Пояснительная записка
Особое место в современной жизни занимают социально-значимые или практико-ориентированные
краеведческие проекты, которые позволяют не только привлечь учащихся к проблеме
социума, но и развивать их умения и навыки исследовательской деятельности,
творческих способностей и воспитывать чувства
гражданской ответственности и сопричастности со своей малой Родиной.
В сфере патриотического воспитания велик воспитательный потенциал и
гуманитарных дисциплин, в частности учебных курсов истории и литературы – само
содержание учебного материала, в котором сконцентрированы социокультурный опыт
человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности,
гуманизма.
В
целях активизации патриотического воспитания, формирования у обучающихся общечеловеческих
ценностей, воспитания в них уважения к традициям учебного заведения, а также
воспитания любви к «малой» родине, к ее культуре и истории был создан
социально-значимый проект «Я – часть малой Родины!», на основе
метапредметных связей русского языка и литературы, истории и обществознания.
В
преподавании гуманитарных дисциплин сегодня актуальны методы активного
обучения. Это организация целостного учебно-воспитательного процесса, в
котором наряду с урочной системой занятий используется, например, коллективная
и индивидуальная деятельность учащихся, стимулирующая их творческую и
гражданско-патриотическую активность, развивающая нравственные качества,
самостоятельность мышления и др.
Данный
авторский проект, адаптированный для местного социума, был рассмотрен на
заседании школьного методического объединения «Родники» и утвержден решением
Педагогического Совета школы как дополнительная образовательная часть школьного
компонента.
Содержательная часть проекта «Я – часть малой Родины!»
Образовательный
потенциал проектной деятельности заключается в возможности учащихся:
1.
Повышения мотивации в получении дополнительных знаний;
2.
Изучения методов научного познания
3.Выдвинуть
и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта,
найти метод анализа ситуации;
4.
Рефлексии и интерпретации результатов.
Работа
над проектом способствует воспитанию у учащихся
значимых общечеловеческих ценностей (патриотизм, социальное партнерство,
толерантность, диалог); чувств ответственности, самодисциплины; способности к
самоорганизации и гражданской ответственности.
Проектная
деятельность развивает исследовательские и
творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательного проекта состоит в том, чтобы научить детей
проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного
социокультурного вопроса.
Краеведческий проект рассчитан на три года имеет следующие цели на 2013–
2014 учебный год:
Теоретические:
-
научить учащихся самостоятельному достижению намеченной цели и научить
предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
-
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее
можно почерпнуть;
-учить навыкам проводить
исследования, передавать и систематизировать полученный в ходе исследования
материал;
-
формирование навыков совместной работы и делового общения в группе.
Практические:
-воспитание
чувства патриотизма и уважения к истории родного поселка;
-расширить
знания учащихся и их родителей об исторических памятниках и возможности их
сохранения;
-систематизировать
и изучить материал исследования для передачи его в школьный музей.
Проблема
проекта: сохранение историческо-культурного
наследия поселка.
Этапы
проекта:
1.Составление
плана проекта, выявление его актуальности.
2.Работа
с социумом и населением по сбору необходимых материалов об усадьбе графа Воронцова-Дашкова,
Барской плотине; ремонтно – эксплуатационном заводе, земляках–участниках ВОВ и
работниках тыла, знаменитых выпускниках школы.
3.Систематизация
краеведческого исследования и его анализ.
4.Оформление
материала в школьный краеведческий музей.
5.Презентация
полученных материалов.
Планирование
работы над проектом: определение временных
рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности
о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных
оказать влияние на ход исследовательской работы
Аналитический
этап: исследовательская работа учащихся и
самостоятельное получение новых сведений; поиск и сбор информации через
знания жителей поселка, учителей; переписка с бывшими односельчанами; обмен
информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными
консультантами и т.д.); привлечение материалов архивов, краеведческого музея
г. Хвалынска и школьного музея, средств массовой информации, Интернета.
Презентация
полученных результатов: осмысление полученных
данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также
накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная
презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная
презентация результатов на уровне школы, района и области.
Участники
проекта:
учащиеся
9-11 классов 2012 – 2013 учебного года
учащиеся
6-11 классов 2013 – 2014 учебного года
Предполагаемый
результат:
1.Сбор
информации об истории поселка Алексеевка, исторических памятниках, знаменитых
людях и выпускниках школы, достигших значительных успехов в своей деятельности.
2.Участие в конкурсах
различного уровня с презентацией исследовательской деятельности: муниципальный
- «Земля моя Хвалынская», областной «Саратовский край – люби его и воспевай!», всероссийский
«Я
люблю тебя, Россия! Я с тобой, моя страна!» и т.п.
3.Написание
творческих работ в рамках уроков русского языка, истории и обществознания.
4.
Сбор материала об участниках ВОв и оформление стендов краеведческого школьного
музея.
Дальнейшее развитие проекта –
проект может реализовываться при поддержке муниципальных органов управления.
Реализация этого проекта позволит создать благоприятную среду не только в
школе, но и в поселке.
Опытом
оправдано дальнейшее использование воспитательных и методических возможностей
данного проекта в социокультурном окружении для более прочного усвоения
учащимися полученных в школе знаний, гражданско-патриотической и нравственной
ориентации.
Безусловно, нельзя внеурочную деятельность превращать в занятия по культивированию
патриотизма, так как любовь к Родине – это естественное, прирождённое
чувство сограждан, и гражданской доблести словами не научишь. Сознательное
желание служить Отечеству может стать лишь результатом изучения его прошлых
судеб, но никак не самоцелью этого изучения.
Подробное описание применяемых элементов данной методики предлагается в
Приложении к работе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.