Департамент
образования, науки и молодёжной политики
Воронежской
области
Государственное
образовательное бюджетное учреждение
среднего
профессионального образования Воронежской области
«Семилукский
государственный технико-экономический колледж»
Методическая
разработка внеурочного мероприятия по химии
Конкурс «Знатоки
химии»
Составила
преподаватель химии
Подрезова И.Г.
Семилуки
2014
Цели мероприятия:
1. Воспитание
чувства гордости за русского учёного, за отечественную науку.
2. Развитие
интереса студентов к изучению дисциплины.
3. Развитие
технической речи студентов и познавательного интереса к будущей специальности.
4. Демонстрация
приобретённых знаний, умений и навыков.
5. Формирование
компетенции будущего специалиста.
6. Профориентационная
работа.
7. Развитие
творческих способностей студентов.
8. Формировать
умение работать в коллективе.
9. Проверить
глубину и прочность знаний.
Оборудование:
·
газеты,
кроссворды, фотовыставка, плакаты;
·
выставка
рефератов студентов;
·
оборудование
и реактивы для демонстрации опытов;
·
плакаты
с высказываниями учёных пожеланиями болельщиков.
Введение
С целью привития интереса к предмету,
расширения знаний по дисциплине, считаю необходимым проведение внеурочных
мероприятий. Они требуют большой подготовительной работы, но потраченное время
полностью себя оправдывает. Подготовка к подобному мероприятию имеет
положительный эффект не только в плане учебной дисциплины. Но и прививает такие
необходимые качества, как взаимовыручка, чувство ответственности за порученное
дело, самоконтроль, умение работать и проявить себя в команде. Студенты учатся
выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. Они с интересом работают с
дополнительной литературой. Такие мероприятия зрелищны, проходят на большом
эмоциональном подъёме. Студенты по-иному воспринимают предмет, стараются
повысить успеваемость, качественнее готовиться к занятиям, чтобы больше знать и
понимать. Из внеурочных мероприятий именно конкурсы особенно приемлемы на
первых курсах. Они доходчивы, интересны, зрелищны, познавательны.
Подготовка
к конкурсу
За 2-3 недели до конкурса студентам
сообщается о предстоящем мероприятии. Предлагается сформировать команду из 6
человек, назначить капитана. Остальные студенты групп – болельщики. В конкурсе приняли
участие студенты группы Т-14 и ТП-14. Участники команд выбирают себе капитана,
заранее готовят название команды, приветствие, домашнее задание. В период
подготовки было проведено две репетиции и заранее участникам команд были
сообщены виды конкурсных заданий.
В данном конкурсе были
использованы следующие конкурсные задания:
Ø приветствие;
Ø разминка;
Ø конкурс
капитанов;
Ø домашнее
задание;
Ø химическая
эстафета;
Ø занимательный
вопрос (конкурс болельщиков);
Ø занимательные
опыты
Ведущими конкурса были студенты 2 курса.
Членами жюри – приглашённые преподаватели и студенты старших курсов,
специальностей 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий и 260807 Технология продукции общественного питания.
Проведение
конкурса
Вступительное слово преподавателя.
Уважаемые друзья, мы рады вас
приветствовать на нашем конкурсе, конкурсе «Знатоков химии». В этом году
исполняется 180 лет со дня рождения Д.И.Менделеева, основателя периодической
системы элементов. Все вы прекрасно знаете, что периодическая система является
главным звеном при изучении неорганической химии, которую мы с вами закончили
повторять, и сегодня, хотелось бы подвести итог нашей работы. А поможет нам в
этом на уважаемое жюри (представить членов жюри). Участниками конкурса являются
студенты групп Т-14, их капитан Дмитриева Елизавета и группа ТП-14 во главе с
капитаном . Так давайте же узнаем, кто у нас самый сообразительный,
творчески мыслящий, знающий, самый, самый . . .. Хотелось бы ещё обратиться к
болельщиком, вы тоже можете принять участие и помочь своей команде.
Ведущий 1.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых
Ведущий 2.
Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ведущий 1.
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех твоих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете.
Ведущий 2.
Кипит железо, серебро, сурьма,
И тёмно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Ведущий 1.
Знаете ли вы, что до Менделеева делали
попытки создать систему элементов другие учёные, но периодического закона они
не открыли.
Ведущий 2.
. . . что первое сообщение о первой
системе элементов за больного Менделеева сделал учёный Меншуткин на заседании
Русского химического общества в 1869 году.
Ведущий 1.
. . . что Д.И.Менделеев был доктором 6
университетов, членом 7 научных обществ и академий, почётным членом 42 обществ
членом корреспондентом 8 академий. И в тоже время он не был членом Российской
академии наук.
Ведущий 2.
Удивительная страна – химия! Каких только
диковин в ней нет! Воздух в ней превращается в удобрение. Глину перерабатывают
в фарфор и фаянс. Из древесных опилок получают спирты, а из газа и нефти –
красивые ткани, меха, кожу. И в этой стране есть город, основанный 1 марта 1869
года и названный «Периодическая система».
Ведущий 1.
Сначала в этом городе жило толь 63 жителя.
Вопрос с жилплощадью здесь решался положительно раз и навсегда, обмен
жилплощадью был запрещён. Каждый житель-элемент проживает в отдельном доме, за
исключением водорода, который имеет две квартиры и до сих пор не знает, где
поселиться.
Ведущий 1.
Отличается данный город строгой
планировкой проспектов и улиц. В городе семь проспектов-периодов. На них живут
дальние родственники, правда на шестом и седьмом проспектах имеются кварталы,
где живут очень близкие родственники, их так и называют семейство «лантаноидов»
и семейство «актиноидов». Население проспектов подсчитывается по магической
формуле. Каждый проспект начинается очень активным жителем «щелочным металлом»,
а заканчивается ленивым, пассивным, его так и называют «инертный газ».
Ведущий 2.
Характер жителей-элементов каждого
периода-проспекта изменяется закономерно, по мере увеличения заряда ядра
наблюдается переход от миролюбиво настроенных, готовых отдать последнюю одежду
с себя, их называют – восстановителями к агрессивным сильным окислителям,
которые стараются только брать и ничего не отдавать!
Ведущий 1.
Кроме проспектов в городе 8 улиц-групп и
имеются переулки-подгруппы. Жители города весьма работоспособны и трудятся,
проявляя окислительно-восстановительные способности. Благодаря их неустанной
деятельности уже получено около 500 тыс. неорганических и более 10 млн.
органических соединений.
Ведущий 2.
Каждый житель-элемент устраивает своё
счастье по-разному. Так жители улиц под номером 1 и 2 видят своё назначение в
безвозмездной отдаче своих электронов, а жители шестой и особенно седьмой улиц
строят своё благополучие за счёт беззастенчивой эксплуатации других, по секрету
жители города называют их в шутку «окислители-грабители». Как говорится, в
семье не без урода. А на правой стороне города, на околице, живёт и не тужит
целое семейство инертных бездельников. Но под влиянием общественного мнения
остальных жителей города, они медленно, с большой неохотой, изменяют свой
характер, в их активе насчитывается несколько соединений, но каких трудов это
стоило науке и их ближайшим соседям, да и вообще всем жителям города!
Ведущий 1.
Жители свято помнят и чтят основателя
своего города Д.И.Менделеева. В честь его на площади города 7 проспекта
установлен памятник – элемент Менделеевий. Облик города постоянно меняется.
Растёт, расширяется. Число жителей на сегодня 118 и предполагается рождение
новых.
Ведущий 2.
Жители каждой улицы имеют свой
неповторимый характер и каждый по-своему знаменит! Давайте познакомимся с
некоторыми из них. Итак, начинаем наше состязание и первый конкурс - «Приветствие».
Ведущий 1.
А теперь «Разминка». Задаются
вопросы поочерёдно каждой команде. Отвечают после поднятия «сигнальной
карточки». Если команда затрудняется, слово переходит соперникам и зрителям.
1. Какой
элемент 3 группы носит название соснового леса?
2. Назовите
самый распространённый элемент на Земле.
3. Назовите
самый распространённый металл на Земле.
4. О
каком металле идёт речь: этот элемент является важнейшим из всех видов сырья,
сыгравшим революционную роль в истории.
5. Почему
у натрия постоянная валентность (степень окисления), а у хрома – переменная?
6. Какое
молоко не пьют?
7. Ёрш
– рыба семейства окуневых, а для чего в химии нужны ерши?
8. Хлеб
– пищевой продукт, а что понимают под выражением «хлеб промышленности»?
9. А
какое вещество называют «хлебом химии»?
10.Два животных
дружат так, что в честь их назвали знак.
Неметалл он,
сероват, крыс, мышей морить мастак.
Стоматологи у нас
очень ценят этот знак.
Ведущий
2.
Следующий конкурс
капитанов.
1) Необходимо
прочитать выдержки из литературных произведений, где бы упоминался химический
элемент или вещество.
2) Химическая
дуэль. Тема «
3)Без него мы жить
не можем
Он всегда нам всем
поможет
Он находится везде
–
И на суше и в
воде.
Кто же скажет нам
из вас,
Как зовётся этот
газ?
Ведущий
1.
А теперь конкурс «Домашнее
задание». Каждая команда представляет интересные факты об элементах и
демонстрирует рекламный буклет.
Ведущий
2.
Следующий конкурс «Химическая
эстафета»
Перед вами цепочка
превращений. Каждый представитель команды осуществляет одно из превращений и
передаёт эстафету следующему участнику. Засчитываются только те реакции,
которые будут написаны без единой ошибки.
Ведущий
1.
Теперь настало
время болельщиков поддержать свои команды и заработать для них дополнительные
баллы. Конкурс болельщиков, который мы назвали «Занимательный вопрос»
1. Составьте
существительные из слова «неэлектролит».
2. Смог
снаружи показать
Электронов
целых пять.
И судьбою не обижен,
Аллотропии привычен:
Красный, белый, чёрный цвет,
В рыбе главный элемент.
3. Занимательные
вопросы
a) AlCl3
+ NaOH = Al(OH)3
NaOH
+ AlCl3
= почему не получается осадка?
б)растворили в воде карбонат
кальция и хлорид натрия. В полученные растворы добавили фенолфталеин. Почему
фенолфталеин окрасился в малиновый цвет только в первом растворе?
Ведущий 2.
Какой же конкурс по химии без занимательных
опытов? Пока жюри подводит окончательные итоги, вашему вниманию
предлагается несколько занимательных опытов. Демонстрируются опыты:
- фараоновы
змеи;
- кровавая
рана;
- несгораемый
платок;
- вулкан
Ведущий 1. Конкурс наш занимательный на
этом закончить хотим и желаем всем обязательно – отличных успехов по химии.
Подведение итогов. Награждение
победителей.
Оценочный
лист
Конкурсы
|
Группа
Т-14
«Кремний»
|
Группа
ТП-14
«Бесценный
алюминий»
|
Приветствие
|
|
|
Разминка
|
|
|
Конкурс капитанов
|
|
|
Домашнее задание
|
|
|
Химическая эстафета
|
|
|
Занимательный вопрос
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.