МБОУ
«Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа
им.
Н. П. Венценосцева»
Семейный
калейдоскоп
(классный
час для учащихся 3 класса)
Работа учителя начальных классов Аксеновой Валентины
Аркадьевны
Тема:
Семейный калейдоскоп
Цель:
воспитания отношения к семье, как базовой ценности общества
Задачи:
формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников,
сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей; определение
роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
развитие
интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
воспитание
чувств гордости за свою семью, уважения к родителям, воспитать такие качества,
как дружба, трудолюбие, взаимопомощь.
Оборудование
(все на доске)
- Плакат
с высказыванием: «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы
человека»
А.С.
Макаренко
2. Плакат – рисунок «7Я –
моя радость»
3. «Дом»: фасад и камин
(фасад прикрепить сверху камина)
4. «Тучи» (5 штук) и
«солнце»
5. Поленья дров (20 штук)
6.»Пламя»
Учитель: Добрый
день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем «Семейном
калейдоскопе». Наш классный час посвящен всем нам: старым и молодым, взрослым и
детям, наша программа о том, что объединяет всех нас: все о семье.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
У каждого человека
есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он
притягивает нас своим теплом.
-
Ребята, что такое дом?
Дом
Дом, как известно
всем давно, —
Это не стены, не
окно,
Это не стулья со
столом:
Это не дом.
Дом — это то,
куда готов
Ты возвращаться
вновь и вновь,
Яростным, добрым,
нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там,
где вас поймут,
Там, где надеются
и ждут,
Где ты забудешь о
плохом, —
Это твой дом.
(Е. Куменко)
Учитель: Так
написал о доме поэт Е. Куменко в своем стихотворении . Действительно, дом –
это не только крыша над головой. Твой дом – это твоя
семья, самые близкие для тебя люди: родители, сестры, братья, бабушки,
дедушки.
Чтобы в нашем доме
было тепло и уютно,
разведем
очаг и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести
огонь (поочередно выходят дети, читают надпись на поленьях и отвечают на
вопрос):
- кто эту
обязанность выполняет у вас дома?
1.
Стирать
2.
Приготовить завтрак, обед и ужин
3.
Ухаживать за домашними животными
4.
Пылесосить пол
5.
Поливать комнатные растения
6.
Позаниматься с младшими детьми
7.
Вынести мусор
8.
Подоить коров
9.
Сходить в магазин
10.
Прополоть грядки
11.
Вымыть посуду
12.
Вскопать грядки
13.
Вымыть полы
В «камин»
положены все «поленья», прикрепляем «пламя»
- Сейчас определим, какие
бывают семьи.
Задание: придумать
прилагательные к слову «семья»
С – счастливая,
спортивная…
Е – единая, единственная…
М – маленькая, милая…
Я – ясная, яркая…
А
еще …
(дружная, большая,
маленькая, неполная, неблагополучная, трудолюбивая, музыкальная….)
В
нашей классной семье - 13 человек, у каждого своя семья, это 13 разных семей.
С некоторыми из них мы сегодня познакомимся поближе и вы убедимся, что семей
(как и людей) неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой есть особое, свое,
И нет другой, похожей на нее.
Дети рассказывают
о своей семье.
Тихомиров К.
Презентация.
Семья.
Папа с мамою под ручку.
А со мной идут под ручку.
На руках у папы – брат –
Сам он топать маловат.
А прохожие проходят,
А прохожие глядят.
И про нас они похоже
Меж собою говорят:
- Сразу видно, что семья!
Папа, мама, брат и я!
1.
Меня зовут Тихомиров Константин. Для меня семья – это прежде всего сестра,
мама и папа. А еще мои любимые бабушка и дедушка. …..
Самый дорогой для меня человек – это моя мама. Мою
маму зовут Тихомирова Алевтина Андреевна. Родилась она в селе мари –
Билямор, училась в местной школе. Моя мама с детства мечтала стать врачом,
поэтому после окончания школы, поступила в Йошкар – Олинское медицинское
училище. Молодым специалистом вернулась в родное село и вот уже 16 – й год
работает фельдшером. Профессия фельдшера очень
ответственна и важна, поскольку именно ему часто приходится оказывать первую
неотложную помощь, которая может спасти человеческую жизнь.
Часто маме нет отдыха даже по выходным дням – когда кто – то болеет,
зовут маму. Смотрю на маму и думаю: хотя и не легкая у нее работа, но почетна и
ответственная.
Когда я родился, мама отдала всю свою заботу мне.
Она не ставила перед собой более важных задач, чем вырастить меня здоровым,
окружённым заботой и любовью. Она всегда со мной, мы не расставались с ней не
на минуту.
У
моей мамы безупречный вкус, тонко и умело она всё всегда расставит на свои
места. Я стараюсь прислушиваться к ней.
Моя мама меня очень любит, всегда обо мне волнуется
и заботится, учит меня любить людей и уметь помогать тем, кому нужна помощь.
Мой папа добрый, красивый, умный человек. Зовут его
Тихомиров Олег Арсентьевич. Он – инженер. Работает геодезистом на полуострове
Ямал.
Дома
папа бывает редко. А когда он дома, мы вместе делаем уроки, играем в
настольные игры, он учит меня играть в шахматы.
Все говорят, что у моего папы умелые руки, так как он всегда что-то дома делает:
мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я люблю наблюдать за его
работой. У него всегда все очень легко получается.
Еще мой папа сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас носит
ведра с водой для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме.
Мои мама и папа – почти всегда заняты, но когда папа на выходных или в
отпуске – мы отдыхаем по полной программе. Зимой всей семьей совершаем лыжные
походы в лес, катаемся с горы на санках. Летом отдыхаем на берегу реки Ирека.
Папа наловит рыбу, мама сварит уху, а мы с сестрой собираем по лесу дрова,
чтобы всю ночь жечь костер, печь картошку. От поездок у нас остаются
незабываемые впечатления.
Мой папа очень любит маму и всегда дарит ей подарки. Особенно мама любит цветы,
и папа приносит ей розы. Когда я вырасту, я буду таким же, как мой папа.
Мою сестру зовут Юлиана. Она учится в 5 классе. Мы много времени проводим
вместе. Гуляем, играем, помогаем маме по дому. Юлиана любит рисовать. Она
занимается в художественной школе. Мне очень нравится ее увлечение. Я тоже хочу
научиться красиво рисовать.
А встречает меня со школы, кормит, помогает учить
уроки, моя любимая бабушка – самая добрая и терпеливая.
Моя
бабушка умеет делать все: варить, стряпать, шить, вязать. А какие она помидоры
и огурцы выращивает летом на огороде! Всю зиму кормит нас своими вкусными
заготовками.
Но
самое большое ее увлечение – цветоводство. Моя бабушка занимается разведением
комнатных растений. У нее на подоконнике растут глоксинии, бегонии,
стрептокарпусы, фиалки разных сортов.
До
выхода на заслуженный отдых бабушка 38 лет проработала учителем русского языка
и литературы.
Она
вырастила моего папу, дядю Вадима, тетю Алену. Мои тетя и дядя как и бабушка
стали учителями. Дядя Вадим у учитель технологии, а тетя Алена работает
учителем начальных классов Мари – Биляморской средней школе.
Пусть
моя дорогая бабуля живет долго-долго, и ничуть не меняется, не болеет!
Рядом с ней всегда мой дедушка – самый замечательный
дедушка в мире.
Его
зовут – Ендылетов Арсентий Григорьевич.
До
пенсии мой дедушка много лет проработал механиком в ООО «ПМК - 3», работал на
севере крановщиком. Даже сейчас он не сидит без дела. Мой дедушка - завхоз
нашей школы.
У дедушки золотые руки. Он может все: отремонтировать машину, приготовить обед,
помочь бабушке дома.
У
дедушки много увлечений, особенно он любит рыбную ловлю.
Иногда
мы ходим с ним на рыбалку , он учит меня , как правильно ловить рыбу.
Мы
с дедушкой друзья. С ним играем в разные игры, учим стихи, пословицы,
скороговорки, Летом купаемся и загораем на реке, зимой ходим кататься с горки.
Мой
дедушка отличный грибник. Осенью он нас с Юлианой берет с собой в лес. Так
здорово гулять по лесу и слушать рассказы о разных грибах!
Я считаю, что мне в моей ещё очень
короткой жизни несказанно повезло. У меня есть мои любимые мама и папа,
замечательная сестра. Есть бабушка, и дедушка, очень светлые, добрые и
интеллигентные люди, любящие мир, друг друга, своих детей и внуков. И потому,
что они есть в моей жизни, я могу с уверенностью сказать: мой дом – это моя
семья. А моя семья – это моя крепость. Крепость, которую никто и ничто не
сможет разрушить, ведь царят в ней любовь, взаимопонимание и уважение. Разве
это не счастье?!
2. Рыбаков.
Дмитрий. Презентация.
В
нашей большой и дружной семье я самый младший. Как здорово, что меня окружают
родные любящие люди. Мой папа - Рыбаков Владимир Геннадьевич работает
водителем ОАО «Саяны 2000»
Мама
– Марина Петровна – портной.
Мои родители живут на севере, бывают
дома очень редко. Мне их так не хватает! Зато со мной мои любимые бабулечка –
Лидия Георгиевна и дедушка – Петр Григорьевич, мой старший брат – Сергей.
Мой дедушка до выхода на заслуженный отдых работал в колхозе механизатором. За
добросовестный труд награжден многочисленными грамотами и памятными подарками.
Бабушка работала страховым агентом. У нее тоже много наград. Моя бабушка -
председатель ТОС. (газету посмотреть)
Сергей учится в кадетском классе ( лицей –
интернат п. Ургакш). Он хочет стать военным.
На
праздники к нам приезжают мои двоюродные братья и сестры, у которых уже
свои собственные семьи. Они спешат к моей любимой бабушке, чьё доброе
сердце может вместить любовь ко всем внукам. Когда я был маленьким, то
часто теребил ревнивыми расспросами бабушку, кого из нас она любит больше
всех. Конечно же, в душе ждал ответа, что меня. Я не понимал, как можно
любить всех, ведь сердце одно, и, значит каждому достанется только
маленький кусочек бабушкиного тепла, ведь нас, её внуков и внучек, пять человек!
И бабушка мне объяснила так просто и понятно, что я запомнил её слова с
раннего детства. «Да, внучек,- сказала она,- сердце у меня одно, но каждый раз
с рождением внуков оно увеличивается, поэтому вы все помещаетесь в моем
сердце, и в нем еще есть место любить всех». Вот такое у бабушки большое
доброе сердце .
Мы все очень любим нашу бабушку, поэтому самой
главной семейной традицией у нас стало собираться вместе на праздники. Самый
любимый праздник, конечно, Новый год! Самое веселое занятие – украшение ёлки.
Этим я всегда занимаюсь сам. Как здорово в первый день каникул выбирать
елочные украшения, развешивать гирлянды! В доме начинает чувствоваться
атмосфера праздника. Бабушка, как всегда, готовит что-нибудь вкусненькое. С кухни
доносятся такие запахи! Потому что лучше бабушкиных пирогов и пельмешков
не бывает ничего вкуснее! Мы накрываем в зале большой стол, садимся и
радуемся празднику. И вот когда до Нового Года остаются считанные минуты, мы
слушаем поздравление президента, а затем считаем удары курантов. Потом
смотрим праздничные концерты, бабушка и дедушка остаются дома, а мы выбегаем
на улицу смотреть на салюты, иногда и сами запускаем
фейерверки. Ежегодно
наша семья отмечает праздник Масленицы. Бабуля печет полную тарелку блинов, и
мы выходим в огород. Там дедушка уже установил праздничный стол, на котором
пыхтит старый самовар. Сжигаем на огороде чучело, заранее приготовленное.
Этот праздник проходит не только в кругу нашей семьи, за праздничный стол мы
приглашаем и соседей встречать весну.
А летом , когда мама и папа приезжают в отпуск, мы
свей семьей отдыхаем на берегу реки Ашланка.
Может быть, ничего особенного и нет в традициях нашей семьи, но нам они важны.
Когда мы вместе, ещё ярче разгорается наш семейный очаг, тепло которого
согревает нас всегда!
Философов
Кирилл. Презентация.
Семья
Семья – словечко
странное,
Хотя не
иностранное.
– Как слово
получилось,
Не ясно нам
совсем.
Ну, «Я» – мы
понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и
гадать,
А надо просто
сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама,
я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть
собака?
Выходит восемь
«Я»?
– Нет, если есть
собака,
Выходит Во! –
семья.
Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее
человека, чем мама. Моя мама очень красивая, терпеливая и умная! Мамочка всегда
переживает из-за меня: из-за моих неудач в школе, от того, что порой что-то не
получается. Мама всегда знает, что и как нужно делать, к ней я могу прийти с
любой просьбой, и она всегда подскажет как правильно поступить. Именно она
строго следит за тем, чтобы все были вовремя накормлены, одеты по погоде,
чтобы в доме было уютно. У нее всегда во всем идеальный порядок, все аккуратно
расставлено и разложено по своим местам. И это несмотря на то, что она очень
занятой человек. Мама работает медицинской сестрой в Нартасской коррекционной
школе.
Она очень ответственная и исполнительная, сильная и
решительная. Но это не мешает ей очень сильно любить нас, свою семью. Мамулечка
для меня - пример для подражания во всем! По вечерам, когда и я и она свободна
от дел, я люблю поговорить с ней о прожитом дне, о том, что сегодня изучали в
школе, с кем я поссорился и с кем подружился, что нового узнал и какие возникли
проблемы. Мама внимательно выслушает меня, поддержит, если я права, а иногда
ругает, если я натворю что-нибудь. Она меня очень любит, и если ругает, то это
для моей же пользы.
Теперь я хочу рассказать о своем папе. Папа у меня
замечательный! Чему только не научил он меня. Вместе с ним я стал кататься на
лыжах, а освоил рыбную ловлю на спиннинг. Когда нет рядом мамы, мы с папой
можем приготовить что-нибудь вкусненькое. Он научил меня готовить настоящую
солянку.
Папа очень строгий. Он только посмотрит на меня, и я
сразу понимаю: где-то поступил неправильно. Он никогда не кричит, не сердится –
только взгляд. Это и есть наказание.
А еще мой папа здорово играет на гитаре, отлично поет.
Если в нашей семье праздник, то обязательно за столом
звучат песни. Запевает всегда моя бабушка – Зоя Ивановна. Бабушка пела в
фольклорном ансамбле «Вурзум вел». Участники ансамбля объездили с концертами
деревни и села нашего района, показывали свое мастерство в Сернурском,
Параньгинском, Куженерском районах, выступали перед жителями Кировской
области, Республики Татарстан.
У
моей бабушки есть еще одно увлечение – рукоделие. Вот какие наряды она шьет
своими руками! (показ)
Я
тоже люблю петь. Я вам спою песню, которую разучили с папой на 8 марта. Эту
песню я спел моей маме. Песня мамонтенка.
Учитель.
Папа, мама, сынок и дочка…. Когда они все вместе – возникает то непередаваемое
чувство теплоты и радости, которое у нас исстари называли семейным очагом.
Семейный очаг – это маленькое солнце, это фундамент и источник жизни на земле.
Какой бы холодный ветер ни подул, тепло семейного очага всегда согреет нас с
вами и придаст уверенность нашим силам. Семейный очаг надо беречь, нельзя дать
ему угаснуть! А что больше всего помогает беречь тепло семейного очага?
(ответы детей) Верно – любовь, терпение, взаимоуважение!
А ещё моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша “мама классная”.
Учитель: Ваш класс
– это ваша семья. И она должна быть такой же, как и обычная ваша семья, также в
классной семье должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь,
классная семья должна быть крепкая и дружная.
Причём эта семья
гораздо больше.
-Что нужно, чтобы
в классе царил мир, уют и согласие? Нужно жить по правилам.
- Давайте вместе
поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в нашем классном
доме
Помогать друг другу; Не помнить долго обиду;
Не мелочиться; Доверять друг другу;
Защищать
друг друга; Быть терпимым;
Уметь
прощать; Быть сдержанным;
Не
завидовать; Быть честным;
Быть
преданным
-По другому
я бы эти правила назвала правила ДРУЖБЫ. Согласны?
-А с чего
начинается дружба? Дружба начинается с … (улыбки)
(включаю
фонограмму песни «Улыбка »)
-Улыбка –
интересная штука. (Вешаю улыбающегося малыша.)
-Ребята, а зачем
вам глаза? Чтобы видеть
-Ребята, а зачем
вам уши? Чтобы слышать
-…
-Ребята, а зачем
вам улыбка? Улыбка создана не для нас.
Мимическая
гимнастика
-Вот улыбнитесь,
ничего не происходит. А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Что
случилось?
Улыбка создана
для другого человека. Улыбайтесь больше, ведь вас от этого не убудет, наоборот,
улыбка вам вернётся обратно.
…Поделись улыбкой
своей
и она к тебе не
раз ещё вернётся …
Игра «Улыбка»
(по песню улыбка)
-Давайте отдохнём
и покидаемся улыбками?
-Улыбка – это ваш
помощник в дружной семье. ? Но надо знать, когда можно улыбаться. А скажите, когда улыбка
будет неуместна? (когда кому-то плохо) .
Презентация «Наш
класс»
Щедрова Д.
– Наш класс - тоже семья. И у нас уже сложились свои традиции: вместе
проводим выходные, ходим в походы, отмечаем праздники, дни рождения, смотрим
любимые фильмы.
Так, в этом
учебном году мы уже отметили ряд праздников: «Золотая красавица Осень», «День
Матери», «Новогодняя сказка», «Праздник вежливых ребят», праздник «А ну – ка,
мальчики!», «Международный женский день», скоро мы отметим еще один «Вот и
стали мы на год взрослей». Слайды.
А после беседы
«Здоровый образ жизни» с огромным успехом прошла выставка рисунков «Спорт в
моей семье». Наши ребята дружат со спортом не только дома, они участвуют в
школьных и на районных соревнованиях, занимая призовые места.
Слад.
Слайды
Мы участвуем в
различных конкурсах и традиция нашего класса – занимать призовые места.
·
Конкурс солдатской песни (фото, грамота)
·
Конкурс рисунков « Космос глазами детей«(фото,
грамота)
·
Конкурс поделок из природного материала
«Лесная фантазия» (фото, грамота)
·
Районный фотоконкурс «Природа глазами
детей»
·
Районный конкурс «Из отходов в доходы»
Наши ребята
дружат музыкой, танцами.
Наши успехи и
победы – результат совместной работы классной мамы и родительского комитета,
всех наших пап и мам, бабушек и дедушек. Слайд.
Учитель: Очень приятно, что в нашей
школьной семье царит доброжелательная атмосфера.
. Я благодарна вашим родителям,
бабушкам, дедушкам, близким, всем, кто помогает нам в школьных делах. Мы все
хотим видеть вас здоровыми, воспитанными, образованными.
-От их поддержки,
внимания, улыбок, горячего сердца становится уютно и тепло каждому жителю нашей
школьной семьи, любовь и помощь согревают нас, как ласковое солнышко.
-Предлагаю над
домом, в котором живёт наша классная семья, построить солнышко. Сейчас каждому
из вас я раздам по лучику.
Теперь у каждого
из вас есть маленький лучик нашего теплого классного солнышка. А чтобы вы
знали, что этот лучик именно ваш, возьмите ручку и напишите на нём своё имя.
-Сколько лучиков у
нашего солнышка? (13)
-Все мы разные, но
мы являемся частью одного целого – частью нашей КЛАССной семьи.
(Наклеиваю серединку.)
-Какое настроение
нарисуем солнышку? (ребёнок рисует улыбку)
-Посмотрите, какое
лучистое доброе солнышко у нас получилось. Хочу, чтобы со всеми неприятностями
(рисую тучки) мы справлялись с улыбкой!
-На что похоже
солнышко? (раскрытая ладошка)
-И если вы вдруг
увидите одинокую фигуру вдали от ребят, чьи-то грустные глаза, слёзы,
протяните ему своё солнышко - свою ладошку.
Классный хоровод
Учитель: Заканчивая
наш классный час, я хочу пожелать:
Всех благ вам в
жизни и здоровья,
Богатства, мира и
тепла.
Семья согретая
любовью,
Всегда надежна и
крепка.
Пусть молодость у
вас не гаснет,
А вместе с ней
любовь и доброта.
Пусть вечными
гостями в доме будут
Счастье, покой,
уют и доброта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.