ОКООУСТ «Клюквинская школа –
интернат»
«Русская коса – девичья краса»
5 класс. Факультатив. ( В рамках предметной недели).
Провела: учитель технологи Субочева Е.И.
2013 – 2014гг.
Актуальность
В последние десятилетия Российской истории
характеризуются сменой не только экономического уклада, но и духовной
мировоззренческой сферы. Повысился интерес к истокам русской культуры и
народных традиций. Традиционный женские русские прически поистине уникальны,
они позволяют понять смысл важнейших этапов в жизни женщины: девичество,
сватовство, венчание, замужество. Собранный в работе материал поможет понять
магию такой простой прически как «Русская коса».
Издревле главным украшением женщины
считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся
мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и
толщину косы.
Мир изменился, и иметь свою «косу до пояса»
стало практически невозможно. Листаешь модные журналы, завидуешь моделям. «Ах,
какие у них волосы – мне бы такие» - сколько замечательных причесок можно
сделать из длинных волос! Но именно в этой работе я хочу рассказать о косе и ее
истории.
Цели работы:
изучение материалов по истории русской
косы;
изучение верований связанных с русской косой;
оформление постера;
составление презентации.
Результаты работы:
собран иллюстративный материал по истории
русской косы.
составлена презентация «Русская коса –
девичья краса»
основной результат работы – возможность
использовать данный материал в создании современных причесок к праздникам.
Коса́ —
причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются
вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя
прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой
косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и
коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон
носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая
первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о
племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа — коса. Мелкие
косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев.
Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы —
традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались
украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от
египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О
последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут
ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные,
светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса – самая простая и
неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом
деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие
предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и
социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы
служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы
запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую
магию.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни
волоса.
Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.
Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не
так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали
пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или
бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими
перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
На Руси с давних времен символом девичьей
красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский
период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время
сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы.
Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была
дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла
лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных
грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две
височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой
полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть
волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить
женщину.
Русские девочки заплетали только одну косу.
И этим отличались от мам, которым полагались две.
Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А
в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом.
На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек
украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».
Заплетали косички чаще всего в три прядки одна поверх другой. Это еще одна
отличительная черта детской прически. Мамы вплетали одну прядь под другую.
Иногда косы плели в четыре и большее число прядок. На севере России такая
прическа называлась «бесчисленница».
На Руси две косы, обернутые вокруг головы и
убранные под кику, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось
недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более –
распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые
языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение
в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные
косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в
дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или
три цвета и переплетали между собой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали
носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со
своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в
корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы
на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И
до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто
две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же
коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности,
красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую
популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись
в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов,
заимствованных из разных культур.
После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай
накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в
две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа
была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой
полотняной шапочкой (повойником)
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах -
только на своей половине, при муже.
На Руси существовало выражение
"опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы.
В других случаях «опростоволоситься»
означало покрыть себя и своего мужа позором. Молодые девушки и девочки тоже
заплетали косу, одну, украшали ее лентами, гордились ей. Утрата косы была еще
большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и
ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти
замуж. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных
ухищрений.
В поэме Лермонтова красочно рассказано об
этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца
Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах -
толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на
Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе"
Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь
купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая",
на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена
женщина с короткой стрижкой.
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов
не меняют общей тенденции.
Хочешь сама заплести косу, как это делали в старину? Тогда
хорошенько расчеши волосы гребнем на прямой пробор. Смочи их квасом или соленой
водой, раздели на три пряди и вплетай одну поверх другой. Над ушами лучше
оставить завитые прядочки. Хорошо бы украсить косу косником. Это плотный
треугольник из кожи или бересты, обшитый кожей и украшенный бусами. В праздники
к прическе подвешивали рясы - спускающиеся вдоль щек нити жемчуга. На лоб -
жемчужную сетку.
Нашим далеким предкам было свойственно обогащать традиционное восприятие
предметов символическими смыслами. Даже обычная прическа славянок имела
значение. Так, длинная коса была прерогативой молодых девушек. В наше время
косички заплетают маленьким девочкам – на Руси же их коротко стригли до самого
девичества. Длинная коса с вплетенной лентой обозначала, что девица уже может
быть засватана.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы
устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». На Руси
существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных
непосредственно с женской прической. Например, на славянских свадьбах косу
девушки распускали и заплетали две косы. История древних славян рассказывает
нам о том, две косы были показателем вступления девушки в брачную жизнь.
Прическа замужней женщины отличалась тем, что обе косы закалывали так, чтобы
удобно было носить головные уборы. Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала
«крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в одну косу, могли носить только
девушки на выданье. В древности девушкам не нужны были особенные прически, и
тем более не существовало таких понятий, как стрижка для овального лица,
короткие стрижки. Универсальной прической женщины была одна или две косы.
На Руси считалось, что расплетенная коса –
символ траура или бесчестия. Некоторые народы наделяли косу магической силой,
утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о
волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных
сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к
возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.