Математические
головоломки Шерлока Холмса
Подготовили
и провели учителя Кургузова Л.М. и Урукова Г.В.
Цели:
развивать и укреплять интерес к математике и английскому языку
×
способствовать
развитию творческой и мыслительной деятельности
×
развитие
логического и пространственного мышления
×
применение
знаний на практике и в нестандартных ситуациях
×
развивать
умение работать в коллективе
×
способствовать
сплочению классных коллективов
Оборудование:
проектор, презентации, грамоты, призы, напечатанные «Совушки» (жетоны).
Подготовительный
этап:
учащиеся 8-9 классов делятся на 2 детективных агентства, они
придумывают
название агентства. Ранее были распределены роли ведущих: доктора Ватсона и его
сестры Нелли. Жюри состоит из трех человек (учащиеся старших классов и учитель
математики).
Звучит
музыка из кинофильма про Шерлока Холмса.
Слайд 2
Ведущий
1. Добрый
день, уважаемые гости и уважаемые ребята, дамы и господа! Сегодня мы собрались
здесь, чтобы провести необычную игру «Математические головоломки Шерлока
Холмса» Представим себе, что мы находимся в небольшой квартире на Бейкер-стрит.
А вот и любимый всеми Шерлок Холмс. Доктор Ватсон сегодня, к сожалению, в
отъезде заменит его сестра Нелли. Прошу вас поприветствовать уважаемых детективов.
На
авансцену выходят Шерлок Холмс и сестра доктора Ватсона Нелли.
Холмс. Добрыйдень,
Нелли. Что вы делаете? (Morning, Watson! What are you
doing?)
Нелли.
Добрый
день,
Холмс!
У
меня странные письма сегодня, и я не могу на них ответить. (Morning,
Holmes! (Puzzled.) I’ve got strange letters today, and I can’t read
them.)
Холмс.
Дайте мне посмотреть. Ну, они действительно странные, и у нас есть только один
день для расследования этих случаев. (Let me see. Well, they
are really strange, and we have only one day to investigate these cases.)
Нелли.
Я думаю, Холмс, нам нужна помощь. (I think, Holmes, we need
help.)
Холмс.
Вы правы, Нелли. Давайте обратимся за помощью к детективным агентствам. (You
are right, Watson. Let’s ask for help some detective agencies.)
Нелли.
Ой, смотрите! Вот как раз два агентства! Уважаемые детективы! Давайте
договоримся, вы проведете расследование наших случаев и получите за это
гонорар. Согласны? Благодарю вас!
Холмс.
Уважаемые ребята, вам повезло, я сносно говорю и читаю по-русски, так что
некоторые вопросы буду задавать на русском языке. А вот Нелли будет общаться с
вами по-английски. Вот первый случай. Выберите номер вопроса и ответьте на
него.
Слайд 3
Слайд 4
|
Слайд 5
|
Слайд 6
|
Слайд 7
|
Назовите
отрезок, соединяющий точку окружности с центром.
|
What
is the figure on the picture? (Какая
фигура изображена на рисунке?)
|
О каких числах идет речь: одни из них
долг, другие имущество.
|
Шла старуха в Москву. Ей навстречу шли три старика.
Сколько человек шло в Москву?
|
Слайд 8
|
Слайд 9
|
Слайд 10
|
Слайд 11
|
I
see nine apples on the tree, six of them fall and now there are… (На
дереве девять яблок, шесть из них упало, и сейчас на дереве осталось...)
|
Сюрприз:
Вы приглашаетесь в наше детективное агентство.
|
У
семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
|
Значение
переменной, при котором уравнение превращается в верное равенство.
|
Слайд 12
|
Слайд 13
|
Слайд 14
|
Слайд 15
|
How
much are nine times five? (Сколько будет, если
девять повторить пять раз?)
|
How
much are nine and ten? (Чему равна сумма чисел
9 и 10?)
|
Name
the figure. (Как называется фигура?) Ведущий показывает треугольник.
|
Что
такое теорема? Какие теоремы вы знаете?
|
Слайд 16
|
Слайд 17
|
Слайд 18
|
Слайд 19
|
Twenty
divided by four is… (Двадцать разделить на четыре
получится …)
|
Какой
отрезок называется медианой треугольника?
|
Луч,
исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.
|
Five
plus seven and twice eleven. (К сумме чисел пять и
семь прибавить произведение одиннадцати и двух.)
|
Нелли. Вот и отлично! (That’s
Excellent!)
Холмс.
А как насчет оплаты? Давайте посчитаем и посмотрим, кто был лучшим! (What
about the salary? Let’s count and see who was the best!)
Ведущий
1. Итак, первое дело раскрыто. Просим
подняться на сцену по шесть человек из каждого агентства.
Нелли.
Но это было слишком просто, не так ли? (But it was too easy, wasn’t
it?)
Холмс.
У нас есть еще интересное дело. Недавно мы получили два письма и просим вас
помочь нам! У вас есть только 5 минут. (We have recently
received two letters and now we ask you to help us again! You
have
only
5 minutes.)
Команды выбирают
конверт и отвечают на два вопроса. Команда, которая справилась первой, получает
прибавку к гонорару.
Звучит
музыка
Слайд 20 Конверт
1
1. Труды этого
математика были почти единственным руководством по одному из разделов
математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал
неискренности. Однажды древнегреческий царь Птоломей, который правил в
египетской Александрии, потребовал у объяснявшего ему законы геометрии
математика сделать это покороче и побыстрее. Тот ответил: «О великий царь, в геометрии
нет царских дорог…» В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно,
издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Вопрос.
Кто
этот
математик?
Ответ:
Евклид.
Слайд 21,22 2.
In geometry, this figure is a regular quadric
- lateral. This means that it has four equal sides and four equal angles (90-degree
angles, or right angles). This figure
with tops A, B, C, D would be de- noted as… ABCD.
Question: name the
figure.
(В геометрии эта фигура является правильным четырехугольником. Это значит, что
она имеет четыре равные стороны и четыре равных угла (углы прямые, или равны
90°). Эта фигура с вершинами A, B, C, D называлась бы ABCD. Вопрос. Назовите
фигуру.)
Ответ:
квадрат.
Слайд 22,23 Конверт
2
1. С развитием
математики возникла потребность пользоваться, помимо целых чисел, и другими.
Сначала их называли «ломаными числами». Позже их назвали дробями. Запись дроби
с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки
записывали числитель снизу, а знаменатель – сверху. Дроби в привычном для нас
виде впервые стали записывать индусы (около 1500 лет назад). В старину в
основном применялись дроби со знаменателем 12, 16 или 40. Позже появились более
удобные знаменатели. А в XVII–XVIII вв. дроби получили всеобщее распространение,
особенно после введения метрической системы в большинстве стран мира. Вопрос.
Что
это за дроби?
Ответ:
обыкновенные.
Слайд 24,25 2.
He was an English physicist, mathematician, astronomer, natural philosopher,
alchemist, and theologian. His monograph Philosophiс
Naturalis
Principia Mathematica, published in 1687, lays the foundations for most of
classical mechanics. In this work, he described universal gravitation and the
three laws of motion, which dominated the scientifi
c view of the physical universe for the next three centuries. This person
showed that the motions of objects on Earth and of celestial bodies are
governed by the same set of natural laws.
Question:
name the person. (Он был английским физиком, математиком, астрономом,
философом, алхимиком и теологом. Его монография «Математические принципы
естественной философии» была опубликована в 1687
г., содержит основы механики. В своей работе он описывает земное притяжение и
три закона движения, открытие которых послужило изучению вселенной в
последующие три столетия. Этот человек показал, что движение предметов на Земле
и небесных тел происходит по одним законам. Вопрос. Назовите этого человека.
Ответ:
И. Ньютон.
Ведущий
выдает поощрительные жетоны
Слайд 26 Холмс.
А сейчас, Дело №3, которое называется «Разорванная
цепочка»
Ведущий
2. Имеется 12 костей домино, на каждой
записаны половины 11 слов, связанных с математикой, и одной фамилией.
Необходимо расположить кости в одну линию так, чтобы на смежных частях костей
получились указанные слова и фамилия.
Победителем
считается та команда, которая правильно назовет порядок костей домино.
Начало я покажу:
Слайд 27 Начнем с первой кости №1, к ней можно
приставить только кость под № 7, на смежных частях получим слово абак (это
счетная доска для арифметических вычислений), началом следующего слова является
слог «ДУ», продолжите цепочку.
Нелли.
А сейчас, Дело №4 «Перепутанные буквы»
Слайд 28 Ведущий
2. Даны слова, необходимо переставить буквы
так, чтобы получилось слово, связанное с математикой. Например, из слова
ИГОЛКА можно получить слово ЛОГИКА.
Слайд 29 Первой
отвечает Команда __________, итак, приготовились 12 слов…
Слайд 30 Теперь
отвечает Команда __________, ваши 12 слов
Ведущий
2. Дело №5 «Найти спрятанные
математические термины?» Пример:
Слайд 31 Слайд
32 Ваша задача в следующих
предложениях найти числа
Ведущий
2. И наконец, последнее Дело №6
«Видео-задачи от писателей»
Агентства получают тексты задач от писателей, пока вы
будете решать их мы посмотрим соответствующие видео-сюжеты.
Первая задача из Поэмы Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Вычислите размеры
островка, на котором спасались зайцы от воды, в современных единицах длины и
площади (в квадратных метрах)?
1 аршин ≈ 71
см (0,71 м), сажень ≈ 213 см (2,13 м)
«Вижу один
островок небольшой –
Зайцы на нем
собралися гурьбой.
С каждой минутой
вода подбиралась
К бедным зверькам;
уж под ними осталось
Меньше аршина
земли в ширину,
Меньше сажени в
длину».
Решение: Площадь
участка можно вычислить по формуле S = аb, а = 1 аршин ≈ 71
см, b = 1 сажень ≈ 213 см. Тогда S ≈ 0,71 · 2,13 = 1,5123
м2.
Вторая задача из Повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
«Пять землекопов
выкопали траншею в сто погонных метров за четыре дня. Сколько погонных метров
выкопал каждый землекоп в течение двух дней при условии, что все землекопы
выполнили одинаковый объем работ?»
Смотрим сюжет.
Ответ:
10 м выкопал каждый землекоп в течение двух дней.
Следующая задача от Григория Остера «Зарядка для хвоста»
В известном
мультфильме «38 попугаев» главные герои измеряли рост Удава.
(Оказалось, что он
составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка.) Автор в этом произведении
пренебрег точными данными. А так ли это на самом деле, если длина попугая равна
22 см, мартышки – 70 см, слона – 330
см, а длина удава около 10 м, т.е. 1000
см.
Вопрос:
Рассчитайте длину удава в попугаях, мартышках и слонятах правильно.
Смотрим сюжет.
Решение: Длина
удава равна 45 попугаям (1000 : 22 ≈ 45), 14 мартышкам (1000 : 70 ≈ 14) и 3
слонам (1000 : 330 ≈ 3).
В Фантастической повести Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»
В стране лилипутов
линейные размеры (высота, ширина, длина, толщина) всех вещей, людей, животных,
растений в 12 раз меньше, чем у нас.
Лилипуты
установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов:
«…Ему будет
ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно
для прокормления 1728 подданных страны лилипутов».
Из какого расчета
получили лилипуты эти цифры, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше
лилипута?
Смотрим сюжет.
Решение: Расчет
сделан верно. Не надо забывать, что лилипут — это уменьшенная точная копия
обыкновенного человека и имеет нормальные пропорции частей тела. Значит, он не
только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается,
что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12 · 12 · 12 = 1728 раз больше лилипута.
Именно поэтому ему понадобится такое количество еды.
Повесть-сказка
Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»
В этой сказке все
части Алисы изменяются в одно и то же число раз.
(– Я теперь,
раздвигаюсь, словно подзорная труба. Прощайте, ноги! В эту минуту она как раз
взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение
– и они скроются из виду.
– Бедные мои
ножки! Кто же будет вас теперь обувать? Кто натянет на вас чулки и башмаки? Мне
же до вас теперь не достать».
Почему Алиса так
переживала?)
Сможет ли Алиса
сама надеть башмаки после этих изменений? Смотрим сюжет.
Решение: Части
тела Алисы уменьшались и увеличивались согласно прямой пропорциональной
зависимости. Увеличилась длина ног и рук в одинаковое количество раз.
Переживания Алисы напрасны, она сама без труда смогла бы надеть и чулки, и
башмаки.
А
сейчас дадим возможность жюри подвести итоги, а пока посмотрим еще один
фрагмент мультфильма, в котором показывается как законы математики и физики
могут спасти жизнь.
(фрагмент
из мультфильма «Приключения мистера Пибоди и
Шермана»)
Ведущий
1. Благодарю, все дела раскрыты, давайте обратимся
в жюри за гонораром.
Жюри подводит итог
по результатам 5 дел. Команда, заработавшая более высокий гонорар, получает
Диплом (приз). Вторая команда получает Диплом II
степени за участие, по результатам дела №1 все получившие жетоны смогут их
использовать на уроках (+1 балл к оценке за любую ср до конца II полугодия)
На этом наша игра
закончена. Всем спасибо.
Литература:
- Буллимор Т. Дедуктивные головоломки
Шерлока Холмса. – М.:Айрис ПРЕСС РОЛЬФ,2002.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.,
Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия,7–9: Учеб. Для общеобразоват.
учреждений. М.: Просвещение.
- http://en.wikipedia.org/wiki/Isaac_Newton.
- Барташевич Н. Математика в художественной
литературе.
- URL:
http://www.ug.ru/old/01.51/ps2.htm.
- Карпушина Н.М. Любимые книги глазами математика.
Занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей. М.:АНО
Редакция журнала «Наука и жизнь», 2011.
- Латыпова С.В. Математические задачи в
литературных произведениях
- URL:
http://festival.1september.ru/articles/587649/
- Митрофанова Н.В., Шохалова Н.П. Мировоззрение и
творчество А.С. Пушкина в свете математических законов.
- URL:
http://festival.1september.ru/articles/211532/
- Балабанова В. Решение прикладных задач по теме
«Наибольшее и наименьшее значения функции» // Математика, 2007, № 7.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. — М.: Л,
ГТТИ, 1950
- URL:
http://ilib.mccme.ru/djvu/perelman/zanim-geom.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.