Внеурочная деятельность
по
немецкому языку
Сообщение из опыта работы
учителя немецкого языка
Ермаковой Зинаиды Александровны
.
Внеурочная
деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно
требованиям ФГОС ООО и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность,
организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной
работе.
Внеурочная
деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую
очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов:
• развитие индивидуальности каждого ребёнка;
• приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
• формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура);
• воспитание уважительного отношения к своему
городу(селу), школе;
• получение школьником опыта самостоятельного
социального действия;
• формирования коммуникативной, этической,
социальной, гражданской компетентности школьников;
• формирования у детей социокультурной
идентичности;
• увеличение числа детей, охваченных организованным
досугом;
• воспитание у детей толерантности, навыков
здорового образа жизни;
• формирование чувства гражданственности и
патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному
самоопределению;
• реализация, в конечном счете, основной цели
программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Все это и определяет специфику внеурочной
деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать новое, но и научиться
действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он
утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе . Внеурочная
деятельность курса «Увлекательный немецкий» своим содержанием предназначена создать
мотивацию в изучении немецкого языка у учащихся пятого и шестого классов
филиала МОУ «Горловская СОШ» «Клекотковская ООШ». Данный курс направлен на
расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Занятия проводятся
один раз в неделю в каждом классе. Программа рассчитана на 35 учебных недель. Предметное
содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям пятиклассников
и включает следующее: Я. Моя визитная карточка.. Это моя семья.. Что
я люблю делать. Я и мой друг.. Зоопарк.. Любимое домашнее
животное. Мой дом. Времена года. Любимые праздники
немецких детей. Страна изучаемого языка. Сказки братьев Гримм.
Наряду с основной задачей расширения
языковых знаний по немецкому языку, курс этот предусматривает формирование
устойчивого интереса к данному предмету на среднем этапе его изучения. Следует
отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию,
следовательно, и результативность обучения. Материал данного курса состоит из
набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся,
театрализованных представлений, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок,
стишков, песенок, рифмовок и так далее… Все перечисленные задания составлены на
базе учебников И.Л. Бим «Немецкий язык 5-6 класс», дополнительных источников с
учётом возрастных особенностей учащихся. творческие задания, проектная
деятельность, творческая мастерская, практическая работа. Программа организации
внеурочной деятельности школьников «Увлекательный немецкий» включает в себя
занятия по направлению «проектная деятельность», предназначенные для работы с
детьми 5-6 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и
цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя и обогащая её.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней
всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня
подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на
развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных
проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность. Реализация
творческого потенциала пятиклассников находит своё воплощение в проектах на
иностранном языке: Книга о себе. .Пасха в Германии. Поздравительная открытка к
Рождеству и Новому году. Коллаж «Времена года». Заочное путешествие по
Германии. Поздравительная открытка к празднику Пасхи, дню рождения. Рисунки
персонажей прочитанных сказок с кратким рассказом о них.
Особое
внимание уделяется знакомству учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с
его национальной самобытностью, нравами и обычаями, с особенностями любимых
немецких праздников : Рождество, Новый год, Пасха, фольклором, народными танцами и пением.
Расширение
лингвострановедческих знаний позволяет сравнить типичные черты характера
немецкого и русского народов, реалии жизни в Германии и в России - в ходе
совместной творческой познавательной деятельности, не только расширяет
горизонты, но и побуждает взглянуть на свою родную культуру как бы со стороны:
какая она, лучше или хуже, в чём её сходство с другими и в чём её отличие. Это формирует
учащегося как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному
сообществу, а также развивает его общечеловеческое сознание. На занятиях
используются различные проекты, находящиеся в копилке кабинета немецкого
языка, информацию с различных сайтов интернета, презентации.
В
3-4 четверти с учениками 6 класса работаем над долгосрочным проектом: кукольный
спектакль «Теремок» на немецком языке. Дети сами шьют куклы, распределяют роли,
фонетически отрабатывают их и с большим удовольствием репетируют сказку. По их
желанию миниспектакль увидят ученики младших классов. Ещё Василий Александрович
Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. В сельском социуме, к сожалению, нет
театра, нет возможности для моих учеников приобщиться к миру яркого,
эмоционального игрового действа. Театр обладает
необходимым потенциалом эстетического развития детей, что отвечает целям
обучения на начальном этапе, а именно способствует развитию их эмоциональной
памяти, воображения, внимания, наблюдательности. Элементы театрального
искусства, которые я активно стараюсь внедрять в практику своей работы,
предоставляют возможность воспринимать учебный материал не только рационально,
но и эмоционально.
Учащиеся 5-6 классов принимали активное
участие в мероприятиях недели немецкого языка, лучшие проектные работы помещаются
на стенде в кабинете немецкого языка.
Создание
нестандартной обстановки для изучения иностранного языка (праздничная
программа, ,игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию
эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к
социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.