ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого
урока по истории в 9 классе «Б»
Тема:
«Внешняя политика России на рубеже XIX-XX
вв. Русско-японская война».
.
Учитель:
Фарафонов Иван Александрович
Цель:
сформировать представление учащихся об основных
направлениях внешней политики Российской империи на рубеже веков; раскрыть
причины и ход русско-японской войны, выяснить причины поражения России в войне
с Японией. Развитие умений и навыков учащихся извлекать информацию по данной
теме из различных источников, находить на карте историко-географические
объекты; формирование у учащихся умений проблемно-исторического мышления.
Воспитание у девятиклассников чувства патриотизма на примерах героических и
трагических страниц отечественной истории.
Слайд № 1.
Тема:
«Внешняя политика России на рубеже XIX-XX
вв. Русско-японская война».
Цель урока:
сформировать представление учащихся об основных направлениях внешней политики
Российской империи на рубеже веков; раскрыть причины и ход русско-японской
войны, выяснить причины поражения России в войне с Японией. Развитие умений и
навыков учащихся извлекать информацию по данной теме из различных источников,
находить на карте историко-географические объекты; формирование у учащихся
умений проблемно-исторического мышления. Воспитание у девятиклассников чувства
патриотизма на примерах героических и трагических страниц отечественной
истории.
Оборудование
урока: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г.
«История России XX-началаXXI
в.» Рабочие тетради к учебнику. Карта «Россия на рубеже веков». Компьютер с
мультипроектором, презентация. Портреты полководцев и флотоводцев.
Вступительное
слово учителя.
Уважаемые
девятиклассники! Мы изучили с вами экономическое и политическое развитие Российской
империи на рубеже XIX-XX
веков. Сегодня нам предстоит перевернуть очередную страницу нашей истории: она
героическая и вместе с тем трагическая – речь пойдет о внешней политике России
в конце XIX-начале
XX
века и русско-японской войне.
Слайд № 2, 3, 4,
5.
Но, в начале,
давайте повторим ранее изученный материал, предлагаю вам решить интерактивный
тест, состоящий из понятий по изученным темами персоналий. Дело в том, что в
ГИА большое внимание уделяется историческим терминам, а с прошлого года
добавилось новое задание – узнать историческую личность по портрету.
Внимание на экран.
Теперь давайте
вспомним карту, покажите границы Российской империи, столицу страны и её
окраины: Финляндию, Польшу, перемещаясь на Дальний Восток - покажите Транссиб
(от Челябинска до Владивостока), Маньчжурию, КВЖД, Китай, Корею и Японию.
Акцент неслучайно сделан на этот регион, именно к нему на сегодняшнем уроке
будет приковано все наше внимание.
Итак, напомните,
пожалуйста, что такое внешняя политика?
О.у.
Внешняя политика
Николая II
(кстати, напомните дату его правления) характеризовалась сочетанием двух задач:
сохранить сложившееся международное положение и не допустить новых военных
конфликтов в Европе; с другой стороны, расширить сферу влияния России на
Дальнем Востоке.
Слайд № 6.
То есть, четко
выделяется два направления – европейское и дальневосточное.
Слайд № 7.
Важнейшим
событием европейского направления стала созванная в июне 1899 года в
голландской
столице г.Гааге, международная конференция 26 государств по разоружению.
Инициатором которой стал именно русский император Николай II.
Государства участники брали на себя обязательства не использовать удушливые
газы, разрывные пули, был создан Гаагский международный суд для разбирательства
конфликтов между
государствами.
Слайд № 8.
Мы подошли к
рассмотрению русско-японской войны, скажите к какому направлению политики
(внутренней или внешней) относится война?
О.у.
Слайд № 9.
Перед вами
проблемное задание: «Как повлияла русско-японская война на дальнейшее развитие
Российской империи»? На него вы попытаетесь дать ответ в конце урока.
Класс заранее
делится на группы, каждая группа получает дополнительные материалы.
1-ая группа –
дипломаты, ваша задача охарактеризовать
международную обстановку накануне войны и назвать ее причины. Затем рассказать
о мирных переговорах в г.Портсмуте, итогах войны, условиях мирного договора.
2-ая группа –
политики и российская общественность, ваша задача дать
оценку различных политических сил накануне войны, как менялось общественное
мнение к концу войны, показать отношение к войне различных политических сил и
государственных деятелей.
3-я группа –
военные, вы должны рассказать о соотношении сил и
планах сторон, начале войны, ходе военных действий и окончании войны.
4-я группа –
деятели культуры и искусства, вы должны отметить какое
отражение нашла война в отечественном искусстве.
Начинаем работу,
на подготовку 7-10 минут.
Слайд № 10.
Опрос начинается с
«дипломатов» - охарактеризуйте, пожалуйста международную обстановку на Дальнем
Востоке накануне войны. Обобщение сказанного: столкнулись интересы России и
Японии в Маньчжурии и Корее.
Слайд № 11.
Переходим ко 2
группе, скажите, какие политические группировки существовали при царском дворе?
О.у.
Чью сторону занял
царь и что он говорил по поводу войны с Японией?
О.у.
Что писали газеты
того времени?
О.у.
Слайд № 12.
Предлагаем слово
3-ей группе «военным», расскажите о соотношении сил, начале войны, приведите
воспоминания А.И.Деникина о готовности России к войне и подвиге крейсера
«Варяг».
Слайд № 13.
Процитируйте слова
очевидцев гибели корабля. Как звали его командира? О.у.
Кто возглавил
русскую армию? Дайте характеристику А.Н.Куропаткину. Что вам известно об
адмирале Макарове?
О.у.
Слайд № 14.
Расскажите об
обороне Порт-Артура и покажите его на карте. Кто руководил обороной
Порт-Артура?
Слайд № 15.
Расскажите о
сражении под Мукденом (карта) и охарактеризуйте действия Куропаткина.
Слайд № 16.
Мы подходим к
заключительному этапу войны – Цусимскому морскому сражению. Показать на карте,
почему II-ая
Тихоокеанская эскадра (кстати, кто ей командовал) потерпела поражение?
О.у.
Здесь я предоставляю
слово вновь группе общественности. Скажите, как менялось настроение в
российском обществе к концу войны? В чем разница позиции меньшевиков и
большевиков?
Что говорил Витте
в своих мемуарах об итоге войны?
О.у.
Слайд № 17.
Предлагаю 4-ой группе
рассказать о войне глазами очевидцев: журналиста Н.Э.Гейнце и А.С.Новикова.
О.у.
Какой выдающийся
русский художник погиб в самом начале войны?
О.у.
Какие музыкальные
произведения родились в ходе русско-японской войны?
О.у.
Слайд № 18.
Вашему вниманию
предлагается фрагмент фильма 1946 года с этой легендарной песней.
Слайд № 19.
Предлагаю вновь дать слово военным.
Приведите слова из воспоминаний А.И.Деникина. Какой вывод можно сделать,
проанализировав этот документ? Каковы были потери обеих сторон?
О.у.
Слайд № 20.
Слово
«дипломатам». Кто возглавил русскую делегацию? Где происходили переговоры, и
кто был посредником? Вы проанализировали документ Портсмутский мирный договор,
познакомьте нас с основными положениями этого соглашения.
О.у.
Какое из условий
на ваш взгляд было наиболее тяжелым для России? (Уступка Южного Сахалина по 50
параллели – территориальные потери).
Как царь
отблагодарил Витте?
О.у.
Слайд № 21.
Так завершилась русско-японская
война, мы возвращаемся к нашему проблемному заданию: «Как повлияла
русско-японская война на дальнейшее развитие Российской империи»?
О.у.
1. В стране
разгоралась революция, поражение вызвало еще больший всплеск недовольства.
2. Акцент российской
внешней политики вновь переместился в Европу, началось сближение с Англией,
складывается Антанта.
Вывод: война
продемонстрировала несостоятельность власти в двух важнейших сферах – военной и
внешнеполитической, что стало одной из причин назревания внутриполитического
кризиса в стране.
Слайд № 22.
Выставление
оценок.
Д/З: параграф 4, в
рабочих тетрадях № 1-5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.