Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие "Солдат войны не выбирает"

внеклассное мероприятие "Солдат войны не выбирает"

Скачать материал


Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан – Основная общеобразовательная школа с.Аминево муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан



















Общешкольное внеклассное мероприятие

«СОЛДАТ ВОЙНЫ НЕ ВЫБИРАЕТ»

(Об участниках боевых действий в Афганистане)















Подготовила и провела

Билалова К.Ф.















2010 год



СОЛДАТ ВОЙНЫ НЕ ВЫБИРАЕТ

Об участниках боевых действий в Афганистане


Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

(Ответы учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

(Звучит музыка Шуберта «AveMaria» на протяжении всего мероприятия)

3. Основное содержание мероприятия.

Представление презентации «Солдат войны не выбирает…»

1-й чтец: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтраль-ного государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничест-во было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество совет-ских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат по­следнего монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части, верные прокомму-нистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

2-й чтец: Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

И вот 12 декабря 1979 г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято


решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

3-й чтец: Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятель-ством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь поддержку, а другая, со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.

Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в граждан-скую войну. И это изменило ее характер: противники кабульских властей, факти-чески объявили войну национально-освободительной и провели ее под религиоз-ными знаменами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом, как иностранная интервенция. И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону все более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

4-й чтец: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганис-тане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожи­данно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к ок­ружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях.

Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле, Письма, которые отражают их чувства, мысли.


Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.


Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!» Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.


Милованов Сергей Александрович: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо.


За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени, Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».


Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся не один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит так сердце. А как тревожно было матерям.

3-й чтец: Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение — вплоть до ракетных установок. Средневековое по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением.

4-й чтец: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя

религииозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение

войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и

правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая

воина, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно.

Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении маджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции, оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословением Аллаха.


Мужество — это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество — суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.


1-й чтец: История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию

заканчивалась для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, , рода и клана существует свое ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна, если речь не идет о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто еще вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход - всех уничтожить от мала до велика! Такие у нас традиции».

2-й чтец: Мотив выгоды среди афганцев также имел не меньшее значение, чем

политические или религиозные факторы. Так, голова советского офицера оценивалась в 300


тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днем обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».


3-й чтец: Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.


Песня «КУКУШКА».


Часто вижу я свой дом родной.

Лес о чём то о своём мечтает

Серая кукушка за реко—ой

Сколько жить осталось мне считает.

 

Я прижался ласково к цветку

Стебелёк багульника примятый

И звучит унылое «Ку-ку»

Отмеряя жизни моей даты.

 

Снится мне опушка из цветов

В детских снах забытая опушка

Восемьдесят, девяносто, сто,

Что-то ты расщедрилась кукушка

 

Я тоскую по родной стране

По её рассветам и закатам

На Афганской вызженной земле

Спят тревожно русские солдаты

 

Они тратят силы не скупясь

Им привычны холод и усталость

Сил своих не копят про запас

Так скажи же сколько им осталось

 

Так что ты кукушка - погоди

Мне давать чужую доль чью то

У солдата вечность впереди

Ты её со старостью не путай


15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел...»


Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты «ноль двадцатый»?

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать вдали заплачет,

Прислонясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми...


15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:


Наша боль и опасений тень

С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,

Наконец его мы дождались.

Кто вставал, кто падал под огнём,

У судьбы не спросишь что - кому,

Девять лет вы жили этим днём,

Девять лет с боями шли к нему.

Как измерить боль горячих ран?

Облегчить как горе матерей?

Будет сердце жечь Афганистан

И в объятьях Родины своей.

15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».

Помните,

Через года, через века

Помните,

О тех, кто не придет никогда.


Помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны,

Памяти воевавших будьте достойны!


Меняются цифры, меняются даты.

Но в памяти вечно шагают солдаты.

И время торопит нас бегом своим.

Слова ни к чему! Давай помолчим!

(Минута молчания.)


Из карт колоды застарелой

Фортуна вынула для нас

Своей рукою загрубелой

Сперва Афган, потом Кавказ.


Солдат войну не выбирает –

Куда пошлют, на ту идёт,

На ней живёт и умирает

И, умирая, в ней живёт.


Ликуя, негодуя, плача.

Забыв про возраст, сан и чин,

Гордимся мы своей удачей –

Быть там, где место для мужчин.


Говорят, что в третьем тысячелетье

Изменилось все на огромной планете:

Изменились законы, изменились понятья,

Увлеченья, пристрастия, виды занятий…


Что другая растет молодежь и что ей

Никакого нет дела до дедовских дней,

Будто ей наплевать на историю в целом,

Что ей память чужда, в ней душа оскудела.


Что стоят равнодушно у Красной стены

Внуки, правнуки светлых героев войны…


Только это не правда, а жуткая ложь:

Помнит нынешняя молодежь…

Помнит и никогда не забудет,

Потому что без памяти жизни не будет.


Звучит песня группы «Моральный кодекс», на её фоне повторно перелистываются слайды презентации «Солдат войны не выбирает…»





Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие "Солдат войны не выбирает""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем? Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование) Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 870 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 419
    • DOCX 72 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Билалова Клара Фанизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Билалова Клара Фанизовна
    Билалова Клара Фанизовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 13423
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 769 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 168 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе