Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее
важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции
по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание
занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета
– математика. Занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие
работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах.
Все вопросы и
задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности
работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Цели и задачи данного направления воспитательной
деятельности:
Цель: придать
предмету математика привлекательность, расширить творческие способности
учащихся, укрепить в них математические знания.
Задачи:
Ø
Привитие интереса к математике;
Ø
расширять кругозор
учащихся в различных областях элементарной математики;
Ø
расширять математические
знания в области трехзначных чисел;
Ø
учить правильно применять
математическую терминологию;
Ø
уметь делать доступные
выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Содержание воспитательной деятельности в выбранном
направлении:
Интеллектуальная
деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при
соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки
целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач,
действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации
учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально.
Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка,
поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой
инициативы. Включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят
большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному
образцу, по собственному замыслу.
Формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,
развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку,
головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться
в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не
только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества,
необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не
трудился.
С ранних лет
воспитывать у ребят любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и
коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка
познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и
дисциплину в решении этих задач окажет помощь и данный курс. Характер материала
определяет назначение курса: Развивать у детей общие умственные и
математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать,
что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на
смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную
нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними
данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать
число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки,
находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности,
основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому
материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом
упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.. Многообразие
занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для
классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и
значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности,
направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий,
осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал
можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения,
математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или
иного вида: Занимательный материал
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи.
Принципы реализации программы:
Ø
Индивидуально - личностный
подход к каждому ребенку;
Ø
Коллективизм;
Ø
Креативность (творчество);
Ø
Ценностно-смысловое
равенство педагога и ребенка; · Научность;
Ø
Сознательность и
активность учащихся;
Ø
Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи,
упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы,
головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения
(геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Ø
Взаимодействие;
Ø
Поощрение;
Ø
Наблюдение;
Ø
Коллективная работа;
Ø
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия;
обобщение.
Требования к результатам освоения:
Ø
Учащиеся должны научиться
анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Ø
Решать задачи на смекалку,
на сообразительность.
Ø
Решать логические задачи.
Ø
Работать в коллективе и
самостоятельно.
Ø
Расширить свой
математический кругозор.
Ø
Пополнить свои
математические знания.
Ø
Научиться работать с дополнительной
литературой.
Рекомендации
по оснащению учебно-воспитательного планирования:
А) Книгопечатная литература:
1. В. Волина
«Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
2. Т.К. Жикалкина
«Игровые и занимательные задания по математике »
Москва
«Просвещение»1985г.
3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера
по математике» Саратов
Издательство
«Лицей» 2012г.
4.Александров
М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. –
М.:Дрофа, 2011.
5.Волкова
С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 3 классе. –
М.:Просвещение, 2013.
6.Жикалкина Т.К.
Система игр на уроках математики . – М.:Новая школа, 1997.
7. Лавриненко Т.А.
Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2010.
8. Труднев В.П.
Внеклассная работа по математике в начальной школе. –
М.:Просвещение, 1975.
Б) Дидактические игры
В) Счетный материал.
Г) ПРЕЗЕНТАЦИИ (ДИСКИ)
Тематическое планирование.
№ п/п
|
Дата
|
Тема занятия
|
Основное содержание каждой темы
|
Виды учебной деятельности
|
Факт
|
прим
|
1.
|
5.09
|
|
Математика – царица наук.
|
Значение математики в жизни людей и
общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.
|
Выступление учителя. Обсуждение в группе
«Математика в жизни людей».
|
2.
|
12.09
|
|
Как люди научились считать.
|
Правила счета у древних людей. Отношение
«много» и «один».
Счет – требование жизни.
|
Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа
в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой.
|
3.
|
19.09
|
|
Как люди научились записывать цифры.
|
Способы записывать числа.
Запись чисел у разных народов.
|
Рассказ учителя. Игры «Сколько», «
Тренажеры».
|
4.
|
26.09
|
|
Все началось с пятерни.
Первобытный «компьютер», который всегда с
нами.
|
Первые пять цифр – самые главные. Ручной
счет разных народов.
|
Творческая работа. Игры: «Тренажеры»,
«Рисунок и число»
|
5.
|
3.10
|
|
Геометрия вокруг нас.
|
Геометрические фигуры. Из истории круга.
Квадрата, треугольника.
|
Инсценировка «Круг и треугольник». Игра
«Танграмм»
|
6.
|
10.10
|
|
Игра – занятие «Путешествие по стране
МАТЕМАТИКА»
|
Пространственные представления.
Геометрические фигуры.
|
Математические лабиринты. Инсценировки.
Магические квадраты.
|
7.
|
17.10
|
|
Развивающие игры. Путешествие по стране
«Красная Шапочка»
|
Решение математических закономерностей.
|
Лабиринты.
Закономерности. Графические
диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано»
|
8.
|
24.10
|
|
Цифра ноль. История открытия ноля.
|
Загадочная и необычная цифра, которой
обозначают отсутствие чего – либо.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю»
|
9.
|
7.11
|
|
Экскурс в историю чисел.
|
История чисел от 1 до 10.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Математические цепочки.
|
10.
|
14.11
|
|
История возникновения знаков «+»,
«-», «=». «х», «:»
|
Откуда в тетрадках и учебниках появились
простые знаки «+», «-», «=».«х», «:»
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
11.
|
21.11
|
|
История линейки.
|
Линейке исполнилось 220 лет.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
12.
|
28.11
|
|
Умножение на пальцах числа 9.
|
Обобщение знаний .
|
Представление – презентация «Веселый счет»
|
13.
|
5.12
|
|
Внеклассное занятие «Кто нам в школе
помогает: чертит, пишет и стирает?»
|
Знакомство со школьными принадлежностями:
циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик.
|
Инсценировки, сообщения детей, разгадывание
загадок, чтение стихотворений.
Тренажер.
|
14.
|
12.12
|
|
Математические игры.
|
Обобщение знаний о числах.
|
Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру»,
«Угадайка».
|
15.
|
19.12
|
|
Математические ребусы.
|
Задания на развитие математического
представления.
|
Ребусы. Работа в парах и группах.
|
16.
|
26.12
|
|
Заседание Клуба знатоков математики.
|
Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки
операций сложения и вычитания.
|
Математический диктант, игра «Рыбалка»,
Эстафета.
|
17.
|
9.01
|
|
Математический КВН.
|
Участие в конкурсах с математической
направленностью.
|
Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой
скороговорок», «Театрализованный»
|
18.
|
16.01
|
|
История игры «Танграмм».
|
История игры «Танграмм»
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой. Складывание фигурок.
|
19.
|
23.01
|
|
Задачи в стихах.
|
Решение занимательных задач в стихах.
|
Самостоятельное решение. Работа в группах.
Индивидуальная работа.
|
20.
|
30.01
|
|
Математические сказки.
|
Как родилась линия? Приключения точки.
|
Упражнения в черчении разных отрезков,
сравнение по длине.
|
21.
|
6.02
|
|
Час веселой математики.
|
Участие в математических конкурсах.
|
Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица
сложения», «Не собьюсь», «Таблица умноженияя»
|
22.
|
13.02
|
|
Математический бой.
|
Участие в дидактических играх
соревновательного характера.
|
Игры: « Рыбалка», «Найди себе пару», «
Поймай мяч», «Воздушные шары».
|
23.
|
20.02
|
|
Проект «Создание задачника по математике»
|
Подбор задач о животных и растениях нашего
края.
|
Работа в группах и парах. Работа с
энциклопедической и справочной литературой.
|
24.
|
27.02
|
|
Решение олимпиадных задач.
|
Задачи повышенной сложности.
|
Коллективная работа. Работа в группах и
парах.
|
25.
|
6.03
|
|
Математика и профессии людей.
|
Знакомство с профессиями людей .
|
Презентация – проект «Профессии и
математика»
|
26.
|
13.03
|
|
Знакомьтесь: ПИФАГОР!
|
Вклад Пифагора в развитие математики.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
27.
|
20.03
|
|
Математические цепочки.
|
Решение математических цепочек.
|
Работа в парах и группах.
|
28.
|
3.04
|
|
Знакомьтесь: АРХИМЕД!
|
Вклад Архимед в развитие математики.
|
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической
и справочной литературой.
|
29.
|
10.04
|
|
Практикум «Подумай и реши»
|
Сложение и вычитание чисел , решение задач.
|
Самостоятельная работа, решение задач и
выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик»
|
30.
|
17.04
|
|
Игра «Самый внимательный»
|
Закрепление навыков сложения и вычитания
через игру.
|
Коллективная работа
|
31.
|
24.04
|
|
Общественный смотр знаний
|
Решение математических заданий.
|
Веселый задачи, решение примеров,
математические квадраты.
|
32.
|
8.05
|
|
Просмотр видеофильмов, кинофильмов по
математике.
|
|
Работа в группе: инсценирование загадок,
решение задач.
|
33
|
15.05
|
|
Просмотр видеофильмов, кинофильмов по
математике
|
|
Работа в группе: инсценирование загадок,
решение задач.
|
34
|
22.05
|
|
Итоговое занятие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.