Внеклассное мероприятие в 4 классе
«Семь чудес Калмыкии».
Интеграция предметов: чтение, краеведение, окружающий мир, изобразительное
искусство.
Подготовила: учитель начальных классов Боваева М.Н.
Цели и задачи: - воспитывать у детей чувство гордости за свой народ,
уважение и бережное отношение к природе родного края, к национальным
достояниям;
- помочь детям раскрывать красоту
поэтической речи калмыцких поэтов, видеть прекрасное в работах калмыцких
художников;
- расширять знания учащихся, обогащать
словарный запас, формировать навыки правильного выразительного чтения;
- развивать память, речь, мышление,
познавательный интерес, умение пользоваться информацией и выступать перед
аудиторией.
Материалы к уроку: книга «Джангар», фотографии: лотос, тюльпан, курганы,
Хошеутовский хурул, город Шахмат, храм «Золотая обитель Будды Шакъямуни,
государственные символы РК, портрет князя Серебджаба Тюменя, иллюстрации
В.А.Фаворского «Богатырь Джангар» и «Страна Бумба», карта РК, памятки, указки.
Форма проведения: устный журнал.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. Красота степной республики,
расположенной на стыке Европы и Азии, воспета поэтами и художниками. Она
создана не только природой, но и творениями рук человеческих. Человеку не в
силах представить, сколько природных чудес и чудес, созданных человеческой
гениальностью и изобретательностью, исчезли навсегда не только с лица земли, но
даже из памяти народов – потомков этих культур.
Жизнь народа в пространстве бесчисленных лет,
Продвигаясь вперёд, оставляет свой след.
Он вобрал в себя тысячи тысяч следов.
Что-то стёрто, размыто теченьем годов,
Но следы величайших побед и трудов
Не под силу стереть и теченью веков.
Не забылся, не стёрся и в этот момент,
Что-то в нём – от легенд, что-то в нём - документ.
В даль былого вглядись! И увидь, и услышь!
(Лиджи Очирович Инджиев).
Сейчас мы с вами перелистаем устный журнал «Семь чудес Калмыкии», на
страницах которого познакомимся со следами в Истории человечества, связанные с
судьбой калмыков, с героическим прошлым двух братских народов – русского и
калмыцкого. Они остались в природных и рукотворных памятниках, в устном
народном творчестве. «Семь чудес Калмыкии» - это визитная карточка республики.
Попросим открыть первую страницу журнала Санджиева Канура.
Канур.
На этой странице расскажу о первом чуде Калмыкии: «Джангар» - народный
героический эпос. Это величественное произведение устного творчества калмыков,
ставшее в сознании народа священным, появилось примерно в 1440-м году. В
«Джангаре», как в зеркале, отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его
представления о чести и благородстве, об истинной дружбе, его мечты о
счастливой и благополучной жизни в стране Бумбы. Бумба – страна шести тысяч и
двенадцати богатырей, страна, управляемая легендарным ханом Джангаром, страна
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе.
Основная идея эпоса – идея единения народа, защита своей страны от
многочисленных врагов. В служении народу, Отчизне видят смысл герои «Джангариады»,
что выражается в присяге богатырей:
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаённой вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Вот что сказал великий русский писатель Николай Васильевич
Гоголь:
«…Калмык способен верить чудесному и охотник до сказок. Иногда дня по
три сряду слушает предания о подвигах сказочных героев, которых очень любит.
Рассказчики водятся мастера своего дела и сопровождают, где следует пением,
музыкой, телодвижением, где нужно – подражанием голосу животных. Герои бывают
ростом в несколько вёрст, махом меча поражают целые тысячи, конями
перескакивают моря и горы. Более всех других нравится баснословная повесть
«Джангар»».
В канун празднования 375-летия добровольного вхождения калмыцкого
народа в состав Российского государства одной из малых планет, открытой
астрономами Крымской астрофизической обсерватории, было присвоено название
«Джангар». Позвольте закрыть страницу отрывком из стихотворения Аксёна
Илюмджиновича Сусеева «Степь Джангара»:
О джангаре поэма!.. Как она
Полна тепла, глубокого волненья,
Как майский день торжественна, ясна,
А ритм её – само сердцебиенье!
Она пьяняща! Сладостна, как мёд,
Прозрачна и кристальна родниково,
Как молния, в ней вспыхивает слово
И освещает сердца небосвод.
Мысль мудреца и тонкость ювелира
В ней сплетены в великое одно.
Я верю в то, что достояньем мира
Поэме этой сделаться дано!
Учитель: - Спасибо. Действительно, эпос «Джангар» стал известен всему миру. Со
второй страницей нас познакомит Эльза Шанкчиева. Пожалуйста.
Эльза: - Калмыцкая степь тянется сотни вёрст от Волги и Каспия до Маныча и
Ставропольского плато. По величине она может сравниться с любым европейским
государством. Но только там – шум мегаполисов, крупнейшие заводы и фабрики, а у
нас – бескрайние просторы, тишина, свобода… Наша степь такая же беспредельная,
безбрежная, как и море бездонное с потаёнными сокровищами. Одно из таких
сокровищ – лотосы.
Второе чудо Калмыкии – это священный лотос буддистов. Редкое красивое
растение слывёт загадочным с тех пор, как, по древневосточной легенде, Будда
переплыл на лотосе Индийский океан. Величественная красота, способность в
течение дня менять окраску поражает воображение, зачаровывает – это настоящее
чудо света! Так, герои легенд отправлялись за чудесным лотосом в Китай и Индию,
преодолевая в пути самые сложные испытания.
Учитель:
- Четыре сотни лет обитает калмыцкий народ в засушливых прикаспийских степях и
почитают цветок лотос. Это символ нашей республики.
Лотос изображён на государственном гербе и флаге Калмыкии. Вот как в
официальных документах описываются герб и флаг: «На государственном гербе
Республики Калмыкия – Сюльде – в основании его – лепестки лотоса белого цвета –
символ чистоты и духовного возрождения… В середине государственного флага
изображён голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков.
Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара,
четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление
народа Калмыкии к дружбе и сотрудничеству со всеми народами».
Лотос изображён на ордене, который так и называется – Орден Белого
Лотоса. Его вручают как высшую степень отличия Герою республики за личные
заслуги, трудовой героизм, особо выдающуюся новаторскую деятельность,
значительный вклад в дело процветания Калмыкии.
Эльза
(продолжает): - Позвольте мне закрыть страницу отрывком из стихотворения
Николая Джамбуловича Санджиева «Лотос»:
За лучшей долей сквозь годы и беды
Катился к Волге наших предков вал.
И в новые края за ними следом
Священный лотос перекочевал.
Он сохранил ойратам в счастье гордом
Все шестьдесят и шесть своих цветов,
На девяносто девяти аккордах
Прославляя к Родине любовь.
Учитель: - Следующее чудо нам представит Канур. Пожалуйста.
Канур:
- Это тюльпан. Весной наша степь обновляется. Это самый лучший период – пора
цветения дивного создания природы – «венценосного», «золотокоронного»,
«лампадоподобного» цветка. «Алтн зул цецг» - древнее калмыцкое название
тюльпана. Прекрасен он и невольно зовёт каждого полюбоваться своей неповторимо
нежной и беззащитной красотой. Чашечки его, просвечиваясь молодыми лучами
солнца, тянутся к сини небес, стараясь разлить свой тонкий аромат над всей
землёй. Много легенд о тюльпанах. Одну из них рассказал народный поэт Калмыкии
Тимофей Отельданович Бембеев в своём стихотворении «Чёрный тюльпан»:
Счастливец я! Знать от рожденья
Мне жребий особенный дан –
В сепии моей, в пору цветенья,
Набрёл я на чёрный тюльпан!
Лишь раз в девять лет, по преданью,
Родится волшебник степной,
И то лишь прекрасною, ранней,
Ни с чем не сравнимой весной.
Тычинки белы. Благороден
Их цвет, привлекающий взгляд.
Они, улыбаясь природе,
Мне радость и счастье сулят. Редок этот тюльпан. Появляется он в степи через
каждые девять лет. Девять – счастливое число в мире кочевых народов.
Обязательно расцветает на самой верхушке древнего кургана, под которым покоится
прах защитников этой местности. Чёрен тюльпан, как ночь, но тычинки в нём белы,
как снег. Чёрные лепестки его охраняют от бед. Белые тычинки обещают счастье.
Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над
ним, загадав желание, никому не разглашать тайну места произрастания этого
необычного цветка. Встречается чёрный тюльпан увидевшему его только раз в жизни.
Учитель: - Листовка с памяткой (вручается каждому участнику мероприятия):
«В Калмыкии проявляют заботу о тюльпанах. С 1995-го года в республике
отмечается праздник «Гимн тюльпану» - благородному цветку, занесённому в
Красную книгу России.
Берегите, не рвите цветы, не губите тюльпаны беспечно –
Это символ степной красоты, воплощение юности вечной!
Каждый, кто сорвёт тюльпан, должен знать, что им погублены десятки
будущих растений, так как в этом случае цветок лишён возможности образовывать
плод и семена. Вместе с цветком обрывается стебель с листьями, и в луковице, не
получающей питательных веществ, не формируются почки возобновления. Если
уничтожение прекрасных растений, гордости наших степей будет продолжаться, то
будущие поколения потеряют возможность любоваться ими. Мы должны сохранить
тюльпаны для наших внуков и правнуков.
Чтобы тюльпаны всегда цвели, радуя нас несравнимой красой, надо беречь
их и не рвать. Пусть руки, которые тянутся к тюльпанам, вместо того, чтобы
сорвать, занесут их неповторимый облик на лист бумаги, пусть щёлкнут затвором
фотоаппарата, нажмут на кнопку видеокамеры.
Или просто наклонитесь над его благоухающей шестилепестковой
чашечкой-бокальчиком, вдохните чудо-аромат, задышите полной грудью, расправьте
плечи, оглядите степь, в которой с каждой весной всё меньше тюльпанов,
почувствуйте себя ответственными за её неповторимый облик, дарованный нам
нашими мудрыми предками: «Берегите красавицу-степь!»».
Ребята! Прочитайте, обсудите с друзьями, передайте другим содержание
памятки, помогите природе своими добрыми и полезными делами и поступками.
Спасибо! Передаю слово Эльзе.
Эльза:
- Четвёртая страница нашего журнала посвящена степным курганам.
Волго-маныческие степи, где расположена наша республика, во все времена
населяли различные племена и народы, оставившие после себя память в виде сотен
тысяч курганов, которые являются памятниками археологии. Они представляют собой
земляные насыпи, возводившиеся над древними погребениями, то есть являются
своеобразными кладбищами, в которых на протяжении тысячелетий сменявшие друг
друга народы хоронили своих умерших или погибших соплеменников.
Всех курганов нельзя перечислить, а их истории рассказать. Но есть
среди их множества два кургана, особенных своей историей создания, - Курган
Победы и Курган Пиршества.
Это было во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В апреле 1769
года Убуши-хан согласно высочайшему повелению отправил десять тысяч калмыцких
конников в действующую армию генерала Румянцева, а после с остальным
десятитысячным войском выступил сам против татар.
Шесть тысяч татар подступили к границам Калмыцкого ханства, желая
разорить и опустошить калмыцкие улусы, оставшиеся без защиты. Убуши-хан,
получив известие о приближении татарского войска, продвинулся навстречу
неприятелю. Хан был мудрым и опытным военачальником, он решил обмануть татар и
с помощью небольшого отряда, посланного вперёд, выманить их, чтобы затем
напасть с основными силами. Татары по поднятой пыли догадались о приближении
калмыцкого войска, начали отступать и заняли оборону недалеко от реки Калаус
(ныне Ставропольский край).
Несмотря на ожесточённое сопротивление, бешеная атака калмыцкой конницы
привела неприятельские ряды в полное замешательство. Татары в панике бежали.
Калмыки бросились в погоню, рубя и расстреливая рассеянного противника.
На месте этого сражения Убуши-хан повелел насыпать курган и назвал его
«Курганом Победы». А на другом берегу реки Калаус, где завершилось
преследование и полное уничтожение татарского войска был насыпан второй курган,
названный «Курган Пиршества». Оба эти кургана существуют и поныне в степях
Ставрополья.
Хасыр Бикинович Сян-Белгин посвятил степным курганам такие строки:
… А года продолжали плыть.
Сколько слёз он видал, курган?!
Ими б красный тюльпан полить –
Почернел бы степной тюльпан!
На кургане молчит трава.
Спит курган. На нём пыль времён.
Канур:
- Пятым чудом нашей республики признан Хошеутовский хурул – наша память…, наша
история…. Построенный в память о ратных подвигах, о героизме и мужестве,
проявленных калмыцкими воинами в Отечественной войне 1812 года и заграничном
походе русской армии 1813-1814 годов, Хошеутовский хурул всегда производил
большое впечатление и вызывал восхищение у всех, кто видел его.
Строительство этого храма велось на добровольные пожертвования
калмыцкого народа, большую часть расходов взял на себя Серебджаб Тюмень – Герой
Отечественной войны 1812 года и командир второго Астраханского калмыцкого
полка. Тюмень хотел, чтобы память о его воинах, погибших за Россию, сохранилась
в веках. Так, в начале ХIX века на левом берегу Волги был воздвигнут памятник
дружбы и боевого братства русского и калмыцкого народов – Хошеутовский хурул.
Идея строительства этого Храма Победы принадлежала Батур-Убаши Тюменю,
младшему брату Серебджаба Тюменя.
В 1909 году хурул стал центром празднования 300-летия добровольного
вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, а в 1912 году
здесь проводились торжества в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года.
Здесь была огромная библиотека книг и рукописей, бережно сохраняемых и
передаваемых от поколения к поколению. В хуруле хранилось как величайшая
святыня – боевое знамя, с которым калмыцкие воины ходили в поход на врага. С
этим знаменем калмыки пришли в пределы России в начале 17-го века. С ним не раз
шли в бой с врагами Родины. В последний раз оно развевалось на поле брани во
время Отечественной войны 1812 года. И в шести местах было пробито
неприятельскими пулями. Это знамя служило символом славного героического пути
калмыцкого народа, всегда встававшего вместе с другими народами России на
защиту Отечества.
Хошеутовский хурул не просто уникальный историко-архитектурный и
культурный памятник, это память калмыцкого народа, память о героических предках
и славных деяниях.
Учитель:
Теперь пришла пора рассказать о 6-м чуде Калмыкии. Но вначале послушайте
народную легенду:
«В кибитке за чёрно-белой доской сошлись два калмыка. Жена хозяина
кибитки, занимавшаяся подношением кушаний и напитков соперникам, успевала
незаметно бросать взгляд на положение фигур. И когда ситуация для её супруга
стала критической, женщина как бы невзначай обратилась к мужу: «Хозяин, пока Вы
здесь играете, я распоряжусь, чтобы подводу, на которой будет спать наш дорогой
гость, поставили на правый угол кибитки. А заодно отправлю его коня на
пастбище». Проигрывавший всё понял. По словам жены, ему следовало перебросить ладью
на правый угол доски, отогнать коня противника. Он так и сделал и выиграл
партию».
Эльза:
- В те времена никто из степняков, так любивших шахматы, и представить не мог,
что спустя века в калмыцкой степи разыграют партии лучшие мастера со всего
света на ХХХIII Всемирной шахматной Олимпиады. Вот тогда и возникла
необходимость строительства Сити-Чесс. Возведение шахматного городка началось в
апреле 1997 года и закончилось буквально за несколько минут до начала самой
олимпиады – в сентябре 1998 года.
Общая площадь Сити – чесс, расположенного на берегу пересохшего
Ярмарочного пруда, - 594 га. В центре жилого комплекса находится общественный
центр Сити Чесс холл – Дворец шахмат. Это уникальное сооружение имеет форму
стеклянной кибитки. В Сити – Чесс также построены квартиры коттеджного типа,
современный гостиничный комплекс. Никогда ранее в Элисте еще не было строений с
такой оригинальной архитектурой и планировкой.
В 2001 году во Дворце был открыт Музей Шахматной Славы. Он был и
остается единственным музеем шахмат в мире. Основной фонд музея составляет 3749
единиц хранения. Он включает в себя коллекции Михаила Таля и подарков Главы
Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. В юбилейный 2008 год музею присвоено
имя М. Таля.
Сегодня
Сити – Чесс небольшой городок, который стремятся увидеть сотни туристов,
посещающих Элисту. Здесь побывали известные политические и религиозные деятели,
артисты и спортсмены. В Сити – Чесс проходят крупные международные форумы. О
Городе Шахмат на юге России знают во всем мире.
Учитель:
- Седьмым калмыцким чудом стало, пожалуй, самая главная достопримечательность
нашей столицы, архитектурное чудо Элисты, место поклонения многих тысяч
верующих – Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни».
Канур:
- Центральный хурул, построенный по благословению Его Святейшества Далай – ламы
ХIV, Золотая Обитель Будды Шакъямуни в Калмыкии вырос, как в сказке:
необыкновенно быстро и на диво красивым. Внешне он выглядит хорошо задуманным и
искусно исполненным архитектурным ансамблем. Но каждая деталь – не просто
украшение, все они имеют сакральное значение. Их множество. Вокруг хурула
расположено 108 барабанов и 17 статуй пандитов. В каждом из барабанов заложены
миллионы молитв, определенные благовония, а в статуях – древо жизни «сокшин»,
расписанное молитвами. Почитание этих святынь несет людям благословение и удачу
на жизненном пути.
Из Индии
специально были доставлены тысячи статуэток Будды. Они изготовлены из бронзы и
латуни высотой в 20 сантиметров для оформления алтаря и для закладки в
буддистские ступы, расположенные вокруг храма.
Таким
образом, «Золотой храм» в центре Элисты, согласно буддистским повериям,
превратился в
«Дворец тысячи Будд».
Пыль отряхнув исканий и тревог,
Судьбы, крещенной пряником и плетью,
Возвел народ божественный чертог –
Как образ красоты, великолепья.
Не пожалел ни золота, ни сил –
Все на алтарь, в деяние вникая,
И столько он в реликвию вложил,
Что долго ей звучать, не умолкая.
Прекрасен вид твой, горделива стать,
Восторг рождаешь ты и удивленье.
Слились в тебе и божья благодать,
И зодчества святое вдохновенье.
Буддийский храм, живет где божество,
Где свет и озаренье ищет,
Где
веры обретенной торжество,
И утоленье сокровенной жажды.
Глава твоя вольготно вознеслась,
Над степью, так чиста и осияна,
Как будто в строгий облик великана
Души народной сила пролилась!
Века тебе святиться и сиять,
Не ведая забвения и тленья,
И жажду веры щедро утолять,
Живущим и грядущим поколеньям!
А.
Скакунов.
Учитель:
- Мы с Эльзой и Кануром познакомили вас с «Семью чудесами Калмыкии». Мы
рады, что благодаря нашим стараниям вы теперь знаете, что есть и в нашей
небольшой республике свои семь чудес, которыми гордятся все жители Калмыкии и
посвящают свое творчество.
Эльза и
Канур проделали большую творческую работу. Спасибо вам ребята, за труд и
упорство в подготовке устного журнала.
Спасибо за
внимание!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.