С введением ФГОС
общего образования внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью
образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта
деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
- Чем внеурочная деятельность отличается от
воспитательной и внеклассной работы?
Характеристики, отличающие
внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование:
·
основная организационная
«единица» внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников (хотя
внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели
классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей
– творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных школ, классов и
возрастов;
·
кадры – внеурочную
деятельность осуществляют в основном классные руководители,
учителя-предметники, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы, старшие вожатые,
социальные педагоги, педагоги-психологи и др. (на уровне школы); занятия в
творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие,
как правило, базовую непедагогическую профессию (художник, инженер, хореограф,
эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую
работать с детьми;
·
последним, но наиболее
существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована
на всех обучающихся без исключения, а дополнительное образование – на
творческих, одаренных детей, что наиболее отчетливо демонстрирует
принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие
между учителем и учениками, а во втором – между педагогом (мастером, тренером)
и ребенком.
В дополнение к
сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание
пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус
(неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка –
спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве
дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг
общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста,
включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не
являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и
неудачах.
К тому же там, где
дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением
школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях
– художественных студиях, хореографических классах, театральной сцене и др. Это
также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.
В чем
основной замысел внеурочной деятельности?
- В целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе
основного общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная
деятельность.
Таким образом,
реализация внеурочной деятельности зависит от возможностей образовательного
учреждения. К тому же внеурочная деятельность предусматривается в
образовательной программе только в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся.
Внеурочная
деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме
учебной и деятельности на уроке. И хотя в первой работе речь идет о внеучебной
деятельности школьников, но вне зависимости от используемых терминов (об этом
еще ведется дискуссия) – основной акцент делается на объединяющей все виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная
деятельность – это на самом деле всего лишь координата пространства школы,
которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации
на «оси» вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной
жизни. Эту деятельность нельзя сводить только к деятельности школьников. Она
должна быть совместно организуемой деятельностью всех ее участников – взрослых
и детей, учителей и учеников, родителей и педагогов-организаторов, методистов и
тьюторов и других специалистов школы. Она нуждается в психолого-педагогическом
сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом.
Кроме того,
деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов,
ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется
творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности,
выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство,
результат, субъект, объект.
Внеурочная
деятельность – это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ
исполнения чего-либо. Перевод внеурочной работы в статус деятельности
кардинально меняет ее качество. (Заметим, что такое понимание еще не
утвердилось в сознании широкой педагогической общественности. Поэтому даже в
уже опубликованном методическом сопровождении внедрения ФГОС в начальной школе
при рассмотрении вопросов моделирования внеурочной деятельности речь идет о
комплексной воспитательной работе).
- Каковы цели и задачи внеурочной
деятельности?
Цель внеурочной
деятельности – создание условий
для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей
в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности,
которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках
основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной
деятельности:
·
включение в личностно
значимые творческие виды деятельности;
·
формирование нравственных,
духовных, эстетических ценностей;
·
развитие социальной
активности и желания реального участия в общественно значимых делах;
·
расширение общекультурного
кругозора обучающихся;
·
формирование позитивного
восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его
содержания;
·
помощь в определении
способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, вокальной,
спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих
объединениях дополнительного образования;
·
создание пространства для
межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
- Через
какие формы организуется внеурочная деятельность в образовательном учреждении?
Внеурочная деятельность включает в себя внеурочные
учебные занятия, организуемые, как правило, в форме предметных кружков,
факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.
Внеурочная деятельность на уровне класса
организуется классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями,
социальными педагогами, педагогами-психологами при активном участии самих
школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на
общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора
по воспитательной работе, педагогами-организаторами, старшими вожатыми, с
помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися,
проявившими интерес к тому или иному мероприятию.
Основными формами внеурочной деятельности
массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера,
дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и
музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые
могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности
школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование,
неформальную социокультурную деятельность).
Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные
объединения детей и подростков (а также детско-взрослые объединения) клубного
характера – кружки, секции.
Индивидуальные
формы внеурочной деятельности –
творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным,
научным, техническим и др.
При организации
внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные
особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определенной ступени
школы (начальной, средней, старшей).
использование
различных форм образовательной деятельности обучающихся и развитие культуры
образовательной среды образовательного учреждения, что предполагает:
·
признание каждого ученика
(его родителей, педагога, специалиста школы) как субъекта внеурочной и
учебной деятельности;
·
возможность организации
внеурочной деятельности как формы образовательной деятельности;
·
сохранения подсистемы
дополнительного образования в школе, которая была бы тесно связана с учебной и
внеурочной деятельностью;
необходимость
проектирования в реальной практике отдельных систем учебной и внеурочной
деятельности с последующим их ситуативным сочетанием, образовательной среды как
целостной качественной характеристики внутренней жизни школы.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направления
|
Виды
|
Формы
|
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное
|
Игровая деятельность
Познавательная
деятельность
Проблемно-ценностное
общение
Досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение)
Художественное
творчество
Социальное творчество
(социально преобразующая добровольческая деятельность)
Трудовая
(производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Туристско-краеведческая
деятельность
другие виды
|
Кружок
Студия
Секция
Клуб
Объединение
Факультатив
Научное
общество
Конференция
Слет
Игра
Соревнование
Турнир
Встреча
Концерт
Спектакль
Практика
(полевая, социальная)
Экскурсия
Культпоход
Туристический
поход
Субботник
Десант
другие
формы
|
В настоящее время организация внеурочной деятельности
нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой
путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять
содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса;
однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а
следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов
деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной
деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и
организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на
уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ,
методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов
деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия
таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической
разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была
целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.
Таблица
Сравнительная характеристика урочной и
внеурочной деятельности
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельности
|
Степень регламентации содержания
|
Классно-урочная система утверждает твердо
регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и
продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня
подготовленности и одного возраста, стабильное расписание
|
Внеурочной деятельности не присущи жесткая
регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при
составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на
индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание
основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся
отдает предпочтение.
|
Организационная форма
|
урок
|
кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики , экскурсии, путешествия,
коллоквиумы
|
Содержание
|
УМК
|
Материалы интернета, дополнительной литературы
|
Место проведения
|
кабинет
|
Кабинет, музей, актовый зал,
|
Состав участников
|
Ученики данного класса
|
Группа учащихся, увлеченных одной темой
|
Формы и методы
|
Формы и методы определенные рабочей программой
|
Формы
целенаправленной организации свободного времени учащихся, объединяющей все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Системно-
деятельностный подход
|
Режим занятий
|
40 мин
|
·
время реализации – вне
или после обязательный учебных занятий и основных учебных программ;
·
По мере решения проблемы
или её части
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.