Пояснительная
записка.
Формирование
культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая
составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания
и ведения курса "Дорожная грамота" обусловлена огромным образовательным
значением, так как проблема безопасного поведения подростков актуальна и имеет
острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема
безопасного поведения учащихся на улице. Важно, чтобы просвещение подростков
было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё
поведение и здоровье.
Факультативный
курс "Дорожная грамота" для начальных классов посвящен одной из
главных проблем - формирование у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и
практических умений, способствующих сохранению здоровья , а также при оказании
помощи пострадавшим.
В
факультативном курсе "Дорожная грамота" делается акцент на
формирование грамотного участника дорожного движения. Изучение курса в
общеобразовательной школе предполагает ознакомление учащихся с опасностями
различного характера, в том числе теми, с которыми они сталкиваются в
повседневной жизни на улице и в микрорайоне. Игровые технологии, применяемые в
программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного
поведения дорогах и улицах.
Основные
методы, используемые при реализации программы:
·
в обучении
- практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;
·
в воспитании
- методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и
деятельности.
Цель:
формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи:
·
Охрана жизни и здоровья юных граждан,
защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, привить основные знания, умения и навыки по правилам дорожного
движения.
·
Пропаганда правил дорожной безопасности.
·
Закрепление навыков безопасного поведения
на улице, дороге.
· Занятия
факультатива проводятся с периодичностью 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема Правила
дорожного движения, их история.
История автомототранспорта и безопасности
движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их
история.
Тема Наш
безопасный путь в школу. Рейд по проверке маршрутных листов.
Оформление стенда "Безопасный маршрут
в школу". Проверка маршрутных листов у учащихся с 1 по 4 класс.
Тема Дорожные
знаки. Их классификация.
Правила дорожного движения. Дорожные знаки
и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.
Тема Назначение
разметки проезжей части улиц и дорог.
Правила дорожного движения. Разметка
дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль
дорог. Перекрестки и их виды.
Тема
Правила движения транспортных средств по сигналам светофора. Правила движения
пешеходов по сигналам светофора для пешеходов.
Правила дорожного движения. Светофорное
регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора.
Поведение пешеходов на перекрестке.
Тема Движение
в одиночку, группами, колоннами. Правила перехода дорог.
Правила движения пешеходов, групп, колонн
по тротуарам и обочине дороги. Особенности движения пешеходов по загородной
дороге.
Тема
Сигналы регулировщика.
Сигналы регулировщика для автомобилей и
пешеходов. Практическое занятие на школьном перекрестке.
Тема Поведение
учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи по
оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь пострадавшим в
ДТП. Виды кровотечений. Остановка кровотечения.
Тема Велосипед
как транспортное средство.
Способы безопасной эксплуатации
велосипеда. Дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки
велосипедных дорожек.
Тема Правила
движения для велосипедистов.
Практическое занятие вождения на
велосипеде.
Тем а Итоговое
занятие. Оценка проектных работ за год. Подведение итогов работы за год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дорохов А.А. "Зеленый,..Желтый..
.Красный!"- М.: Детская литература, 1984г.
Коваленко В.И. "Игровой модульный
курс по ПДД, или школьник вышел на улицу"- М: ВАКО, 2008.
Методические рекомендации по профилактике
ДДТТ - Волгоград, 1994.
Уроки жизни для детей. - Екатеринбург,
1998.
Учителю о правилах дорожного
движения/сост. Н.А.Извекова.-М: Просвещение, 1982.
Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в начальной и средней школе - Волгоград: Учитель, 2007.
№п/п
|
темы
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
По
плану
|
факт
|
1-2
|
Правила дорожного движения, их
история.
|
Знать правила поведения на
улицах.
Соблюдать правила поведения на
улице.
Помогать малышам переходить
улицу.
Знать историю автомототранспорта и
безопасности движения, автомобили, мотоциклы и велосипеды
|
06.09
13.09
|
|
3-4
|
Наш безопасный путь в школу. Разработка
маршрутных листов.
|
Разбирать конкретные маршруты
учащихся в школу.
|
20.09
27.09
|
|
5-6
|
Дорожные знаки. Их классификация.
|
Знать дорожные знаки:
«Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Дети»,
«Пересечение равнозначных
дорог», «Пешеходный переход», «Место стоянки», «Пункт первой медицинской
помощи».
|
04.10
18.10
|
|
7-8
|
Практическое занятие (создание дорожных
знаков движения по школе)
|
Моделировать и изготовлять настольные
игры по ПДД
|
25.10
01.11
|
|
9-10
|
Назначение разметки проезжей части улиц
и дорог.
|
Различать элементы улиц:
проезжую часть, тротуар.
Уметь ориентироваться по
светофору и его сигналам.
Переходить улицы с
односторонним и двусторонним движением.
|
08.11
15.11
|
|
11-12
|
Правила движения транспортных средств по
сигналам светофора. Правила движения пешеходов по сигналам светофора для
пешеходов.
|
Уметь ориентироваться по
светофору и его сигналам.
Знать наиболее опасные места для
движения пешеходов в микрорайоне школы.
|
02.12
09.12
|
|
13-14-15
|
Практическое занятие (разработка
маршрута и поход в Эстетический центр, Одинцовский музей )
|
Моделировать и изготовлять настольные
игры по ПДД
Закреплять знания и умения по ПДД с
помощью моделей транспортных средств.
|
16.12
23.12
13.01
|
|
16-17
|
Движение в одиночку, группами,
колоннами. Правила перехода дорог.
|
Знать
правила движения пешеходов, групп,
колонн по тротуарам и обочине дороги. Особенности движения пешеходов по
загородной дороге.
|
20.01
27.01
|
|
18-19
|
Сигналы регулировщика. 2 часа
|
|
03.02
10.02
|
|
20-21-22
|
Поведение учащихся при ДТП. Практическое
занятие по оказанию доврачебной помощи по оказанию пострадавшим первой
медицинской помощи. 2 часа
|
Учатся практически оказывать простейшую
медицинскую помощь.
|
24.02
03.03
10.03
|
|
23-24
|
Велосипед как транспортное средство. 1
час
|
Знать и соблюдать правила движения на
велосипеде.
|
17.03
24.03
|
|
25-26
|
Правила движения для велосипедистов. 1
час
|
Различать дорожные знаки:
«Дорога для автомобилей», «Велосипедная дорожка»,
Знать способы безопасной эксплуатации
велосипеда. Дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки
велосипедных дорожек.
|
31.03
14.04
|
|
27-28
|
Составление безопасного маршрута до
парка «Малыш» 1 час
|
Знать наиболее опасные места для
движения пешеходов в микрорайоне школы.
|
21.04
28.04
|
|
29-30
31
|
Практическое занятие на площадке
парка «Малыш»
Итоговое занятие
|
Различать элементы улиц:
проезжую часть, тротуар.
Уметь ориентироваться по
светофору и его сигналам.
Переходить улицы с
односторонним и двусторонним движением.
. Оценка проектных работ за год.
Подведение итогов работы за год.
|
05.05
12.05
19.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.