ВНЕКЛАССНОЕ
ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«УМА
ПАЛАТА, ИЛИ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ»
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте,
ребята и уважаемые гости. Я приветствую вас на очередном внеклассном занятии по
русскому языку.
- Ребята, у вас дома есть копилки? А что вы в
них копите?
- Перед вами тоже копилки...листочки. На этом
занятии вы должны будете
наполнить эти копилки. Как вы думаете, чем?
2.
Формулирование темы и цели
- Итак, мы должны опустить в копилку первое
слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы определить тему,
послушайте стихотворение.
Чтение наизусть стихотворения
«Осень на носу» (Половнева М.)
–
Итак, какова тема нашего занятия? (Фразеологизмы)
–
Так чем же мы будем наполнять копилки?
(фразеологизмами)
–
Как вы думаете, что будет конечным продуктом нашей
работы в творческой мастерской?
–
Действительно, на этом занятии мы будем отбирать
материал для будущего сборника фразеологизмов.
–
Как вы считаете, кто сможет пользоваться этим
сборником? (ученики начальной школы)
3.
Актуализация знаний
–
Ребята, вы готовы работать? Тогда начнем. В ходе
нашей работы вы должны успевать наполнять копилку как можно большим количеством
фразеологизмов
–
Какой первый фразеологизм оказался в вашей копилке?
( на носу)
–
Почему вы решили, что это фразеологизм? (особые
выражения, устойчивые сочетания слов, употребленные в переносном значении)
–
Что значит «на носу»? (очень скоро)
4.
Игра «Будь внимателен»
- Молодцы! Вы
хорошо разбираетесь во фразеологизмах? Сейчас проверим.
–
Хлопните в ладоши, если услышите фразеологизм.
Рубить дрова, рубить сплеча, варить кашу,
расхлебывать кашу, наклонить голову, ломать голову
–
Не забудьте наполнить копилку. Какие из услышанных
фразеологизмов вы запомнили и можете объяснить?
(рубить сплеча — говорить, поступать резко,
прямо, не стесняясь и не считаясь ни с кем;
расхлебывать кашу — справляться со сложным и
непростым делом;
ломать голову — напряженно, усиленно думать)
5.
Групповой проект «Особенности фразеологических
сочетаний» (Шумаков М., Сулейманов Т.)
–
Ребята, над темой «Фразеологизмы» мы работает уже
несколько занятий. И к сегодняшнему занятию Максим и Тимофей подготовили
групповой проект-обобщение всего того, о чем мы говорили, - «Особенности
фразеологических сочетаний». В этом проекте тоже будут встречаться
фразеологизмы, которые украсят ваш сборник.
Выступление ребят
–
Какие фразеологизмы вы опустили в копилку?
6.
Динамическая пауза
- А теперь давайте
мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, только с помощью
фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как язык проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
МОЛОДЦЫ!
Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
Продолжим нашу работу.
7.
Инсценирование и сообщение о происхождении
фразеологизмов
–
А теперь, ребята, сценка!
–
Как бы вы ответили на эти вопросы?
(это фразеологизмы:
из кожи вон — стараться изо всех сил;
где раки зимуют — проучить, жестоко наказать)
- Ребята, где можно узнать о значении
фразеологизмов? (в словаре фразеологизмов)
–
Вы знаете о происхождении этих фразеологизмов? Лиза
подготовила сообщение об этом.
8.
Задание
- Отгадайте загадки, ответом для
которых будут служить фразеологизмы.
–
Как говорят о человеке, который совершенно лишен
музыкального слуха? (медведь на ухо наступил)
–
Так говорят о человеке, который легко меняет свои
решения, намерения. (семь пятниц на неделе)
–
Очень темно, совершенно ничего не видно (хоть глаз
выколи)
–
Изобретать то или сообщать о том, что уже давно
изобретено или известно (открывать Америку)
–
Как говорят о человеке очень тихом, скромном,
кротком? (мухи не обидит)
9.
Самостоятельная групповая работа с
последующей проверкой
- А теперь задание по группам. Каждая группа
должна отгадать, какие фразеологизмы изобразил художник и дать толкование этим
фразеологизмам.
(1 группа — писать как курица лапой — писать
или рисовать неразборчиво, непонятно, некрасиво;
2 группа — считать ворон — быть
невнимательным, рассеянным;
3 группа — съесть пуд соли - прожив долгое
время вместе и тесно общаясь, хорошо узнать кого-либо)
- Ребята, а что значит пуд? (это 16
килограммов)
–
И еще один вид работы. Каждая группа должна
отгадать свой ребус, в котором зашифровано слово.
( дело в шляпе - о том, что
благополучно разрешится, результат чего-то предопределен;
ветер в голове - о человеке
безотвественном, беспечном, легкомысленном;
дым коромыслом — шум, гам,
беспорядок , суматоха;
белая ворона — о человеке, резко
отличающемся от других своими поступками)
9.
Рефлексия.
- Ребята, что у вас оказалось в
копилке? (дети зачитывают)
–
Ребята, какие фразеологизмы вызвали у вас
затруднения?
–
Все эти фразеологизмы каждый из вас должен оформить
в виде книги, журнала или альбома. Вы можете проиллюстрировать свою книгу! На
следующем занятии мы вручим ваши сборники учениками 1-го класса.
–
Подберите фразеологизм, который бы характеризовал
вашу работу на уроке.
(засучив рукава, не покладая рук)
10.
Итог занятия.
- Мы сегодня не переливали из пустого в
порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали,
но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не
было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников
сквозь пальцы.
Спасибо, ребята, за урок, за ваши светлые
головы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.