ТЕМА: ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ.
(Внеклассное занятие)
1
класс
ЦЕЛЬ: Создание
условий для того, чтобы показать детям роль звуков и букв, развивать умения
различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и
обучаться.
Оборудование:
рисунок корабля, скороговорки на карточках, игрушечный микрофон, карточки слов
для рассказа А. Шибаева «Одна буква», два колодца(картинки), жетоны, тучки и
солнышки для рефлексии.
ХОД
ЗАНЯТИЯ.
1.ОРГМОМЕНТ
-Попробуйте угадать,
о чем говорится в загадке:
« Его не видно, в
руки не взять, но зато слышно» (звук).
- А при помощи чего
мы записываем звуки? Кто из вас знает?
«Сели на странички 33
сестрички.
Сели рядом- не
молчат, нам загадки говорят.» (буквы)
- Для чего человек
придумал буквы?
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, очень важно
правильно произносить каждый звук в слове, ошибешься- получится новое слово,
будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами- написал неправильно
букву, получилось новое слово , или вовсе даже и не слово.
Чтобы не было ошибок,
надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать
скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Также
важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что
написано.
Многие часто путают
звук и букву. Сегодня мы еще раз понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся
правильному произношению слов.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЗНАНИЙ.
- Все, что мы
говорим, это речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная)
- Как мы их
различаем? (Все, что мы говорим- это устная речь. Все , что читаем- письменная
речь)
Покажите: - Как
плачет ребенок? Как он удивляется?
-Как
кричит ворона? Собака? Какие звуки издают пчелы? Комар?
-Видели
ли вы произносимые звуки?
-Значит звуки мы
слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали
буквы, или значки. Вот они перед вами и мы уже многие из них изучили.
4. МИР ЗВУКОВ.
- Сначала мы отправляемся
в мир звуков. Что легко и правильно говорить, сделаем разминку: Упражнение
«Зубная щетка»
-Рот открыт. Чистим
языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние
зубки- снизу вверх с внутренней стороны.
А)- Сегодня в школу
пришла телеграмма: « Всем ученикам 1 класса В. Всем…всем…
Югославский писатель
Душан Радович ищет матросов для корабля…(на доску корабль и название)
« Дети, вы слышали о
корабле,
Самом прекрасном на
всей земле?
Этот корабль
называется так:
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Спешите, спешите
узнать поскорей
Строгий приказ
министерства морей:
«Матросом на борт
поднимается тот,
Кто быстро название
произнесет»
Ребята! Внимание!
Каждый из вас
Может попробовать
хоть сейчас.
Только учтите: совсем
не пустяк
Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».
Кто может сказать
«Санглбанглтинглтаг»,
Тот может поднять
корабельный флаг,
Может прямо в Африку
плыть,
И важничать, как
заправский моряк,
На корабле
«Санглбанглтинглтаг».
-Попытаемся быть
матросами этого корабля?
-Поучимся произносить
название корабля. Кто может один произнести?
Б) Вслед за
телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто
пожелает служить на корабле.
-Чтобы сними легко и
быстро справиться ,надо набраться сил и отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
« От земного от
причала оттолкнулся теплоход (встали)
Раз, два…
Он назад шагнул
сначала (шаг назад)
Раз, два…
А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
Раз, два…
А потом поплыл по
речке (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
В) Итак, 1 задание:
(за правильные ответы-жетоны, потом посмотрим, кто достоин быть моряком такого
корабля)
«ПРАВИЛЬНО
ПРОИЗНЕСИТЕ ОТГАДКИ»
«У песочных
ям, у горы крутой
Стоит великан с железной рукой.» (экскаватор)
«По асфальту едет
дом, ребятишек много в нем,
А над крышей дома
вожжи, он ходить без них не может» (троллейбус)
« У него два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами» (велосипед)
«ПОВТОРИТЕ ЗАГАДКИ»
-Отгадки у этих
загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку
и потом уже назвать отгадку.
« Телятки гладки
привязаны к грядке.» (огурцы)
«Две сестрицы-
мастерицы, друг дружке- помощницы.» (руки)
«ПОВТОРИ
СКОРОГОВОРКИ»
1.Кашевар кашу варил,
подваривал да не доваривал.
Кукушка кукушонку
купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
2. А эти скороговорки
повторите 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро.
Архип осип, Осип
охрип.
Гроза грозна, грозна
гроза.
Милу мама мылом мыла.
-Последнюю сказать с вопросительной
интонацией, с чувством радости, сказать тихо, как будто это тайна и мы не
хотим, чтобы ее услышал кто-то за дверью. (микрофон)
5. МИР БУКВ.
А) ФИЗМИНУТКА
- Прежде, чем попадем
в мир букв, проведем дыхательную гимнастику, это тоже важно для правильного
произношения.
-Упражнение «Свеча»
Встаньте, сделайте
глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое
пламя свечи.
- Упражнение
«Ароматный цветок»
Представьте, что вы
нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно
сжатых губах. Задержите дыхание. На -выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный
цветок»
- Что бывает, если на
место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна
буква» Вот из него отрывок…
« Все началось с
того, что Маша нарисовала ворону и начала писать «варона». (Слова на доску)
Я ей говорю:
- Ты неверно
написала. После В надо о, а не а. А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна
буква… Варона или ворона- какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
- А ну-ка зачеркни в
слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что
получилось?
Смеется Маша:
- Вот чудеса,
получились ворота!
- Поняла, - говорю,
что значит одна буква?
А потом писатель
сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной
буквы стоит другая. И вот, что получилось:
« Говорят, один рыбак
В речке выловил
башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался
дом.»
-Какое слово должно
быть в стихотворении?
- Какая буква встала
не на свое место?
Вот, что получилось
при замене. (Сом-дом)
-Послушаем другие
стихи и найдем в них слова с «заблудившимися буквами.
« Куклу выронив из
рук. Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый
лук
С длинными усами»
(Вопросы те же.
Жук-лук)
«Жучка будку не
доела:
Неохота. Надоело…»
(булку-будку)
«На пожелтевшую траву
роняет лев свою листву» (лес-лев)
- Интересные
изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово
становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в
русском языке много.
Б) ЗАМЕНИ ОДНУ БУКВУ
-Замени одну букву
так, чтобы получилось новое слово. (на доске)
бочка (точка, дочка,
кочка, ночка, почка)
лапка (папка, шапка)
ум (ус, уж, ух)
кот (кок, кол, ком,
кон)
коза ( кожа, кора,
коса)
В) ДВА КОЛОДЦА
Изображены 2 колодца,
рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро
так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно
получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не
перепутайте ведра.
М
к л к
Б
к с к
Р к У-
А б к
Л
к ж к
- Вы убедились, что
одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.
Г) СОСЧИТАЙ
КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ В СЛОВАХ.
-Прокомментируйте
свой ответ.
Ел (2б.3зв) яд
(2б.3зв) знает (5б.6зв) пень (4б.3зв) коньки (6б.5зв)
6. ИТОГ
-Считаем жетоны ,
выбираем победителей.
Всем спасибо за
вниманье.
За задор и добрый
смех.
За азарт
соревнованья,
Обеспечивший успех.
Нам урок заканчивать
пора!
И я ,надеюсь, что
теперь
Вы стали немножечко
умней.
Узнали вы много слов
смешных
И много всяких всячин
И если вы запомнили
их,
Не зря ваш день
потрачен.
-Кому было интересно
на занятии, все понятно-
прилепите рядом с
кораблем солнышко. Кому было скучно, многое не понятно- тучку.
Список использованных
источников:
1.
В.Волина «Веселая
грамматика», «Знание», Москва 1995г.
2.
Н. Пикулева «Слово на
ладошке», Москва,»Новая школа»1994г.
3.
В.Волина «Праздник
букваря», Москва, 1995г.
4.
4. С.Н. Подгорная,
О.В.Перекатьева «Тематические недели в начальной школе»,изд. «МарТ»,
Москва-Ростов-на-Дону,2004г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.