Пояснительная записка
Программа «Оч.умелые ручки» разработана
для занятий с учащимися 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным
ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к
активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и
других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической
деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного
воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий
потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества
помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании
программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На
уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
·
патриотизма: через активное познание истории
материальной культуры и традиций своего и других народов;
·
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
·
ценностного отношения к прекрасному, формирования
представления об эстетических ценностях;
·
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
·
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов
безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения
экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного
воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний,
трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления,
среди которых:
- интеграция предметных областей в
формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных
действий;
- формирование информационной грамотности
современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный
подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной
деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных
особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется
путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии
решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые
материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в
неделю).
Планируемые результаты освоения учащимися программы
курса
«Оч. умелые ручки»
Личностные универсальные учебные
действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного
творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам
исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин
успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для
формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения
в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам
познания.
Регулятивные универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой
задачи.
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек
зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к
координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою
позицию;
- владеть монологической и диалогической
формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать
партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для
выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов
художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и
повседневной жизни.
В результате
занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение,
интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о
традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими
приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых
комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для
обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой
деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и
оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня
развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое
планирование
№
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Дано
по
факту
|
Коррек-
тировка
|
Аппликация
и моделирование (25 часов)
|
1
|
Правила безопасной работы на рабочем месте.
|
|
|
|
|
2
|
Аппликация из природных материалов на
картоне. Сова.
|
|
|
|
|
3
|
Аппликация из природных материалов на
картоне. Лев.
|
|
|
|
|
4
|
Аппликация из природных материалов на картоне.
Аквариум.
|
|
|
|
|
5
|
Аппликация из геометрических фигур.
|
|
|
|
|
6
|
Аппликация из пуговиц.
|
|
|
|
|
7
|
Аппликация из салфеток. Одуванчик.
|
|
|
|
|
8
|
Объёмная аппликация.Овощи.
|
|
|
|
|
9
|
Объёмная аппликация.Фрукты.
|
|
|
|
|
10
|
Аппликация из ватных дисков.
|
|
|
|
|
11
|
Аппликация из листьев и цветов. Ваза с
цветами.
|
|
|
|
|
12
|
Аппликация из листьев и цветов.
|
|
|
|
|
13
|
Аппликация из птичьих перьев.
|
|
|
|
|
14
|
Аппликация из соломы. Дом.
|
|
|
|
|
15
|
Аппликация из соломы.
|
|
|
|
|
16
|
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных
персонажей).
|
|
|
|
|
17
|
Коллективные композиции, индивидуальные
панно.
|
|
|
|
|
18
|
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
|
|
|
|
|
19
|
Многослойные аппликации.
|
|
|
|
|
20
|
Мозаика из квадратных модулей.
|
|
|
|
|
21
|
Элементы квиллинга.
|
|
|
|
|
22
|
Аппликации в технике квиллинг.
|
|
|
|
|
23
|
Техника изонить. Заполнение круга, угла.
|
|
|
|
|
24
|
Аппликации в технике изонить. Парусник.
|
|
|
|
|
25
|
Аппликации в технике изонить. Звезда.
|
|
|
|
|
Работа
с пластическими материалами (9 ч)
|
26
|
Рисование пластилином. Море.
|
|
|
|
|
27
|
Рисование пластилином.
|
|
|
|
|
28
|
Обратная мозаика на прозрачной основе.
|
|
|
|
|
29
|
Лепка из солёного теста. Ваза.
|
|
|
|
|
30
|
Лепка из солёного теста. Кувшин.
|
|
|
|
|
31
|
Разрезание смешанного пластилина.
|
|
|
|
|
32
|
Торцевание на пластилине.
|
|
|
|
|
33
|
Мозаичная аппликация на стекле.
|
|
|
|
|
34
|
Объёмные поделки из пластилина.
|
|
|
|
|
Оригами.
Аппликация из деталей оригами. (4 ч)
|
35
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
|
|
|
|
|
36
|
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
|
|
|
|
|
37
|
Коллективные композиции в технике оригами.
|
|
|
|
|
38
|
Коллективные композиции в технике оригами.
|
|
|
|
|
Объёмные
и плоскостные аппликации (10 часов)
|
39
|
Торцевание гофрированной бумагой на
картоне. Арбуз.
|
|
|
|
|
40
|
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.Избушка.
|
|
|
|
|
41
|
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
|
|
|
|
|
42
|
Мозаика из ватных комочков.
|
|
|
|
|
43
|
Мозаика из ватных комочков. Пудель.
|
|
|
|
|
44
|
Мозаика из ватных комочков. Баран.
|
|
|
|
|
45
|
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков
бумаги. Петух
|
|
|
|
|
46
|
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков
бумаги. Петух.
|
|
|
|
|
47
|
Многослойная аппликация.
|
|
|
|
|
48
|
Многослойная
аппликация.
|
|
|
|
|
Модульное
оригами (10 часов)
|
49
|
Треугольный модуль оригами.
|
|
|
|
|
50
|
Замыкание модулей в кольцо.
|
|
|
|
|
51
|
Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
|
|
|
|
|
52
|
Модульное оригами. Елка.
|
|
|
|
|
53
|
Модульное оригами. Елка.
|
|
|
|
|
54
|
Модульное оригами. Лебедь.
|
|
|
|
|
55
|
Модульное оригами. Лебедь.
|
|
|
|
|
56
|
Объемная коллективная поделка из модулей.
|
|
|
|
|
57
|
Игрушки объёмной формы.
|
|
|
|
|
58
|
Игрушки объёмной формы.
|
|
|
|
|
Поделки
на основе нитяного кокона (4 часов)
|
59
|
Изготовление нитяных коконов.
|
|
|
|
|
60
|
Изготовление
нитяных коконов.
|
|
|
|
|
61
|
Оформление объёмных поделок.Поросенок.
|
|
|
|
|
62
|
Оформление объёмных поделок.
|
|
|
|
|
Вышивание
(6 ч)
|
63
|
Правила безопасной работы на рабочем месте.
|
|
|
|
|
64
|
Виды швов.
|
|
|
|
|
65
|
Вышивание крестиком.
|
|
|
|
|
66
|
Вышивание
крестиком.
|
|
|
|
|
67
|
Вышивание крестиком.
|
|
|
|
|
68
|
«Вот чему мы научились» Выставка работ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список пособий:
1. Т.Н.
Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н.
Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И.
Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н.
Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
5. Г.И.
Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Согласовано
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.