«В МИРЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»
(ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ)
I.
Вступительное слово учителя. Русская культура
уходит корнями в глубокую древность. В этом мы можем убедиться, посетив
краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших
веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины рассказывают нам многие
художественные произведения, памятники древности: сохранившиеся храмы,
монастыри и многое другое. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее.
Нам с вами знакомиться с прошлым помогает фольклор – устное народное
творчество.
Вспомните, пожалуйста, какие жанры фольклора
вы знаете. (Пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, песни
(обрядовые, исторические и лирические), частушки, былины, сказки, пересмешки,
нескладухи.)
Сегодня мы рады приветствовать вас на празднике русского
фольклора. Здесь вы услышите прибаутки и нескладухи; будете отгадывать загадки,
составлять пословицы и сочинять частушки; посмотрите сказки и станцуете;
услышите народные песни и поиграете в народные игры. Уверена, вам не будет
скучно: и сами посмеётесь, и других повеселите.
II.
Литературовед В.Аникин утверждает: «Загадками не
только испытывается сообразительность человека – они открывают мир
захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях». Вот и вы перво-наперво
отгадайте загадки. Отгадавших прошу выходить к сцене.
1)
Сижу верхом не знаю на ком. Знакомца
встречу, соскочу, привечу. (Шапка.)
2)
И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,
а всех милей. (Хлеб.)
3)
Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах
ходит. (Гусь.)
4)
Бегут плоски, загня носки. (Лыжи.)
5)
У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у
рыбы в море. (Тень.)
6)
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
7)
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя
всем. (Пальцы.)
8)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)
9)
На сене лежит, сама не ест и другим не даёт.
(Собака.)
III.
А теперь дело дошло и до сказок. Именно о них
А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Какие
из народных сказок мы все знаем и любим? («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) Задание:
нашим знатокам загадок предоставляется право стать героями сказки
«Колобок».
А вот кто из них какую роль будет играть, определим
самым надёжным способом – считалками, о которых известно следующее: считалками
решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел.
К сцене приглашается знаток считалок. Затем «актёрам»
вручаются листочки со словами их героев и даётся 5 – 7 минут на репетицию.
IV. Скоро мы посмотрим сказку, а сейчас черёд
скороговоркам. На сцену приглашаются желающие участвовать в конкурсе на лучшего
говоруна. Задание: как можно быстрее и чётче прочитать данные
скороговорки:
1)
Тара-бары, растабары, у Варвары куры стары!
2)
Сыворотка из-под простокваши.
3)
Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во
боры!
4)
Сыпь песочек в жёлтенький черепочек!
5)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха! Ха!
Ха! Ха! Ха!
V.
Я думаю, наши актёры уже готовы к представлению, и
сейчас мы полюбуемся их талантом, но сначала приглашаю сюда четырёх поэтов. Задание:
по данным вам рифмам (стенка – переменка; пицца – влюбиться) сочинить
частушки на школьную тему.
VI.
Очень любили в старину нескладухи-небылицы:
Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:
На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь.
Я с высокого забора прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело, куда брызги полетят!
Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.
Поведу свою хорошую всем людям напоказ!
Наверное
такие нескладухи многие из вас сочинят. Гораздо труднее сочинять частушки, да
ещё не просто складные, а чтобы в них говорилось о школьном житье-бытье. Слово
нашим поэтам. Хотелось бы, чтобы к ним присоединилась группа поддержки для
исполнения сочинённых частушек.
VII.
За свою многовековую историю русский народ создал
немало мудрых пословиц и поговорок. Ими восхищается А.С.Пушкин: «Что за
роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Приглашаю на сцену 4 знатоков пословиц. Задание: собрать пословицу из
данных слов и слогов.
VIII.
А мы в это время послушаем шутки, прибаутки,
которые тоже относятся к русскому фольклору:
1)
Тётушка Арина кашу варила, Егор да Борис
из-за каши подрались.
2)
Сказке конец. Кто слушал – молодец! А надо
бы каждому молодцу с огорода по огурцу. – Да покуда сказку слушали, огурцы на
огороде зайцы скушали.
3)
Шла торговка мимо рынка, споткнулась о
корзинку. И упала в яму, - бух. Раздавила сорок мух!
Слушаем «собранные» пословицы. Задание для зрителей: какие ещё пословицы
вы знаете на эти темы? (О Родине, о труде.)
IX.
Много интересного можно было увидеть в прежние века
на народных гуляниях. Но обязательными были шуточные игры. Самыми популярными
были «Бой петухов» и перетягивание канатов. (Желающие играют попарно в «Бой
петухов»: убрав руки за спину, прыгая на одной ноге, надо толкнуть соперника
так, чтобы он встал на обе ноги. Затем набираются 2 команда на перетягивание
канатов.)
X.
Всегда и везде народные праздники сопровождала
русская народная песня, которая согревала, печалила, веселила людей. На сцену
приглашаются знатоки русской народной песни. Конкурс «Угадай мелодию» с
использованием «Караоке».
XI.
На сцену приглашаются мальчики для особенного
конкурса-сюрприза. Для вас задание: хоровод! Ведь без него невозможно
представить ни один народный праздник.
XII.
Где страданье, где веселье, там обязательно и
русская пляска! Хоровод переходит на пляску под «Барыню», желающие
присоединяются.
XIII.
Заключение. Посмотрите,
какое богатство оставил нам в наследство наш народ: мудрые пословицы и хитрые
загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, поучительные сказки и
многое другое. Это не только плод народного досуга. Это достоинство и ум народа,
способствующие укреплению его нравственного облика. Русский фольклор стал
исторической памятью народа, праздничными одеждами его души. А мы с вами,
восхищаясь народным творчеством, должны донести его до наших потомков, передать
всё это богатство следующим поколениям россиян.
На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за активное участие в нём. До
следующих встреч в мире русского фольклора.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.