Внеклассное мероприятие по математике для 10 класса «Математика и факты».
Подготовила: учитель математики Ф.Н.Аскерова
Цели проведения игры:
- стимулировать интерес к математике;
- способствовать развитию логического
мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
- способствовать развитию сообразительности,
интуиции и находчивости учащихся.
Ведущий 1:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчиков и девочек
Отправиться в веселую страну.
Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.
Ведущий 2:
Не в театральном представление,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру.
Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.
Ведущий 2: Итак,
встречайте, Наше жюри: (представление жюри)
Ведущий 1: Внимание…
Команда "СИНУС", капитан команды…:
Ведущий 2: И команда "КОСИНУС",
капитан команды… :
Ведущий 1: Проведем
жеребьёвку: из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та
команда, которая не сможет сказать слово, будет второй.) Одна минута на
размышление…
Ведущий 2: Уважаемые
игроки, ваши варианты…
Ведущий 1: Слово жюри…
Ведущий 2: А теперь
следующий конкурс:
РАЗМИНКА.
Ведущий 1:В этом
конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута).
Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. Готовы? Внимание!
Вопросы для первой
команды:
- 1% от 1 000 рублей? (10 руб)
- Единица скорости на море? (узел)
- Большой любитель чужих секретов в Интернете?
(хакер)
- Математик, именем которого названа теорема,
выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
- Книзу летит капельками, а кверху –
невидимкою. (вода)
- Фигура, образующаяся при пересечении двух
прямых? (угол)
- Результат математического действия? (ответ,
решение)
- Я увидел свой портрет, отошел – портрета
нет. (зеркало)
- Иногда эту глобальную систему называют Сетью
… (Интернет)
- Как называется утверждение, принимаемое без
доказательств? (аксиома)
- Дерево даешь – съедает, от воды же умирает.
(огонь)
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в
пространстве? (стереометрия)
Ведущий 2: А теперь вопросы
второй команде, готовы? Тогда начали:
- Как называется сотая часть числа? (процент)
- Назовите единицу массы драгоценных камней?
(карат)
- Игрок-профессионал и ценитель компьютерных
игр. (геймер)
- Основная часть Интернета – Всемирная …
(паутина)
- Угол, на который поворачивается солдат по
команде "кругом"? (180°)
- Над водою – ушко, под водою брюшко.
(айсберг)
- Направленный отрезок? (вектор)
- Древнегреческий математик, астроном,
философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух
прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
- К дальним селам, городам
кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
- Как называется утверждение, требующее
доказательств? (теорема)
- Ты за ней – она от тебя,
Ты от неё – она за тобой. (тень)
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур
на плоскости? (планиметрия)
Ведущий 1: Молодцы,
разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри.
Ведущий 2: Следующий
конкурс «ЧЁРНЫЙ
ЯЩИК».
Ведущий 1:За правильный
ответ команда получает 4 балла.
Ведущий 2: Назовите
предмет, лежащий в чёрном ящике. Существует легенда о греческом изобретателе
Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный
круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился
жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Ведущий 1: Этот самый
древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи
обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет
конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ? (Ответ: циркуль)
Ведущий 2: Слово
предоставляется жюри…
Ведущий 1: Общий счёт…
Ведущий 2: Следующий
конкурс:
Ведущий 2: А теперь мы
продолжаем, следующее задание "МИФ-театр". Команды
получили сценарии, подготовили мини-представления, которые сейчас нам покажут.
Максимальное количество баллов – 4.
Конкурс "А знаете ли Вы его?"
Ведущий 1: А теперь
проверим знания команд по истории математики и физики.
За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка
"отнимает" 1 балл.
Вопрос 1: Задолго до
нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа.
Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили
основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел
были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.
Ведущий 2: По
происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали
членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем
творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня
спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем
обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".
Ведущий 1: Назовите
этого человека.
Ведущий 2: /подсказка 1/
С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру
греческой буквой π (пи).
Ведущий 1: /подсказка 2/
Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в
дальнейшем писались другие учебники алгебры.
Ведущий 2: Ваш ответ?
(Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)
Ведущий 1: Вопрос
2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским
университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по
математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.
Ведущий 2: Это о нем
сказал поэт Фирсов:
Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.
Назовите имя и фамилию этого человека.
Ведущий 1: /подсказка 1/
В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и
возглавляет его 19 лет.
Ведущий 2: /подсказка 2/
Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии,
которую в его время почти никто не понял.
(Ответ: Лобачевский Николай Иванович) , комментарий жюри.
Ведущий 1: Вопрос
3. Эта женщина, жившая в V в. до н.э., была профессором философии в
Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли
миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и
географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности
занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы
ценили и поэты, и правители города.
Ведущий 2: Некоторое
время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По
возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику
и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы
древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом,
толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину. Назовите
имя первой женщины-математика.
Ведущий 1: ваши варианты
ответов? (Ответ: Гипатия Александрийская)
Ведущий 2: Последний
(четвертый) "исторический" вопрос:
Большая потребность в грамотных людях в военном деле,
кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в
России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой
целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных
наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались
основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия
плоская и сферическая…
Ведущий 1: В 1702 году в
школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию математик,
который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было
поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I
по всей России.Назовите имя этого человека.
Ведущий 2: Кто этот
интересный человек? Ваш ответ…
/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука
численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов
высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов
не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.
(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…)
Ведущий 2: Внимание,
внимание! ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!
Ведущий 1: История
возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на
себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли
клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий 2: /подсказка 1/
Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий 1: /подсказка 2/
На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала
изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное
время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий 2: /подсказка 3/
В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец
знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в
НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий 1: /подсказка 4/
В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении
задач на движение.
Ведущий 2: /подсказка 5/
Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические,
электронные, водонепроницаемые, противоударные.
(Ответ:
часы)
Ведущий 1: Следующий
конкурс "ТЕМНАЯ ЛОШАДКА".
Правильный ответ – 2 балла.
Ведущий 2: Какое явление
природы описано в стихах Некрасова?
Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.
Ведущий 1: Что это
такое?
Ведущий 2: Послушайте
отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины,
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне…
Ведущий 1: Объясните,
почему орлы, ястребы и другие птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на
одной высоте, хотя и не машут крыльями?
Ведущий 2: И последний
вопрос: Кому из известных русских писателей принадлежит это высказывание:
"Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что
представляет собой человек, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем
большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит – меньше
дробь".
Ведущий 1: Кому из
великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое
сравнение?(Льву Толстому)
1. Около столовой, где обедали лыжники,
пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто
20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?
(10 лыжников)
2 Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего
она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?
( 3 внука)
3 Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка
тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело
на репку?
( 12)
Ведущий 1: Для
подведения итогов слово предоставляется жюри …
***
Ведущий 2: И в
заключении хотелось сказать:
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Ведущий 1:
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Ведущий 2:
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.
Ведущий 1:
А иначе рамы – криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ведущий 2:
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!
Ведущий 1:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Ведущий 1, 2:
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ведущий 2: Мы благодарим
Команды за участие.
Ведущий 1: Мы благодарим
зрителей за поддержку.
Ведущий 2: Мы благодарим
жюри за честный суд. До свидания, до новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.