Слайд №1. Звучит тихая музыка (Шопен «Нокрюрн)
Слайд№2.(читаются слова на фоне музыки):
Что за звуки! Неподвижен, внемлю сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю, самого себя…
(М.Лермонтов)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Мы уверены, что
сегодня здесь собрались те, кто любит музыку.
Ведущий2: Мир музыки… Вы вошли в него, когда только
что родились, с первой маминой колыбельной. Мир музыки неисчерпаем. Музыка
передаётся от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на
человека. «Музыка раскрывает мир фантазии, она отвечает на наше извечное,
неутолимое стремление к красоте, к идеалу», - писал выдающийся дирижёр XX века
Л.Стаковский.
Ведущий 1: Наверное, каждый из вас задавал себе
вопрос: Что такое музыка?». Древние философы утверждали, что музыка –
величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и
прощать. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди
знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство,
благодаря которому музыка управляет их действиями и чувства.
Ведущий 2: Итак, что же такое музыка?
Слайд №3
Звучит
«Вокализ» С.Рахманинова.
На фоне музыки стихотворение
«Мир полон звуков» А.Поперечного читает ученица:
Мир полон звуков, мир
чуда ждёт.
С листа берёзы капля
упадёт
Почти без стука в
мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и
ещё любви.
Мир полон звуков, но
безмолвен взгляд.
Пока разлука, клавиши
молчат…
Но боль и мука
воскресят в тиши…
Мир полон звуков
музыки души.
Мир полон звуков, мир
чуда ждёт.
Звездою в руки
капля упадёт.
Открой, как прежде,
ты без стука дверь.
Мир полон звуков
любви, поверь.
Нет, это не мистика,
это не сон:
Рождается музыка в
звоне окон,
И в шелесте ветра, в
шагах по утру,
И музыку эту тебе я
дарю.
Ведущий 1: Кто же сочиняет музыку? Конечно, это
композиторы.
Чтобы стать
композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например,
Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Слайд №4
Ведущий 3:
Вольфганг - седьмой ребенок в семье. Почти все его
братья и сестры умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только лишь
одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка
была старше брата на четыре с половиной года.
Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль
проходило под руководством Леопольд Моцарт отца.
Однажды отец пришел домой в сопровождении своего
друга - Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной
бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На
вопрос отца о том, что он делает - мальчик ответил, что пишет концерт для
клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком
ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это детская
шалость. Но когда он начал всматриваться, у него из глаз потекли слезы радости.
"Смотрите, господин Шахтнер, - обратился он к другу, - как здесь все
правильно и со смыслом!"
Ведущий 4 :
«В летнем
загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались
многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали
выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по
всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел
маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка
казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае
гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям
и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с
пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало
необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по
клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он
вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со
своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены.
- Да ты настоящий
маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:
- Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то
же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к
клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без
единой ошибки и так бегло, что все диву дались.
- А если клавиши
закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также
уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то
есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец
тут же импровизировал музыку собственного сочинения.
Мальчик с блеском
выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика
не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому
вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся
на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из
молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его
утешать.
- Вы так добры, –
серьезно сказал мальчик.
- Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. Все гости заулыбались. Вечером
в дом к Моцартам прислали подарки от императора. Это был новый парадный костюм
с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотом, красивыми
пряжками и пуговицами. К костюму также прилагалась треугольная шляпа и
маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные выступления мальчик выходил в
этом наряде.
Ансамбль «Отрывок
из 40 симфонии» (Рыжова Лена).
Нильга Юлия
«Турецкий марш»
Слайд №5.
Иоганн Себастьян
появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в
Германии.
За два года Иоганн
Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом
в Ордфуре.
Бах учится в школе и
занимается музыкой под руководством брата. Отец Баха скоропостижно скончался,
когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание
старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов. Но этот
сборник музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн
Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным
авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и
вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но
вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и
приходилось пользоваться только лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но,
увы... Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал
младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и
копию...
Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...
Школьный учитель
рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св.
Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной
Германии в Северную.
Слайд №6
Последние годы жизни композитора были
омрачены тяжелой болезнью глаз, после неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда
он продолжал сочинять, диктуя свои произведения под запись. Музыка еще звучала
в нем, и он ее диктовал. Он так и умер - на полуслове, не успев продиктовать
музыкальной фразы своего последнего творения. Случилось это вечером 28 июля
1750 года. После его смерти никто не позаботился о его семье. Могила его была
забыта - обнаружили ее случайно спустя десятилетия во время земляных работ.
Смерть Баxа прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. К моменту его смерти из
20 детей в живых было только 9. Бах был признан при жизни как непревзойденный
исполнитель на органе, скрипке, клавире, но его творения остались в тени. И
лишь 100 лет спустя после его смерти возник интерес к его музыке.
Слайд №7
Шопен -- классик польской музыки. Его имя стоит рядом с
именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен,
Чайковский.
Фридерик Шопен родился в Желязовой Воле под Варшавой. Уже ребенком
Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на
фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль
минор.
Однажды его пригласили выступить перед российским
императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый
перстень. Шопен давал концерты в Варшаве и Вене, а затем отправился в поездку
по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского
восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения
до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». И после этого
Шопен никогда не возвращался на родину.
Видео с исполнением
Этюда №12.
Шопен поселился в
Париже. Он любил выступать в
домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его
очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в
небольших домашних собраниях.
Шопен умер в своей
парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849.
Похороны Шопена были
торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им
Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из
фортепианной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на
его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже. А сердце
его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих
пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
Вероника Гетман
исполнит Прелюдию Шопена.
Исполнение «К Элизе»
Горпенюк Арина.
Слайд № 9.
Вы, конечно, узнали
отрывок из знаменитого произведения Бетховена «К Элизе», которое исполнила
Горпенюк Арины.
Знаменитый Бетховен
сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым.
Родился
он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком,
проделанным в скате черепичной крыши. Именно в такой бедной обстановке и начал
свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.
Что значит для человека потерять слух? Когда ты уже не можешь делать какие-то
привычные и очевидные вещи, когда слышишь только изнуряющий шум, пронизывающий
всю голову, и осознаешь, что жить с этим придется долгие годы, без пения птиц,
звуков прилива, даже стука каблуков по мостовой, смеха…
А что значит потерять слух для музыканта? Первые признаки глухоты у Людвига
проявились в 26 лет. А в1801 году, когда ему стукнуло 31, своему другу юности
Вегелеру Бетховен написал: “Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже,
как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям:
глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо, но
при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги,
которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за свое существование…
Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты,
когда я буду несчастнейшим созданием”. Несмотря на столь отчаянное положение
Бетховен сохранил здравость рассудка и ясно представлял себе всю сложившуюся
ситуацию.
Глухота стала очевидной, неудачи в личной жизни стали для тридцатидвухлетнего
Бетховена тупиком. Что делать?.. Как жить дальше, и стоит ли жить?..
Самоубийство?.. Будет ли это выход?..
Гейлигенштадт тихое и уединенное местечко недалеко от Вены. Живописная природа на берегах Дуная должна была
способствовать выздоровлению композитора. Этот городок стал историческим местом
в биографии Бетховена. К сожалению, оно было связано больше с печальными
событиями. Здесь были похоронены последние надежды на возвращение слуха, так
как рекомендованное врачами лечение не дало никаких результатов. Более того,
мысли о смерти, такой близкой и такой исцеляющей, не покидают его.
Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его
произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение эти
противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в
этот сложный для Бетховена период.
Исполнение Симфонии (Индира), Три немецких танца (Саша).
Петр Ильич
Чайковский 1840 – 1893 слайд №10
ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ
великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью,
романтичностью и необычайным мелодическим богатством.
Получил
юридическое образование, даже стал работать по своей специальности, но вскоре
понял, что не может жить без музыки и в 22 года поступил учиться в
консерваторию, которую закончил с золотой медалью.
У этого
композитора огромное количество произведений и в том числе три знаменитых
балета. Эти балеты П.И.Чайковского известны во всем мире, их ставят на сценах
самых знаменитых театров. Это балеты « Лебединое озеро», « Щелкунчик», «Спящая
красавица».
Видео с фрагментом из
балета «Лебединое озеро».
Ведущий 2: На этом наша встреча заканчивается. Мы
думаем, что вы много нового сегодня узнали. Мы надеемся, что музыка будет
всегда жить в ваших сердцах!
Спасибо, музыка за
то, что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не
закрываешь, себя не прячешь ни за что.
Ведущий1: Спасибо, музыка, за то, что ты единственное
чудо,
Что ты душа, а не
причуда, что для кого-то ты ничто.
Ведущий 2: Спасибо, музыка, за то, чего и умным не
поделать,
За то спасибо, что
никто не знает, что с тобой поделать.
Калиновская средняя школа
Внеклассное мероприятие: «Вечер классической музыки»
Подготовила и провела: Учитель музыки Гросу Н.В.
2011 – 2012 учебный год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.