Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие "Прикоснёмся к ранам Ленинграда..."

Внеклассное мероприятие "Прикоснёмся к ранам Ленинграда..."

Скачать материал

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Устный журнал «Колокола памяти»

(тема выпуска «Прикоснёмся к ранам Ленинграда…»)

 

 

 

 

1.Общие  положения

1.1.       Данное Положение призвано урегулировать  вопросы, связанные с проведением внеклассного мероприятия «Устный журнал «Колокола памяти» (тема выпуска «Прикоснёмся к ранам Ленинграда…»), включая его планирование, подготовку, проведение, оценку результатов.

1.2.       Внеклассное мероприятие включено в годовой план воспитательной работы техникума на 2012-2013 учебный год и посвящено Дню снятия блокады Ленинграда.

 

  1. Цели и задачи мероприятия

 2.1. Целями мероприятия являются:

-       Знакомство с историей и героями Отечества через события, связанные с героическим наследием нашего народа.

-       Развитие умений культуры ведения диалога и дискуссии (умение выслушать другого человека, умение проявить уважение к нему, умение аргументировано высказывать свою точку зрения и др.).

-       Расширение кругозора обучающихся.

2.2. Задачи:

-       развитие инициативы и творчества обучающихся в процессе коллективных дел;

-       создание атмосферы психологического комфорта и условий для развития эмоциональной, коммуникативной, эстетической культуры обучающихся;

-       социальная адаптация обучающихся через деятельностную основу воспитательного  процесса.

2.3. Личностно-значимые проблемы:

-       Какова историческая роль жителей и защитников блокадного Ленинграда в общем ходе событий Великой Отечественной войны?

2.4. Ожидаемый воспитательный эффект:

-       Формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.

-       Воспитание гражданина, преданного Отечеству, готового служить ему и защищать его интересы.

-        Воспитание культуры общения, развитие способностей аргументировать высказанные положения, дисциплинированности.

 

  1. Организация и проведение мероприятия

3.1.  Для организации и проведения внеклассного мероприятия создается творческая группа (педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЖ, библиотекарь), которая разрабатывает сценарий, определяет ответственных за различные направления сценария, распределяет  роли, готовит мероприятие, корректирует возникающие проблемы, проводит и анализирует проведенное мероприятие.

3.2.  Проводится необходимая подготовительная работа:

-       Разработка плана проведения и сценария мероприятия.

-       Подготовка видеосюжетов о блокаде Ленинграда (документальная хроника), отрывков из видеофильма о поездке группы студентов и педагогов в Красное Село, на место гибели Героя Советского Союза Александра Типанова.

-       Подготовка видеопрезентации, аудиозаписей.

-       Подготовка обучающимися сообщений о герое встречи – А.А.Гартье; о нашем земляке – Герое Советского Союза Александре Типанове, погибшем при освобождении Ленинграда.

-       Подготовка тематических номеров художественной самодеятельности.

-       Обсуждение с приглашённым участником хода мероприятия, возможных вопросов, фотоматериалов и документов, которые будут использованы в качестве иллюстраций его выступления.

3.3.  Анализируя и оценивая внеклассное мероприятие, необходимо исходить из следующих критериев:

-       соответствие поставленных целей и задач мероприятия конкретным особенностям обучающихся;

-       отношение обучающихся, определяемое степенью их участия в подготовке и проведении мероприятия, их активностью и самостоятельностью;

-       качество организации мероприятия, определяемое его содержательным, нравственным, организационным уровнем, формами и методами проведения, ролью педагогов и обучающихся. 

 

  1. Участники мероприятия

4.1.Гартье А.А., житель блокадного Ленинграда,член Президиума Совета ветеранов блокадного Ленинграда г.Сасово и Сасовского района.

4.2.Рябова С.Г., ведущий библиотекарь, дочь защитника Ленинграда.

4.3.Брылёв А. и Попков А., обучающиеся, авторы творческих работ.

4.4.Обучающиеся 2 курса техникума (2 учебные группы – 50 человек)

 

  1. Место и время проведения

5.1.  Место проведения: мультимедийный кабинет отделения НПО.

5.2.  Дата: 27 января 2013 года. Время проведения мероприятия:13.30 – 15.00

 

 

 

Содержание устного журнала

Страничка редактора (ведущей устного журнала)

1 страница. «Дети войны»

2 страница. «Гвардии майор Григорий Докудовский»

3 страница. «Всегда буду помнить…»

4 страница. «Поездка в Красное Село»

5 страница. «Ты песней жизни для меня остался, Ленинград!»

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Страничка редактора (ведущей устного журнала)

 

Дорогие друзья! 27 января исполнилось 67 лет с того дня, как была снята блокада Ленинграда. Мы решили посвятить очередной выпуск устного журнала «Колокола памяти» именно этому событию.

Блокада Ленинграда - это особая тема в Великой Отечественной войне.

Блокада Ленинграда - это тысячи смертей ежедневно, это 125 граммов блокадного хлеба...

Блокада Ленинграда - это работающие библиотеки, театры, концертные залы, это новогодние ёлки для ленинградских детей, голос поэтессы Ольги Берггольц по блокадному радио и Седьмая симфония Шостаковича...

          Блокада Ленинграда - это Савичевы, «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня»...

Блокада Ленинграда - это то, что было и есть в нашей памяти.

Блокада Ленинграда - это то, что останется в нашей памяти навсегда.

Тема устного журнала – «Прикоснёмся к ранам Ленинграда…»  У Константина Федина в рассказе «Свидание с Ленинградом» есть такие строки:

«…Я видел десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое мне даётся Ленинградом, никогда не повторялось. И сейчас ко мне возвращается давно знакомое ощущение равновесия и сосредоточенности: да, Ленинград остался со своим единством прошлого и настоящего, старый и вечный город.

Но прикоснёмся к его ранам»

Давайте прикоснёмся к ранам Ленинграда…

Демонстрация документальной видеохроники.

1 страница. «Дети войны»

Ведущая: Сегодня у нас в гостях Анатолий Александрович Гартье – житель блокадного Ленинграда, член Президиума Совета ветеранов блокадного Ленинграда г.Сасово и Сасовского района.

В начале этого учебного года в рамках Всероссийского проекта «Дети войны» обучающимся II курса Андреем Брылёвым была написана творческая работа об Анатолии Александровиче. Сейчас вы услышите отрывки из этой работы. Слово – Андрею Брылёву.

Выступление А.Брылёва.  Говорят, что маленькие дети не помнят своего детства, но дети блокадного Ленинграда помнят многое. Анатолий Александрович Гартье – коренной ленинградец, ныне живущий в городе Сасово. Меня поразил этот интереснейший человек, и я хочу рассказать вам о нём.

История усыновления. Семья Гартье – Александр Николаевич и Агнесса Эдуардовна – семья интеллигентов. Своих детей у них не было, поэтому они взяли Толю на воспитание из детского дома. Помыслы у них были благородные, только методы не всегда педагогичные. И хотя мальчик помнил о смерти своих родителей, они ему доказывали то, что он их родной сын. А Толя хорошо помнил свою жизнь в блокадном Ленинграде, и не мог смириться с их ложью. Приёмные родители очень заботились о здоровье мальчика, поэтому каждый день заставляли его делать зарядку, обливаться холодной водой. Дома его научили читать и писать, поэтому после практических испытаний мальчика приняли в школу сразу в третий класс. Строгие указания и постоянный контроль за выбором друзей полностью лишали Анатолия самостоятельности. Противостояние непедагогичным действиям приёмной матери в сочетании с физическими воздействиями привели к тому, что парень сбежал из дома.

Школьные годы. Школа – это новые друзья, воспитание на примере пионеров-героев Великой Отечественной войны и Павлика Морозова. Однако стремление стать пионером в семье не одобрили. Анатолий был сторонником коллективизма, поэтому, несмотря на недовольство родителей, всё-таки стал членом пионерской организации. Потом, после вступления в комсомол, стал пионервожатым. Учился  средне, чем огорчал своих приёмных родителей. То, что Анатолий Гартье стал пионером, а затем комсомольцем, было началом его общественной работы – с 1968 по 1990 г.г. являлся членом КПСС, из них в течение девяти лет был секретарём партийной организации учебного комбината в Томске.

Вот эта улица, вот этот дом. Дом, в котором жили Гартье, находился в районе высокогорного железного рудника. Через дорогу располагался лагерь заключённых. Каждый день по дороге на стройку проходили колонны заключённых и военнопленных. В соседних бараках жили горняки и строители, а в конце сороковых годов по оргнабору ещё приехали рабочие, завербованные в Молдавии, Украине, Казахстане и Мордовии. Разношёрстная улица наложила свой отпечаток на взаимоотношения. Некоторые ребята были не очень дружны с законом, однако улица их считала героями. Анатолий постоянно сбегал из дома, потому что хотел поехать в Ленинград искать родственников. Сотрудники милиции и детприёмников возвращали его обратно. В сентябре 1955 года парень последний раз сбежал из дома и волей судьбы оказался в Таганрогском детском приёмнике. Там-то его и определили в школу ФЗО системы трудовых резервов. Толя занялся спортом, бросил курить. Сразу же после окончания учёбы пошёл работать на стройку.

Уроки жизни. Пройдя эти сложные жизненные этапы, Анатолий Гартье решил стать педагогом. Поставил перед собой задачу: уберечь подростков от поступков, связанных с правонарушениями, вовремя дать им правильные советы. В разные годы Анатолий Александрович работал в профтехучилище, учебном комбинате и общеобразовательной школе. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает принимать участие в воспитании молодого поколения, теперь уже в составе президиума Совета ветеранов г.Сасова и как член правления областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»

Пройдя сложный жизненный путь, Анатолий Александрович с благодарностью вспоминает своих приёмных родителей. Именно благодаря их строгому воспитанию, их мудрым советам он, в конечном итоге, получил прекрасную профессию, высшее образование и, может быть, миновал тюремной судьбы. Поэтому и оставил себе их фамилию – Гартье –  и продолжает её носить до сих пор.

Во время выступления А.Брылёва на экране демонстрируются слайды: фотографии и документы и личного архива А.А.Гартье. Эти же слайды будут показаны и во время выступления самого Анатолия Александровича.

Выступление А.А.Гартье. Его ответы на вопросы преподавателей и обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 страница. «Гвардии майор Григорий Докудовский»

Ведущая: Ведущий библиотекарь нашего техникума Светлана Григорьевна Рябова считает Ленинград – Санкт-Петербург своим вторым родным городом. В немалой степени из-за того, что её отец – гвардии майор ветеринарной службы Г.Г.Докудовский был в этом городе во время блокады и являлся одним из его защитиков. Послушаем её рассказ.

Выступление С.Г.Рябовой.

Самой впечатляющей победой после Сталинграда был прорыв блокады Ленинграда.

Мой отец, Григорий Георгиевич Докудовский, гвардии майор ветеринарной службы, был защитником Ленинграда, пережил самый трагический период – зиму 1941-1942 г.г. Он был вывезен зимой 1943 года по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера, в состоянии полного истощения.

Рассказывать о войне папа не любил. Видимо, очень тяжело было вспоминать военное лихолетье. Вот что он написал в своей автобиографии: «В Вооружённые Силы СССР был мобилизован 9 июля 1941 года. В Советской Армии до декабря месяца 1941 года служил старшим ветврачом. С декабря 1941 года и по август 1943 года – начальник заразного отделения армейского ветеринарного лазарета №670. С августа 1943 года по декабрь 1944 года – начальник терапевтического отделения АВЛ №670 54-й армии. С декабря 1944 года по июнь 1946 года – начальник дивизионного лазарета №398 114-й гвардии стрелковой дивизии. С этой должности был демобилизован из рядов Советской Армии

За участие в Великой Отечественной войне награждён орденом Красной Звезды и медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

За этими скупыми строками биографии – четыре года войны. Ведь награды были даны за совершенные им подвиги. Я очень сожалею о том, что не смогла расспросить отца подробнее о тех годах. Помню такой эпизод, рассказанный им однажды. Зимой 1942 года было очень голодно. И вдруг папа увидел на ветке дерева птичку. Взял пистолет, прицелился. Руки тряслись и от холода, и от голода… А в мыслях уже – наваристый бульон.  Папа сам удивился – как он смог попасть в несчастную птичку!.. Но пока её ощипали, выпотрошили, птичка легко поместилась в кружку. Всем досталось только по глотку бульона…

Когда я бываю в Ленинграде… в Санкт-Петербурге, гуляю по Невскому проспекту, представляя себе папу на лихом коне. Он рассказывал мне, как гарцевал по этому проспекту во время войны.

И ещё один эпизод. Во время артобстрела снаряд упал в 8 – 10 метрах от того места, где был папа. Он видел этот снаряд и понимал, что сейчас прогремит взрыв. За мгновение вспомнил всю свою жизнь, мысленно попрощался с близкими. Но снаряд не взорвался….

Ещё раз ему посчастливилось избежать смерти. Лошадей надо было чем-то кормить. Луг, на котором стояли стога сена, простреливался. Все, кто пытался привезти сено, были убиты. С очередной группой старшим должен был идти папа. Но в это самое время к ним приехал командир дивизии и отменил приказ, мотивируя своё решение тем, что Докудовский Г.Г. является начальником лазарета и таких специалистов посылать на верную гибель нельзя.

На мой детский вопрос: «Как же так, ты работал в ветеринарном лазарете, рядом были лошади, это же мясо… Почему люди умирали с голоду?», папа ответил, что лошади – это конница, они по нашему бездорожью перевозили пушки, боеприпасы, продукты. Лошади являлись такой же стратегической единицей, как танк или пушка.

И всё-таки именно лошади спасли ему жизнь. Когда лошадей выбраковывали, то разрешали использовать в пищу их кровь. Эту кровь варили и ели. Так папа остался жив, не умер с голоду. Перед самым снятием блокады Ленинграда папа был вывезен на Большую землю в состоянии крайней дистрофии.

В эти дни, когда мы отмечаем очередную годовщину снятия блокады, я поминаю добрым словом героев-ленинградцев, воинов-защитников, всех погибших от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов. Город выстоял, город продолжал работать на фронт. И я горжусь тем, что одним из защитников Ленинграда был мой папа – майор ветеринарной службы Докудовский Григорий Георгиевич.

 

 

 

 

 


                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 страница. «Всегда буду помнить…»

Ведущая: В октябре 2012 года по итогам областной историко-краеведческой акции «Имя героя на карте родного края» творческая работа Андрея Попкова «Всегда буду помнить…» получила диплом II степени. Посвящена эта работа подвигу нашего земляка, Героя Советского Союза Александра Типанова. Его имя золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны. В январе 1944 года, при прорыве блокады Ленинграда, Александр Типанов совершил свой бессмертный подвиг.

Я пригласила Андрея Попкова на наш устный журнал и сейчас предоставляю ему слово.

 Выступление А.Попкова.

 Александр Федорович Типанов (20 октября 1924 - 18 января 1944) - пулеметчик, гвардии рядовой, Герой Советского Союза (награждён посмертно). Типанов родился в Рязанской области, он успел окончить 7 классов, затем поступил в Московско-Окское пароходство, где работал механиком. На службу в армию был отправлен в 1942 году. В 1943 году он был определен пулеметчиком в 191 стрелковый полк 64 гвардейской стрелковой дивизии 42-ой армии Ленинградского фронта.

 Саше Типанову было всего 19 лет, когда он участвовал в ожесточенных боях на подступах к Красному Селу. В бою у Лысой Горы советским солдатам не давал продвинуться вперед вражеский дот, который был хорошо укреплен и замаскирован. Молодой боец находился ближе всех к огневой точке. Он кинул две гранаты, и на мгновение огонь прекратился. Боец воспользоваться моментом и закрыл амбразуру своим телом. Этот геройский поступок дал возможность товарищам Типанова изменить ход боя и занять высоту.

  По данным российских военных архивов амбразуру дотов и дзотов в 1944 году закрыли своим телом 107 человек. В Интернете имеется сайт под названием «Фамилии воинов, закрывших своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов». Просматривая его, удалось выяснить, что в январе 1944 года, в ходе полного снятия блокады Ленинграда, такой же подвиг совершили 11 солдат и офицеров. Из них четверо совершили этот подвиг до Типанова.

Сегодня именем Типанова названа одна из улиц Петербурга.

В честь Типанова улица была названа в 1955 году, через 11 лет после его смерти.

img031.jpg

301966838.jpg                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SDC10034

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4 страница. «Поездка в Красное Село»

Ведущая: Неожиданное продолжение получил в прошлом году областной конкурс «Имя героя на карте родного края» Нам удалось связаться с родственниками Героя Советского Союза Александра Типанова, проживающими в Санкт-Петербурге. Они пригласили нас посетить места, где воевал и совершил свой подвиг наш земляк.

И мы собрались в дорогу… Возглавили поездку заместитель директора техникума О.Г.Карпунин и педагог-организатор О.В.Кузнецова. Также в сасовскую делегацию вошли студенты Андрей Попков, Виктор Югай, Яна Гусейнова и Елена Уткина.

Время для поездки выдалось наилучшее – начало мая, канун Дня Победы. И всё, что предшествовало нашему визиту в город на Неве, так или иначе было связано с этим великим праздником и с событиями победоносной войны советского народа против фашизма.

2 мая делегация техникума приехала в село Устье Сасовского района – на родину Саши Типанова. Там нас уже ждали жители села и школьники. Вначале была торжественная линейка в школе, которая носит имя Александра Типанова. Затем – построение у Монумента жителям села, павшим в годы Великой Отечественной войны. С усадьбы Типановых была взята и засыпана в специальную капсулу земля, которую мы решили отвезти на могилу Александра в Красном Селе. В этот же день, только двумя часами позже, у мемориального комплекса в честь сасовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, где горит Вечный огонь, также состоялся митинг. Кроме делегации, отъезжающей в Санкт-Петербург, в нём приняли участие студенты индустриального техникума. К собравшимся обратились глава администрации города Сасово Е.И.Рубцова, председатель областного комитета по делам молодёжи (а ныне – министр образования Рязанской области)  Е.И.Буняшина,  директор индустриального техникума С.М.Воронин, заместитель директора по ВР О.Г.Карпунин, член правления областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» А.А.Гартье. Землю, привезённую в капсуле из села Устье освятил благочинный сасовского храма Казанской иконы Божьей Матери Николай Бабачук.

На экране демонстрируются отрывки из видеофильма, рассказывающего о поездке сасовской делегации в Красное Село.

Красное Село как муниципальное образование с 1999 года входит в состав города Санкт-Петербурга. Утром 4 мая на Московском вокзале нас встретила внучатая племянница Александра Типанова – Татьяна Абрамкина. Потом, уже в Красном Селе, мы познакомились с её мамой Евгенией Николаевной, дядей Александром Николаевичем и дедушкой Николаем Фёдоровичем – родным братом Героя. Очень радушно нас встретили в 270-й школе Санкт-Петербурга, где мы приняли участие в мероприятии, посвящённом памяти Александра Типанова.  Евгения Николаевна – педагог этой школы. Мы побывали в школьном музее, послушали рассказ юных экскурсоводов об улицах Красного Села, названных в честь Героев Советского Союза. Потом, на автобусе, предоставленном администрацией школы, мы проехали к мемориалу Славы, к месту захоронения нашего земляка, Героя Советского Союза Александра Типанова. Там и прошла церемония закладки земли, привезённой нами в капсуле. Обратно, с разрешения родственников, в капсулу была заложена земля с могилы Героя, которую мы впоследствии отвезли в Сасово.

Непередаваемым волнением сопровождалась наша поездка к месту гибели Саши Типанова, к доту, который он закрыл своим телом. Слёзы сами наворачивались на глаза, когда представляли двадцатилетнего мальчишку, шагнувшего навстречу своему бессмертию…

А потом мы поехали на улицу Типанова, что в Московском районе Санкт-Петербурга. И тут уже я воскликнула, фотографируя мемориальную табличку на доме: «Вот она, улица Типанова, о которой мы писали. Вот оно, имя героя на карте родного края!» Всё, что с нами происходило, казалось чудесным сном…

На следующий день по приглашению главы муниципального образования «Город Красное Село» Николая Степановича Колошинского мы приняли участие в торжественном шествии и митинге, посвящённом Дню Победы. Нас представили жителям города, которые приветствовали нас, как самых почётных гостей. После возложения цветов к мемориалу Славы, нас снимало местное телевидение. В своём интервью родственники Александра Типанова заметили, что впервые в их город приехала делегация с Рязанщины, и как знаменательно, что этот приезд совпал с праздничными майскими днями, с городскими мероприятиями, посвящёнными Дню Победы.

После возвращения домой, 9 Мая 2012 года, мы участвовали в городских мероприятиях, посвящённых Дню Победы. На сасовском кладбище у Братской могилы состоялся митинг, на котором выступил О.Г.Карпунин, кратко рассказав о нашей поездке. К подножию монумента воинам, умершим от ран в госпиталях города Сасово, была помещена капсула с землёй, привезённой с могилы Александра Типанова. Андрей Попков высыпал землю из капсулы к подножию Братской могилы. Все участники митинга почтили память павших минутой молчания. Мы выполнили свою почётную миссию.

Своим подвигом Александр Типанов смог объединить в одно целое такие далёкие друг от друга уголки нашей Родины: Устье, Сасово, Рязань, Санкт-Петербург, Красное Село…  А память о нём объединяет людей, подчас никогда не видевших друг друга.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5 страница. «Ты песней жизни для меня остался, Ленинград!»

Демонстрируется видеопрезентация «Прикоснёмся к ранам Ленинграда…»

Ведущая: Битва за Ленинград, продолжавшаяся с 10 июля 1941 по 9 августа 1944 года, была самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Она увенчалась блестящей победой советского оружия, высокого морального духа советских людей. За период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 100 тысяч бомб, но героические защитники города не дрогнули. Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Дорогую цену заплатили жители города. Во время блокады Ленинграда погибло около 1 млн человек.

Но несмотря ни на что жизнь в Ленинграде не замирала ни на минуту. Работали библиотеки, театры, концертные залы…  И это тоже помогало выжить в нечеловеческих условиях. Известная поэтесса Ольга Берггольц во время блокады работала в Ленинградском радиокомитете, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград".

Звучит стихотворение Ольги Берггольц.

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

          Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, –

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

 Ведущая: 29 марта 1942 года в Москве впервые исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

Седьмую симфонию Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказывал об этом по радио:

– Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения… Несмотря на военное время, несмотря на опасность, угрожающую Ленинграду, я в довольно быстрый срок написал две части симфонии. Я работаю сейчас быстро и легко. Мысль моя ясна, и творческая энергия неудержимо заставляет меня двигать моё сочинение к окончанию…

И вот 29 марта 1942 года объединённый оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнял Седьмую симфонию, которую композитор посвятил Ленинграду, назвал Ленинградской.

Включается фонограмма «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича.

 «Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, –  говорил сам композитор, – может быть, в ней слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся…»

Продолжает звучать фонограмма «Ленинградской симфонии»

Ленинград! Здесь, как нигде, прочно переплелись и мечта Александра Сергеевича Пушкина о тех временах, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», и крик декабристов из сибирских рудников, их голос веры в то, что «из искры возродится пламя», и надпись на камне, что на Марсовом поле, рядом с памятником жертвам революции: «По воле тиранов друг друга терзали народы. Ты встал, трудовой Петербург, и первый начал войну всех угнетённых против всех угнетателей, чтоб тем убить самое семя войны»

Я душу вынес из огня,

Через кольцо блокад.

Ты песней жизни для меня

Остался, Ленинград!

                           (М.Дудин)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие "Прикоснёмся к ранам Ленинграда...""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это - очередной выпуск устного журнала "Колокола памяти". Тема выпуска "Прикоснёмся к ранам Ленинграда...". Посвящён годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

Целями мероприятия являются:

  • Знакомство с историей и героями Отечества через события, связанные с героическим наследием нашего народа.
  • Развитие умений культуры ведения диалога и дискуссии (умение выслушать другого человека, умение проявить уважение к нему, умение аргументировано высказывать свою точку зрения и др.).
  • Расширение кругозора обучающихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 453
    • DOCX 1.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Ольга Викторовна
    Кузнецова Ольга Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 40140
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 553 человека

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек