Инфоурок Русский язык КонспектыВнеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)

Внеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)

Скачать материал

«В МИРЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

(ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ)

I.                    Вступительное слово учителя. Русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом мы можем убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины рассказывают нам многие художественные произведения, памятники древности: сохранившиеся храмы, монастыри и многое другое. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее. Нам с вами знакомиться с прошлым помогает фольклор – устное народное творчество.

             Вспомните, пожалуйста, какие жанры фольклора вы знаете. (Пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, песни (обрядовые, исторические и лирические), частушки, былины, сказки, пересмешки, нескладухи.)

   Сегодня мы рады приветствовать вас на празднике русского фольклора. Здесь вы услышите прибаутки и нескладухи; будете отгадывать загадки, составлять пословицы и сочинять частушки; посмотрите сказки и станцуете; услышите народные песни и поиграете в народные игры. Уверена, вам не будет скучно: и сами посмеётесь, и других повеселите.

II.                 Литературовед В.Аникин утверждает: «Загадками не только испытывается сообразительность человека – они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях». Вот и вы перво-наперво отгадайте загадки. Отгадавших прошу выходить к сцене.

1)      Сижу верхом не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу, привечу. (Шапка.)

2)      И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб.)

3)      Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит. (Гусь.)

4)      Бегут плоски, загня носки. (Лыжи.)

5)      У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень.)

6)      Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

7)      У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

8)      Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)

9)      На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака.)

III.              А теперь дело дошло и до сказок. Именно о них А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Какие из народных сказок мы все знаем и любим? («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) Задание: нашим знатокам загадок предоставляется право стать героями сказки «Колобок».

   А вот кто из них какую роль будет играть, определим самым надёжным способом – считалками, о которых известно следующее: считалками решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел.

    К сцене приглашается знаток считалок. Затем «актёрам» вручаются листочки со словами их героев и даётся 5 – 7 минут на репетицию.

IV. Скоро мы посмотрим сказку, а сейчас черёд скороговоркам. На сцену приглашаются желающие участвовать в конкурсе на лучшего говоруна. Задание: как можно быстрее и чётче прочитать данные скороговорки:

1)      Тара-бары, растабары, у Варвары куры стары!

2)      Сыворотка из-под простокваши.

3)      Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во боры!

4)      Сыпь песочек в жёлтенький черепочек!

5)      Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

V.                Я думаю, наши актёры уже готовы к представлению, и сейчас мы полюбуемся их талантом, но сначала приглашаю сюда четырёх поэтов. Задание: по данным вам рифмам (стенка – переменка; пицца – влюбиться) сочинить  частушки на школьную тему.

VI.              Очень любили в старину нескладухи-небылицы:

          Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:

         На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь.

              Я с высокого забора прямо в воду упаду.

             Ну, кому какое дело, куда брызги полетят!

        Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

       Поведу свою хорошую всем людям напоказ!

 Наверное такие нескладухи многие из вас сочинят. Гораздо труднее сочинять частушки, да ещё не просто складные, а чтобы в них говорилось о школьном житье-бытье. Слово нашим поэтам. Хотелось бы, чтобы к ним присоединилась группа поддержки для исполнения сочинённых частушек.

VII.           За свою многовековую историю русский народ создал немало мудрых пословиц и поговорок. Ими восхищается А.С.Пушкин: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Приглашаю на сцену 4 знатоков пословиц. Задание: собрать пословицу из данных слов и слогов.

VIII.        А мы в это время послушаем шутки, прибаутки, которые тоже относятся к русскому фольклору:

1)      Тётушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались.

2)      Сказке конец. Кто слушал – молодец! А надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу. – Да покуда сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

3)      Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку. И упала в яму, - бух. Раздавила сорок мух!

  Слушаем «собранные» пословицы. Задание для зрителей: какие ещё пословицы вы знаете на эти темы? (О Родине, о труде.)

IX.              Много интересного можно было увидеть в прежние века на народных гуляниях. Но обязательными были шуточные игры. Самыми популярными были «Бой петухов» и перетягивание канатов. (Желающие играют попарно в «Бой петухов»: убрав руки за спину, прыгая на одной ноге, надо толкнуть соперника так, чтобы он встал на обе ноги. Затем набираются 2 команда на перетягивание канатов.)

X.                Всегда и везде народные праздники сопровождала русская народная песня, которая согревала, печалила, веселила людей. На сцену приглашаются знатоки русской народной песни. Конкурс «Угадай мелодию» с использованием «Караоке».

XI.              На сцену приглашаются мальчики для особенного конкурса-сюрприза. Для вас задание: хоровод! Ведь без него невозможно представить ни один народный праздник.

XII.           Где страданье, где веселье, там обязательно и русская пляска! Хоровод переходит на пляску под «Барыню», желающие присоединяются.

XIII.        Заключение. Посмотрите, какое богатство оставил нам в наследство наш народ: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, поучительные сказки и многое другое. Это не только плод народного досуга. Это достоинство и ум народа, способствующие укреплению его нравственного облика. Русский фольклор стал исторической памятью народа, праздничными одеждами его души. А мы с вами, восхищаясь народным творчеством, должны донести его до наших потомков, передать всё это богатство следующим поколениям россиян.

       На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за активное участие в нём. До следующих встреч в мире русского фольклора.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеурочное мероприятие по литературе "В мире русского фольклора" (5 - 7 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом мы можем убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины рассказывают нам многие художественные произведения, памятники древности: сохранившиеся храмы, монастыри и многое другое. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее. Нам с вами знакомиться с прошлым помогает фольклор – устное народное творчество.

  На данном мероприятии ученики погружаются в мир пословиц, поговорок, загадок, прибауток, скороговорок, частушек, нескладух. Они отгадывают загадки, составляют пословицы и сочиняют частушки; посмотрят сказки и попляшут; услышат народные песни и поиграют в народные игры. Этот праздник никого не оставит равнодушным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.03.2015 530
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Ирина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Ирина Павловна
    Иванова Ирина Павловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38813
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе