Внеклассные занятия по
математике в специальной (коррекционной) школе с использованием национального
регионального компонента.
Неотъемлемым звеном в общей системе математической подготовки в
коррекционной школе считаю внеклассную работу.
Перед собой ставлю следующие задачи:
I. Повысить социальную компетентность выпускника коррекционной
школы.
II. Развитие элементов творческой деятельности
детей.
Выпускники коррекционной школы часто не могут найти в суровой рыночной
среде свое место. Жизнь заставляет сейчас решать совсем
другие задачи: «Пенсия по инвалидности составляет… рублей в месяц. На
квартплату уходит…рублей. Как прожить на оставшиеся деньги? Какие возможности
можно использовать в жизни, чтобы иметь дополнительный заработок?». Отсюда
и возникла необходимость учить наших детей элементам экономики.
Для этого я использовала наиболее увлекательные виды
деятельности, с широким кругом участников: математический кружок, беседы,
тематические конкурсы, викторины, игры, игры – путешествия,
олимпиады, включающие в себя разно уровневые задания, оформление
выставок, выпуск стенных газет, КВН, утренники. К каждому мероприятию составляю
сценарий с учётом индивидуальных особенностей. В процессе внеклассной
работы создаю условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности.
Занятия с детьми с недостатками интеллекта, в процессе внеклассной
работы, также помогают успешнее решать стоящие перед школой
образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Эти знания получают на основе решения арифметических задач,
условие которых максимально приближено к жизненным ситуациям. Таким образом,
получая, новые знания обучающиеся отрабатывают и закрепляют навыки письменных
вычислений с натуральными числами и десятичными дробями; оперирования мерами
стоимости, длины, массы, времени; решения простых задач на нахождение части от
числа, процентов от числа и числа по его проценту; решения составных задач,
требующих нескольких арифметических действий, в том числе и задач, для решения
которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами:
ценой, количеством и стоимостью товара, площадью прямоугольника, длинами его
сторон; вычисления периметра и площади прямоугольника. На занятиях отрабатываю навыки работы с
калькулятором. Работа в этом направлении обеспечивает возможность продвижения
обучающихся VIIIвида в
овладении элементарными экономическими знаниями и умениями.
Одной из наиболее часто проводимой в школах формой внеклассной
работой по предмету является - неделя математики. В коррекционной школе
выпускные экзамены в 9 классах предусмотрены только по трудовому обучению. Закончив
школу, и попадая в систему ПТУ, где часто используется зачётная
система и проводятся экзамены, детям нужно время на адаптацию к этой
системе обучения. Поэтому решили в рамках недели математики провести экзамен,
назвав его выпускным. Вопросы составили по программе коррекционной
школы, были введены вопросы на знание математических терминов, правил, были
вопросы на сообразительность. Такая форма проверки знаний выпускников
понравилась выпускникам. По результатам выполнения каждого задания делались
выводы о точности отбора материала, глубине сформированности учебных
знаний и навыков.
В кабинете за годы собран и накоплен достаточный
материал для внеклассной работы по предмету, доступный и полезный для
учащихся коррекционной школы. Здесь есть все для измерения, взвешивания и
других практических работ. Постоянно обновляю числовой материал, содержащий
сведения о работе предприятий нашего города, об изменениях в благосостоянии и
жизни людей. Это приближает школьников к современной жизни, расширяет их
кругозор и знания об окружающем мире.
Для более успешной адаптации детей в рабочей программе по
математике отражен по каждому классу и по каждой теме региональный национальный
компонент:
◦ практические работы в стенах школы и за ее пределами;
◦ изменение условий задач применительно к сегодняшней ситуации;
◦ использование в ходе их решения современного числового материала.
В
Саяногорской коррекционной школе-интернате обучаются дети, в основном,
русской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре
хакасского народа, но и вообще о Хакасии, ее истории, природе. Как пробудить у
детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям коренного
народа? На уроках математики использую задачи, составленные на
культурно-краеведческом материале республики Хакасия. Числовые данные взяты из
научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в
познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить
школьников с природой Хакасии, культурой, историей, традициями, математическими
представлениями коренных народов Хакасии, с устным народным творчеством.
Внеклассная работа по предмету имеет большое образовательное и
воспитательное значение. Она прививает любовь к предмету математики,
способствует расширению и углублению математических знаний, приобретенных в
основном курсе, выработке необходимых для дальнейшей социализации практических
умений и навыков.
Список литературы
1. Стариченко
Т.Н. Социально-экономическая подготовка выпускников специальной (коррекционной)
школы VIII
вида: вопросы теории и методики. – Екатеринбург:УрО РАН, 2002
2. Стариченко
Т.Н.Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы. Пособие
для учителей. - Екатеринбург: УрО РАН, 2001
3. Степурина
С.Е. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные мероприятия.- Волгоград:
Учитель, 2007
4. Залялетдинова
Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – Москва: ВАКО, 2007
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.