- Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Тема: Жанры публицистики
- 02.10.2020
- 656
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Спартак
муниципального района Ермекеевский район РБ
(5 – 6 классы)
Провела учитель русского языка
и литературы НАБИУЛЛИНА О. Н.
2014 г.
Описание материала: конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Конкурс знатоков русского языка». В ходе мероприятия в игровой форме повторяются отдельные изученные темы, развивается словесно-логическое мышление учащихся, быстрота реакции, умения действовать в условиях соревнования.
Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
В игре участвуют команды 5-6 класс. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для жюри.
Оборудование: Компьютерная презентация, плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.
Ход игры
I. Вступление (Слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Ученик 1. «С русским языком можно творить чудеса.Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Григорьевич Паустовский.
Ученик 2. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 3. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 4. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Учитель. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.
Итак, за стол игроков приглашается 1 команда и2 команда. Победителя турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).
Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.
I. Турнир.
Разминка «Узнай название команды».
Учитель. Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово.
Н
К
И
М
У
Ч
И
Команда 1 –
Т
З
А
Н
О
К
И
Команда 2 –
Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, другая команда – 1 балл.
Первый тур. Конкурс 1 «Приветствие команд»
Команда «Умнички»
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием все будем
Мы в турнире выступать.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда «Знатоки»
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней –
И наша дружба крепнет с ней.
2 конкурс «Разгадай шараду». (Слайд 2-3)
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды знают морфемы. Каждая команда получает свое задание. Ваша задача: за 30 секунд найти «спрятанное» слово.
За отгаданное слово – 1 балл.
3 конкурс «Жители разных стран»
Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире, знают географию. Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди)
Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия, Германия, Дания. За правильный ответ – 1 балл.
4 конкурс «Математика»
Русский язык очень дружен и с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100, 7 и 3.
А) Прочитайте ребусы по очереди (карточки). За правильный ответ – 1 балл.
Б) (Слайд 4)
А теперь используя русский алфавит, расшифруйте слова, спрятанные за цифрами.
За правильный ответ – 1 балл.
Учитель. Первый тур закончился. Жюри подводит итоги. А мы поиграем.
Ребята, давайте вспомним, что изучает этимология. (Ответы детей) Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как «гудильник» (будильник), «строганок» (рубанок), «копатка» (лопатка), «колоток» (молоток), «мазелин» (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для самого раннего детства.
Попробуйте догадаться, что означают следующие детские слова.
Карточка с заданием:
Тушенники -
Журчей -
Рукти -
Рыжка -
Красняк –
Ответы:
…Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!
… Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.
… Почему ты говоришь «ногти»? Ногти у нас на ногах, а которые на руках – это рукти.
… Почему белку зовём белкой? Давай перезовём её рыжкой!
… Это не синяк, а красняк.
Учитель. Второй тур.
1 конкурс «Догадайтесь!»
Этот конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.
(Слайд 5-6)
1.Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнаваясь. Его суют, вмешиваясь не в свое дело. (НОС)
2.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
1.Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе.
А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? (ВОДА)
2.Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (ИГЛА) За правильный ответ – 1 балл.
2 конкурс «Конкурс капитанов» (Слайд 7-8)
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «благородство» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться. Жюри, засеките время.
За каждое слово – 1 балл.
3 конкурс «Лишнее слово» (Пока капитаны работают)
Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово в каждом словосочетании. (Карточки)
Май месяц, моя автобиография, два рубля денег, апрель месяц, проливной ливень.
За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.
4 конкурс «Озвучивание»
Сейчас мы немного отдохнем, и, надеюсь, развлечемся.
Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.
- Ночь. В деревне Анновка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
-Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. В дерево постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай выпрашивает сахар. Послышался звук шагов. Восходит солнце.
Артисты приносят до 3 баллов своей команде за выполненное задание.
Учитель. Вот и закончился Второй тур. Жюри подводит итоги.
Третий тур.
1 конкурс «Антонимы»
В этом конкурсе вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, прямой, первый, верхний, тяжёлый,
острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, хороший, храбрый, умный, чистый.
За каждое слово – 1 балл.
2 конкурс «Третий лишний»
Этот конкурс потребует от вас внимательности.
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок. (Лестница, смешать, лев, водитель, честность)
2. Дивный, удивлённый, диванный.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег). (Диванный, рисовая, вода, запах, измор)
За каждое слово -1 балл.
3 конкурс «Испорченный телефон».
Каждой команде я говорю пословицу на ухо. Члены команды - друг другу. Последний произносит. Проверяем, такую я загадывала?
1. тише едешь – дальше будешь
2. поспешишь – людей насмешишь За правильный ответ - 3 балла
4 конкурс «Брейн-ринг»
Все задания этого заключительного конкурса связаны со счастливым числом 7!
Задания команде «Умники»
1.Седьмая буква алфавита? (ё)
2.Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
3.Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).
4.Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).
5.Седьмая буква в слове “электрификация”? (и)
6.Седьмая нота октавы? (си)
Задания команде «Знатоки»
1.Седьмой месяц года? (Июль).
2.Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).
3.Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).
4.Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).
5.Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).
6.В средневековой школе было 7 учебных предметов. Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).
Вот и закончился наш турнир. (Слайд 9) Пока жюри подводит общий итог, отгадайте загадку.
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка.
Заключительное слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)
Учитель. Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Счастливого вам пути!
6 655 267 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Набиуллина Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.