Тема: Чудесное
превращение слов.
Цель: показать
значение одной буквы в слове, совершенствовать навыки чтения, обогащать и
усложнять словарный запас;
Развивать умение
различать звуки, анализировать, выделять главное, умение управлять своими
двигательными действиями;
Воспитывать правильное
отношение к общечеловеческим ценностям, интерес к предмету «Обучение грамоте».
Оборудование: карточки
для пятиминутки чтения, слова и буквы для составления новых слов, конверты с
заданиями для групп, карточки со словами, рисунок пекаря, рисунок мельницы.
Ход занятия.
1.Организация класса,
психологический настрой.
- Сегодня, мы с
вами совершим путешествие волшебный мир превращения слов.
2. Пятиминутка чтения.
- Какое время года
у нас сейчас? (Весна.)
Пока я шла сегодня
на работу, слова, которые приготовила для вас, размыло водой. Попробуйте,
может, вы их сможете прочитать. Ученики читают карточки с полузакрытыми
словами.
Чтение
индивидуальных карточек.
3.Словарная работа.
- Мы с вами читали
слова, среди которых есть слово пекарь.
- Расскажите, что
оно обозначает. (Человек, который печет хлеб.)
4. Работа над звуковой структурой
слова.
- Сегодня к нам в
гости пришёл наш старый знакомый - пекарь Булочка. Он принёс для вас задание. В
«ящике ощущений» спрятаны буквы. Вы должны на ощупь, какие буквы там лежат.
Ученики выходят
по одному к доске и достают буквы, предварительно ощупав их и назвав. (А, Б,
Т, Н, О.)
- Первую часть
задания пекаря вы выполнили, а теперь попробуйте из этих букв сложить слово
так, чтобы получилось слово. (Батон.)
Слово
составлено, прочитайте его. Составьте схему к этому слову.
- Развитие
речи.
-У нашего пекаря случилась
беда: у него кончилась вся мука. Вы не знаете где её можно взять? (В магазине,
на мельнице.)
Давайте мы поможем пекарю и
отправимся на мельницу за мукой. Подождите, напомните, из чего делают муку? (Из
зерна, а зерно берут из колосков.) Подскажите словечко:
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад,
И на хлеб идет оно,
А зовут его …( зерно ).
Правильно. На нашем пути будет
много заданий. За каждое задание вы будете получать по колоску. И когда мы
дойдём до мельницы, у нас будет из чего смолоть муку. Итак, в путь.
1-е задание.
- Перед нами ржаное поле, чтобы
его пройти, нужно правильно сложить пословицу. (Хлеб – всему голова.)
Объясните, как вы понимаете
её смысл. (Хлеб самый главный продукт для человека. Считается, что хлеб
придаёт много физических силы.)
Ну что ж, с этим заданием вы
справились, вот ваш колосок.
2-задание.
На полях водится очень много мышей,
которые питаются зернышками. Есть такая мышка и на нашем поле. Она хочет с нами
поиграть.
Физкультминутка.
Колоски считаем, головой качаем.
Наклонитесь столько раз, сколько
букв эм у нас.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько
здесь слогов у нас.
Помогите нашей крошке
Убежать от злобной кошки.
Норки мы считаем
Дружно приседаем.
Молодцы, наша мышка даёт нам
колосок и предлагает выполнить ещё одно задание.
3-е задание.
- На доске записаны слова и
отдельные буквы. Вам нужно собрать новые слова. Но есть подсказки. Слушайте
внимательно.
Шар – друг
шапочки – шарф.
Вол – дикое
животное – волк.
Пар – место для
отдыха – парк.
Бор – часть
корабля – борт.
Дол – то, что
нужно отдавать – долг.
Спор – занятие,
которое укрепляет здоровье – спорт.
Итог: что мы
сделали со всеми этими словами? Что получилось? Какой вывод можно сделать?
(Одна буква может помочь образовать новое слово.)
Вот вам ещё один колосок за
это задание.
Теперь мы немного отдохнем,
отгадаем загадки:
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и
душистый,
Он и черный, он и
белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб ).
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? ( Блин )
Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем –
Разделю ребятам всем.
( Бублик ).
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. ( Мельница ).
4-е задание.
Мы с вами уже почти пришли к
мельнице, но путь нам преграждают горы. Как вы думаете, что нужно сделать,
чтобы взобраться на них? (Вставить в слова нужные буквы.)
Учащиеся вставляют в слова
буквы, чтобы образовалось новое слово.
Кот – крот Газ
– глаз
Кошка –
крошка Пот – плот
Тот –
торт Сова – слова
Каска –
краска Сон – слон
Топка –
тропка Сто – стол
- Молодцы, за это задание вы
получаете ещё один колосок.
- Вот и наша мельница. Давайте мы
положим в неё наши колоски. Что-то ничего не происходит. Может, она хочет
услышать, для кого нужна мука? Давайте мы споём нашей мельнице песенку.
Мы поставим в печь пирог
и достанем из печи.
Повар
Булочка живёт возле леса у реки.
Из трубы
идёт дымок такой приятный:
По утрам
печет пирог он ароматный.
Ученики поют песенку.
- Что-то не хочет наша мельница
молоть муку. Чего же ей не хватает? Как она работает? (Нужен ветер.)
- Давайте на неё подуем.
Дыхательная
гимнастика.
- Сделайте глубокий вдох,
задержите дыхание – и плавный выдох.
Глубокий вдох, выдох в три
этапа
Вот и заработала наша
мельница. Пока она мелет муку, мы поработаем в группах.
1-я группа. Собери
стихотворение и склей его в правильном порядке: получится рисунок
.2-я группа. Собери
из рассыпанных букв слова. Буквы приклеены к пробкам.
3-я группа. Постройте
башню, собрав правильно слово. Буквы надеты на цилиндры.
Проверка работы групп.
А теперь прочтите слова:
Б Н С М
Р С
ОЛЬ КОТ, БОР, КЛАД, ПОРТ, ДАЧА
- Подведение
итогов. Рефлексия.
- Пока мы с вами работали, мельница
намолола нам целый мешок муки. Можем отнести её пекарю.
Давайте расскажем пекарю, что
мы узнали в путешествии. Важна ли одна буква, что она может сделать со словом?
Напоследок пекарь хочет
оставить себе на память фотографию об этом уроке. У вас на партах лежат
кружочки. Изобразите на них своё настроение, а мы посмотрим, у кого сегодня
хорошее и радостное настроение, а кому – грустно.
Ученики рисуют и приклеивают на
лист вокруг изображения пекаря «кружочки настроения».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.