Булганина Елена
Константиновна
Программа
кружка «Краеведение земли Кольской»
Для осуществления
преподавания регионального компонента в начальной школе предлагается программа
«Краеведение земли Кольской»
Задачи программы:
1. Экологическая:
·
Дать представление об
отношении наших предков к родной природе;
·
Воспитывать у школьников
бережное отношение к окружающей среде.
2. Культурно-бытовая:
·
1. Воспитывать в детях
чувство национальной терпимости к другим народам;
·
Воспитывать бытовую
культуру общения через представления о нравственных и этических нормах
жизнеустройства их предков.
3. Историко-патриотическая:
·
Воспитывать в современных
школьниках чувство любви и уважения к родному краю, которое выражено во всех
фольклорных, археологических, архитектурных, живописных памятниках Кольского
полуострова.
Программа состоит из трёх блоков:
I блок «Саамский погост»: история и культура саамского народа.
Саамская культура самая древняя на Кольском полуострове. Изучение
культуры саамов позволяет узнать, как складывались и развивались ремёсла, быт
древних людей, как происходило освоение края. В содержательный план этого блока
включены следующие материалы:
·
Саамские погосты, быт и
промыслы;
·
Саамские легенды;
·
Сведения о саамских
лабиринтах, сейдах, находках археологов.
II блок «Северное лукоморье»: история и культура Поморья.
Особую ценность поморской культуры составляет фольклор, истоки которого
связаны с Новгородской землёй, а развитие – с традициями устного народного
творчества Ярославля, Твери, Москвы и др. русских городов, откуда шли на север
новые поселенцы. Но история Кольских поморов – это прежде всего история
освоения Севера, борьбы за выживание в суровых климатических условиях, история
приспособления людей к природе. Поэтому большое место в содержании блока
уделено сведениям о географии и природе Кольского полуострова.
III блок «Кандалакша сегодня» современная культурная жизнь города. Этот блок
предполагает проведение внеклассной работы. Это экскурсии в краеведческий
музей, посещение ГКЦ «Нива», встречи с интересными людьми.
Требования к
знаниям и умениям учеников:
Учащиеся должны
знать:
·
Основные исторические
события, оказавшие влияние на развитие родного края;
·
Жанры устного народного
творчества саамов и поморов;
·
Географическое положение
своего края;
·
Основные народные
промыслы, традиции родного края.
Учащиеся должны
уметь:
·
Видеть своеобразие
поморского фольклора и его общерусскую основу;
·
Определять специфические,
отличительные признаки поморского и саамского фольклора
·
Описывать картину северного
сюжета
·
Пересказывать прозаический
текст.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Сроки
|
1
|
Сведения об истории
саамов. Погосты, быт, промыслы.
|
|
2
|
Саамский фольклор.
Сказки саамов
|
|
3
|
Творчество саамов.
Н. Большакова, О. Воронова
|
|
4
|
Декоративно-прикладное
искусство саамов
|
|
5
|
Сведения об истории
поморов. Первые русские поселения.
|
|
6
|
Географическое
положение Мурманской области.
|
|
7
|
Природа Мурманской
области. Животный и растительный мир.
|
|
8
|
Богатства Кольской
земли.
|
|
9
|
«Зелёный пояс»
Заполярья: Лапландский заповедник.
|
|
10
|
Времена года.
Осень.
|
|
11
|
История города в
названии улиц.
|
|
12
|
Сведения об истории
поморов. Занятия и быт поморов. Посещение краеведческого музея.
|
|
13
|
Устное народное
творчество поморов. Малые фольклорные жанры. Поморские сказки.
|
|
14
|
Северные писатели о
родном крае.
|
|
15
|
Труд и быт
мореходов в поморских сказках.
|
|
16
|
Времена года. Зима.
|
|
17
|
«Зелёный пояс»
Заполярья. Кандалакшский заповедник. Посещение музея Кандалакшского
заповедника.
|
|
18
|
Культурная жизнь
города ГКЦ «Нива»
|
|
19
|
История саамов.
Сейды и лабиринты.
|
|
20
|
Саамские традиции в
творчестве современных авторов.
|
|
21
|
История поморов.
Героическая борьба поморов с иноземными захватчиками.
|
|
22
|
История моего
города.
|
|
23
|
Улица Аэронавтов.
|
|
24
|
«Зелёный пояс»
Заполярья: Пасвик.
|
|
25
|
Красота родной
природы в произведениях северных писателей и поэтов.
|
|
26
|
Декоративно-прикладное
искусство саамов
|
|
27
|
Художественное
творчество поморов.
|
|
28
|
Времена года.
Весна.
|
|
29
|
Художественное
творчество современных художников ГКЦ «Нива»
|
|
30
|
Традиции родного
края. Праздник славянской письменности и культуры.
|
|
31
|
Времена года. Лето.
|
|
32
|
Подготовка к
устному журналу
|
|
33
|
Устный журнал «Край
родной, навек любимый…»
|
|
34
|
Итоговое занятие. «Что
мы узнали, чему научились?»
|
|
Список литературы
1.
В. Алексеев «Имандра»
2.
Ф. Архипов «Брусника»
3.
А. Бажанов Стихи
4.
Ю. Байнов Стихи
5.
Н. Большакова «Дух
матери-земли», «Как ягоды в тундре получили свои цвета», «Как земля у саамов
рост забрала», «Прародитель – Мяндаш»
6.
Г. Варденга Стихи
7.
О. Воронова Стихи
8.
Е. Двинин «Край, в котором
мы живём»
9.
В. Дранишников История
родного края. Учебное пособие для учащихся 5 класса школ Мурманской области
10.
А. Кохичко «Край, котрый я
люблю»
11.
В. Литвин
Краеведение земли Кольской. Учебное пособие для учителей начальных классов
12.
В. Матвеев. Стихи
13.
И. Меркурьев. Пословицы и
поговорки Поморья
14.
И. Меркурьев. Устное
народное творчество поморов.
15.
И. Меркурьев. Сказки
поморов Мурманской области.
16.
Л. Пантелеева, Э.
Лявданский. Храни огонь родного очага.
17.
Семилетний стрелок из
лука. Саамские сказки.
18.
В. Сорокажердьев.
«Любо-дорого» стихи.
19.
Б Шергин Древние памяти:
Поморские были и сказания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.