вы догадались?
Дети:
Это братья и сестра. Они похожи друг на друга.
Учитель:
Конечно, ребята. На картине изображена семья. Мало того, это семья художницы Зинаиды
Евгеньевны. Ее трое детей и она сама. Вообще, на тот момент в этой семье было
уже четверо детей. Но младшая дочь Катя была еще слишком мала чтобы сесть за
стол. Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура
(Александр) и Тата (Татьяна). Шуре – семь лет. Тате – два с половиной года.
Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола. – Женя, старший брат Шуры
и Таты. Ему восемь лет. А руки женщины – это руки самой художницы.
(дети
рассматривают картину, знакомятся с основным сюжетом)
Учитель:
Справа от картины расположены портреты самой художницы – Зинаиды Евгеньевны и
ее мужа Бориса Анатольевича Серебрякова. Посмотрите внимательно на картину. На
кого из родителей похожи Шура и Тата? А Женя?
Дети:
Шура и Тата похожи на папу, а Женя – на маму.
Учитель:
Попробуйте описать, что делают дети на этой картине?
Дети:
Тата и Женя ждут, когда мама нальет им суп, а Шура уже кушает.
Учитель:
Предположите, чем могли заниматься дети перед тем как сесть за стол? Почему вы
так думаете?
Дети:
Дети играли в подвижные игры. У них румянец на щечках?
Учитель:
Теперь становится понятно, почему Женя пьет воду?
Дети:
Да, он хочет пить, так как много бегал.
Учитель:
Молодцы, ребята! Оказывается, каждое художественное произведение таит в себе много
загадок! Давайте попробуем разгадать загадки этой картины. Мы сможем сделать это
только внимательно рассматривая ее детали, на которые с первого взгляда можно и
не обратить внимание. Проведем небольшие исследования. На столе у вас лупы.
Работая в группах, с помощью этого прибора постарайтесь ответить на вопросы,
которые записаны на карточках.
(Дети
работают в группах. Рассматривают детали картин с помощью луп. У всех групп
различные по содержанию задания.)
Группа 1
А) Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку?
рядом с Женей или рядом с Татой?
Б) А кому предназначена четвертая тарелка на столе?
Группа 2.
А) Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая
в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?
Б) Рассмотрите стул, на котором Тата сидит. Какая
подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было
удобно?
Группа 3
А) Предмет, из которого мать наливает в тарелку суп,
называется супницей. На чём стоит супница: прямо на скатерти или на
подставке? А почему не прямо на скатерти?
Б) найдите на картине еще столовые предметы из этого
же сервиза
(каждая группа отвечает на поставленные
вопросы, доказывая свое мнение)
Учитель:
А теперь вопрос для всех групп. Какую еще посуду вы видите на столе? Рассматривая
с помощью лупы все предметы посуды, ответьте на вопрос: сколько окон в этой
комнате? Докажите.
Дети:
В этой комнате два окна, так как на предметах посуды отражается два окна.
У:
Молодцы! Вы настоящие исследователи! Но на этом сюрпризы этой картины не
закончились. Предлагаю вам занять места за столами, которые находятся в конце
класса.
(группы
пересаживаются за другие столы, на которых подготовлены репродукции картины в
формате А3, рамки)
Учитель:
Работая в парах, с помощью рамок выделите фрагмент с портретом Жени. Можно ли
назвать этот фрагмент «Женя за завтраком»? Почему?
Дети:
Нет, потому что в объективе рамки остается только Женя, пьющий воду.
Учитель:
Переместите рамку вертикально так, чтобы фрагмент мог называться
“Тата за обеденным столом”. А может быть вы предложите свое название?
Учитель:
А теперь передвиньте рамку так, чтобы этот фрагмент можно было назвать «Портрет
Татьяны».
Учитель:
Обратите внимание на скатерть. Выделите фрагменты картины, которые доказывают
нам, что скатерть, которой застелен обеденный стол, лежала в шкафу в сложенном
виде?
Учитель:
Рассматривая эту картину, мы увидели, как тщательно описаны все детали. А кому
интересно было бы смотреть на эту картину? Почему?
Дети:
Интересно было бы смотреть родителям, бабушкам и дедушкам. Ведь смотря на эту
картину, они могли бы вспомнить свое детство.
Учитель:
Верно ребята, по числу картин посвященных семье, детям этой художнице нет
равных. В своих картинах она изображает очень дружную, любящую семью, теплые
взаимоотношения между детьми и родителями, традиции, которые не подвластны
времени. Свою любовь к детям Зинаида Евгеньевна показывает через трепетную
заботу о каждом из них. Здесь мы видим и свежую выпечку для лакомства детей, и
мягкую подушечку для дочки. А особый уют в этот дом приносит белоснежная
скатерть, красивая посуда, красиво накрытый стол. Мама с детства приучает своих
детей видеть прекрасное вокруг себя, и конечно же это не могло пройти
бесследно. Ведь все дети Зинаиды Евгеньевны связали свою жизнь с искусством. В
семье, ребята мы учимся жить в этом мире, семья дает нам основу для того, чтобы
быть успешными в этой жизни.
Учитель:
«Давным-давно жила семья, в которой было сто человек, но не было между ними
согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к
мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей
и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам
нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью?». Ребята, а
какой по-вашему мнению должная быть ваша семья? Выберите на карточках те
качества, которые необходимы для того, чтобы в доме было всем хорошо.
(дети выбирают те качества, которые необходимы для
создания дружной семьи)
Учитель:
Ребята, давайте построим домик для вашей семьи. Я думаю, что в основание мы
должны положить любовь. А какие еще качества будут присущи вашей семье?
Учитель: Надежная, любимая семья нужна каждому человеку.
Задача каждого из вас суметь дарить радость членам своей семьи, дарить им свою
любовь. Я благодарю вас за работу. До новых встреч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.