Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее
актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического
кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности
детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет
ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей
ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше –
одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года (1-4 классы). Занятия 1 раз
в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Ø
развивать математический образ мышления
Задачи:
Ø
расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
Ø
расширять математические знания в области
многозначных чисел;
Ø
содействовать умелому использованию символики;
Ø
учить правильно применять математическую
терминологию;
Ø
развивать умения отвлекаться от всех качественных
сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Ø
уметь делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли.
Принципы
программы:
Ø
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Ø
Научность
Математика
– учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Ø
Системность
Курс
строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим
(решение математических задач).
Ø
Практическая направленность
Содержание
занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Ø
Обеспечение мотивации
Во-первых,
развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,
во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на
олимпиадах по математике.
Ø
Реалистичность
С
точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 135 занятий.
Ø
Курс ориентационный
Он
осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия
в кружке должны помочь учащимся:
Ø
усвоить основные базовые знания по математике; её
ключевые понятия;
Ø
помочь учащимся овладеть способами
исследовательской деятельности;
Ø
формировать творческое мышление;
Ø
способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах ,
играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø
решение занимательных задач;
Ø
оформление математических газет;
Ø
участие в математической олимпиаде, международной
игре «Кенгуру»;
Ø
знакомство с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
Ø
проектная деятельность
Ø
самостоятельная работа;
Ø
работа в парах, в группах;
Ø
творческие работы
Учебно-тематическое планирование
на третий год занятий кружка «Математический
калейдоскоп»
(3 класс)
Наименование тем курса
|
Виды деятельности
|
Форма контроля
|
1.Вводное занятие
«Математика –
царица наук»
|
|
|
2. Как люди научились считать.
|
выполнение
заданий презентации «Как люди научились считать»
|
|
3. Интересные приемы устного счёта.
|
устный счёт
|
|
4. Решение занимательных задач в стихах.
|
работа в группах:
инсценирование загадок, решение задач
|
|
5. Упражнения с многозначными числами (класс
млн.)
|
работа с
алгоритмами
|
|
6. Учимся отгадывать ребусы.
|
составление
математических ребусов
|
конкурс на лучший
математический ребус
|
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
|
решение теста - кроссворда
|
проверочный тест
|
8. Упражнения с многозначными числами (класс
млр.)
|
работа с
алгоритмом
|
контрольный тест
|
9. Решение ребусов и логических задач.
|
самостоятельная
работа
|
мини-олимпиада
|
10. Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными.
|
составление схем,
диаграмм
|
|
11. Загадки- смекалки.
|
составление
загадок, требующих математического решения
|
конкурс на лучшую
загадку-смекалку
|
12. Игра «Знай свой разряд».
|
работа с таблицей
разрядов
|
тест
|
13. Обратные задачи.
|
работа в группах
«Найди пару»
|
познавательная
игра «Где твоя пара?»
|
14. Практикум «Подумай и реши».
|
самостоятельное
решение задач с одинаковыми цифрами
|
|
15.Задачи с
изменением вопроса.
|
инсценирование
задач
|
конкурс на лучшее
инсценирование математической задачи
|
16. «Газета любознательных».
|
проектная
деятельность
|
конкурс на лучшую
математическую газету
|
17.Решение
нестандартных задач.
|
решение задач на
установление причинно-следственных отношений
|
|
18.Решение олимпиадных задач.
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная
олимпиада
|
19.Решение задач международной игры
«Кенгуру»
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная олимпиада
|
20. Школьная олимпиада
|
решение заданий
повышенной трудности
|
|
21. Игра «Работа над ошибками»
|
работа над
ошибками олимпиадных заданий
|
|
22.Математические горки.
|
решение задач на
преобразование неравенств
|
конкурс на лучший
«Решебник»
|
23. Наглядная алгебра.
|
работа в группах:
инсценирование
|
|
24.Решение
логических задач.
|
схематическое
изображение задач
|
|
25.Игра «У кого какая цифра»
|
творческая работа
|
|
26.Знакомьтесь: Архимед!
|
работа с
энциклопедиями и справочной литературой
|
создание на
бумаге эскизов слайдов будущей презентации
|
27.Задачи с
многовариантными решениями.
|
работа над
созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
|
|
28.Знакомьтесь: Пифагор!
|
работа с
информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
|
викторина
|
29.Задачи с многовариантными решениями.
|
Работа в парах по
решению задач
|
|
30.Учимся комбинировать элементы знаковых
систем.
|
составление
знаковых систем
|
тест
|
31.Задачи с многовариантными решениями.
|
индивидуальная
работа
|
|
32.Математический КВН
|
работа в группах
|
|
33. Повторение. Конкурс знатоков
|
соревнование в
группах
|
|
34. Круглый стол «Подведем итоги»
|
коллективная
работа по составлению отчёта о проделанной работе
|
анкетирование
|
ИТОГО:
34 часа
Учебно-тематическое планирование
на четвертый год занятий кружка «Математический калейдоскоп»
(4 класс)
Наименование
тем курса
|
Виды
деятельности
|
Форма
контроля
|
|
|
1. Вводное занятие «Математика – царица
наук»
|
разгадка
«математических фокусов»
|
|
|
2. Конкурс эрудитов
«А ну, познания
человеческие, поглядим, кто – кого!» (Жан Поль Сартр)
|
групповая работа,
решение
нестандартных задач
|
|
|
3. Проектная деятельность «Великие
математики»
|
работа со
словарями, энциклопедиями
|
конкурс буклетов
о великих математиках
|
|
4. Геометрические упражнения «Путешествие в
Страну Геометрию»
|
запись
геометрических понятий, решение геометрических заданий
|
|
|
5. Упражнения с чертежей на нелинованной
бумаге.
|
Практическая
работа
|
выставка «Я –
чертёжник!»
|
|
6. Игра «Удивительный квадрат».
|
Работа в группе,
решение упражнений с квадратами
|
|
|
7. Преобразование фигур на плоскости.
|
Конструирование
фигур на плоскости из различного материала
|
|
|
8. Задачи-смекалки.
|
Решение
нестандартных задач
|
|
|
9. Симметрия фигур.
|
Создание
мини-альбома «Узоры геометрии»
|
выставка альбомов
«Узоры геометрии»
|
|
10.Соединение и
пересечение фигур.
|
Вычерчивание
геометрических фигур
|
|
|
11.Познавательная
игра «Семь вёрст…»
|
решение
нестандартных заданий на меры длины
|
|
|
12.Вычисление
площади фигур.
|
Создание
мини-проекта «Наш школьный стадион»
|
|
|
13.Школьная
олимпиада по математике
|
решение заданий
повышенной трудности
|
|
|
14.Объём фигур.
|
проведение
вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный
стадион»
|
защита проекта
|
|
15.Математика в
играх и задачах.
|
Презентация
|
|
|
16.Логическая
игра «Молодцы и хитрецы»
|
решение задач на
упорядочивание множеств
|
|
|
17.Конструирование
предметов из геометрических фигур.
|
мини-проект «Наша
детская площадка»
|
|
|
18.Проектная
деятельность «Зрительный образ квадрата».
|
работа над
проектом «Наша детская площадка»
|
защита проекта
|
|
19.Районный тур
олимпиады
|
решение заданий
повышенной трудности
|
|
|
20. Международная игра «Кенгуру»
|
Решение
нестандартных математических заданий
|
|
|
21. Открытие нуля.
|
исследовательская
работа «Почему так?»
|
|
|
22. Экскурсия в
компьютерный класс.
|
экскурсия
|
конкурс рисунков
«Наш школьный компьютерный кабинет»
|
|
23.Компьютерные
математические игры.
|
сообщения о
домашних компьютерных математических играх
|
|
|
24. Конкурс
знатоков (отборочный тур)
|
решение
нестандартных заданий
|
|
|
25.Учимся комбинировать элементы знаковых
систем.
|
составление
суперпримеров
|
защита работ «Мой
суперпример – самый лучший!»
|
|
26. Конкурс
знатоков (итоговый тур)
|
решение
нестандартных заданий
|
|
|
27. Учимся
разрешать задачи на противоречия.
|
решение игровых
заданий «Богатыри и разбойники»
|
|
|
28. Игра «Гонка
за лидером: меры в пословицах»
|
повторение единиц
измерения
|
|
|
29. Анализ проблемных ситуаций во
многоходовых задачах.
|
Решение задач
повышенной сложности
|
|
|
30. Математическая викторина
|
решение
нестандартных заданий
|
|
|
31,32 .Решение геометрических задач
|
|
|
|
33. Сочинение «Место математики в моей
жизни»
|
творческая работа
|
|
|
34.Повторение. Конкурс- соревнование
|
Математические
игры и задания
|
|
|
ИТОГО: 34 часа
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Математический калейдоскоп»
(1 класс)
Наименование тем курса
|
Основное содержание каждой темы
|
Виды деятельности
|
1. Математика – царица наук.
|
Значение математики в жизни людей и
общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.
|
Выступление учителя. Обсуждение в группе
«Математика в жизни людей».
|
2. Как люди научились считать.
|
Правила счета у древних людей. Отношение
«много» и «один».
Счет – требование жизни.
|
Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа
в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой.
|
3. Как люди научились записывать цифры.
|
Способы записывать числа.
Запись чисел у разных народов.
|
Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь
числа».
|
4. Все началось с пятерни.
Первобытный «компьютер», который всегда с
нами.
|
Первые пять цифр – самые главные. Ручной
счет разных народов.
|
Творческая работа. Игры: «Правильно расставь
вагоны», «Рисунок и число»
|
5. Геометрия вокруг нас.
|
Геометрические фигуры. Из истории круга.
Квадрата, треугольника.
|
Инсценировка «Круг и треугольник». Игра
«Танграмм»
|
6. Игра – занятие «Путешествие по стране
МАТЕМАТИКА»
|
Пространственные представления.
Геометрические фигуры.
|
Математические лабиринты. Инсценировки.
Магические квадраты.
|
7. Развивающие игры. Путешествие по стране
«Красная Шапочка»
|
Решение математических закономерностей.
|
Лабиринты.
Закономерности. Графические
диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано»
|
8. Цифра ноль. История открытия ноля.
|
Загадочная и необычная цифра, которой
обозначают отсутствие чего – либо.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю»
|
9. Экскурс в историю чисел.
|
История чисел от 1 до 10.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Математические цепочки.
|
10. История возникновения знаков «+»,
«-», «=».
|
Откуда в тетрадках и учебниках появились
простые знаки «+», «-», «=».
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
11. История линейки.
|
Линейке исполнилось 220 лет.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
12. Праздник от 1 до 10.
|
Обобщение знаний о числах.
|
Представление – презентация «От 1 до 10»
|
13. Внеклассное занятие «Кто нам в школе
помогает: чертит, пишет и стирает?»
|
Знакомство со школьными принадлежностями:
циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик.
|
Инсценировки, сообщения детей, разгадывание
загадок, чтение стихотворений.
|
14. Математические игры.
|
Обобщение знаний о числах.
|
Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру»,
«Угадайка».
|
15. Математические ребусы.
|
Задания на развитие математического
представления.
|
Ребусы. Работа в парах и группах.
|
16. Заседание Клуба знатоков математики.
|
Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки
операций сложения и вычитания.
|
Математический диктант, игра «Рыбалка»,
Эстафета.
|
17. Математический КВН.
|
Участие в конкурсах с математической
направленностью.
|
Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой
скороговорок», «Театрализованный»
|
18. История игры «Танграмм».
|
История игры «Танграмм»
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Складывание фигурок.
|
19. Задачи в стихах.
|
Решение занимательных задач в стихах.
|
Самостоятельное решение. Работа в группах.
Индивидуальная работа.
|
20. Математические сказки.
|
Как родилась линия? Приключения точки.
|
Упражнения в черчении разных отрезков,
сравнение по длине.
|
21. Час веселой математики.
|
Участие в математических конкурсах.
|
Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица
сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число».
|
22. Математический бой.
|
Участие в дидактических играх
соревновательного характера.
|
Игры: «В какой дом отнести телеграмму»,
«Найди себе пару», «Угадай место игрушки», «Воздушные шары».
|
23. Проект «Создание задачника по математике»
|
Подбор задач о животных и растениях нашего
края.
|
Работа в группах и парах. Работа с
энциклопедической и справочной литературой.
|
24. Решение олимпиадных задач.
|
Задачи повышенной сложности.
|
Коллективная работа. Работа в группах и
парах.
|
25. Математика и профессии людей.
|
Знакомство с профессиями людей .
|
Презентация – проект «Профессии и
математика»
|
16. Знакомьтесь: ПИФАГОР!
|
Вклад Пифагора в развитие математики.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
27. Математические цепочки.
|
Решение математических цепочек.
|
Работа в парах и группах.
|
28. Знакомьтесь: АРХИМЕД!
|
Вклад Архимед в развитие математики.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
29. Практикум «Подумай и реши»
|
Сложение и вычитание чисел , решение задач.
|
Самостоятельная работа, решение задач и
выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик»
|
30. Игра «Самый внимательный»
|
Закрепление навыков сложения и вычитания
через игру.
|
Коллективная работа
|
31.Общественный смотр знаний
|
Решение математических заданий.
|
Веселый задачи, решение примеров,
математические квадраты.
|
32-33. Просмотр видеофильмов, кинофильмов по
математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач.
|
ИТОГО: 33 часа
Учебно-тематическое планирование
на второй год занятий кружка «Математический
калейдоскоп»
(2 класс)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Содержание
занятий
|
1
|
Математика – это
интересно
|
1
|
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
перемещается по
командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом
поле 3х3
клетки).
|
2
|
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
|
1
|
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Проверка
выполненной работы.
|
3
|
Путешествие
точки.
|
1
|
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
заданной
последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка
работы.
Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
|
4
|
«Спичечный»
конструктор
|
1
|
Построение конструкции по заданному образцу.
|
5
|
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
|
1
|
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
|
6
|
Волшебная
линейка
|
1
|
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки.
|
7
|
Праздник числа 10
|
1
|
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
|
8
|
Конструирование
многоугольников
из деталей
танграма
|
1
|
Составление многоугольников с заданным разбиением на
части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном
масштабе. Проверка выполненной работы.
|
9
|
Игра-
соревнование
«Веселый счёт»
|
1
|
Найти, показать и назвать числа по порядку
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по
порядку, а разбросаны по всей таблице.
|
10
|
Игры с шахматными фигурами.
|
1
|
Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать
шахматными фигурами. Взаимный контроль.
|
11
|
«Спичечный»
конструктор
|
1
|
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка
выполненной
работы.
|
12
|
Игры с шахматными фигурами
|
1
|
Выполнение заданий по образцу, делать выводы и
обосновывать их, использовать метод от обратного.
|
13
|
Весёлая геометрия
|
1
|
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
|
14
|
Математические
игры
|
1
|
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах
10»;«Вычитание в пределах 10».
|
15
|
«Спичечный»
конструктор
|
1
|
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка
выполненной работы.
|
16
|
Задачи-смекалки.
|
1
|
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
несколько способов решения.
|
17
|
Прятки с
фигурами
|
1
|
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
|
18
|
Математические
игры
|
1
|
Построение «математических» пирамид
|
19
|
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
|
20
|
Математическая
карусель.
|
1
|
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические
головоломки», «Занимательные задачи».
|
21
|
Уголки
|
1
|
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному
замыслу.
|
22
|
Игра в магазин.
Монеты.
|
1
|
Сложение и вычитание в пределах 100.
|
23
|
Конструирование
фигур из деталей
танграма
|
1
|
Составление фигур с заданным разбиением на части; с
частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
|
24
|
Игры с шахматными фигурами
|
1
|
Выполнение заданий по образцу, делать выводы и
обосновывать их, использовать метод от обратного.
|
25
|
Математическое
путешествие.
|
1
|
Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в
группах.
|
26
|
Математические
игры
|
1
|
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками».
|
27
|
Игры с шахматными фигурами
|
1
|
Делать выводы и обосновывать их, используя два типа
рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)
|
28-29
|
Секреты задач
|
1
|
Решение задач разными способами. Решение нестандартных
задач.
|
30-31
|
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
|
32-33
|
Математические
игры
|
1
|
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах
100»;
«Вычитание в пределах 100».
|
34
|
Математическая
карусель.
|
1
|
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические
головоломки. Занимательные задачи.
|
ИТОГО: 34 часа
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В.
Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
- Агафонова И.
Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для
детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю.,
Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И.
Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего
характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э.
Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г.
Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как
научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П.
Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся
математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 –
4 классы. М., 2004
- Методика работы с
задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный
научно-методический журнал
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.