Восхождение
на Белуху
Разработка
внеклассного мероприятия для 6 класса
География
Алтайского края
Учитель
МОУ «СОШ №3» г. Бийска
Асанова
С.Л.
Цель: воспитание
нравственного гражданина, любящего и знающего свою малую родину.
Задачи:
·
Создать условия для возникновения интереса
к изучению своего родного края, стремления больше узнать о его богатой природе;
·
Способствовать формированию чувства
гордости за природу Сибири, за свой край, личностного отношения учащихся к
нему;
·
Обеспечить возможности для расширения
географического кругозора и углубление знания школьников в области географии
·
Способствовать развитию личностных
качеств учащихся средствами краеведения, таких как творческое воображение,
внимание, монологическая речь, умение работать в команде
·
Повысить уверенность ребенка в себе
Оборудование:
·
Игровое поле с изображением горы,
схематично разделенной по высоте отметками 1000, 2000, 3000, 4000 метров. На
отметке 1000 м - изображение леса; 2000 м – прикреплены двусторонним скотчем
изображения облаков с написанными на обратной стороне вопросами; 3000 м –
нарисованы валуны, преграждающие тропинку; 4000 м – изображение туристической
палатки.
·
Физическая карта Алтайского края (с
Республикой Алтай)
·
Фильм В. Меркулова «Путешествие по
Чуйскому тракту»
·
Детские рисунки с изображением природы
Алтая (оформление доски)
·
Набор полезных ископаемых для каждой команды
(раздаточный материал)
·
Карточки с заданиями
Используемая
литература:
1. Акарачкина Л.К., Винокурова О.М., Сергеев А.Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. Барнаул, 1987.
2. Касаткина Н.А. География.
Занимательные материалы к урокам и вне классным занятиям в 6 – 8 классах. –
Изд-во «Учитель», Волгоград, 2001г
3. Пуртикас Е.В. Первоцветы. Циклы
стихотворений. – Красноярск 2009г
Мероприятие начинается с показа небольшого
фрагмента из фильма В. Меркулова «Путешествие по Чуйскому тракту». Это позволит
создать необходимый настрой зрителей и участников команд.
Ведущий:
Алтай родной, в тебе контрастные картины
Сплелись в
причудливый узор,
Покорность ласковой и
трепетной равнины,
Надменность диких
гор,
И реки – всадники, с
рождения лихие,
На резвых, горных
скакунах,
И словно, йоги, к суете
людской глухие
Вершины в вечных снах.
Уникальна и разнообразна природа
Алтая! Не зря его называют «жемчужиной Сибири»!
Великолепие многих его уголков
поражает воображение туристов. Красота Алтая неповторима, и земля его необычайна
богата. Огромны запасы недр, урожайна алтайская хлебная нива – основу
заслуженной славы и известности края. Замечательны и люди его: труженики полей
и ферм, заводов и рудников.
Множество чудес и тайн хранит древний
Алтай. И сегодня мы собрались, чтобы больше узнать о родном крае. Команды 6А и
6Б, представьтесь!
Команды
представляют название и девиз
Ведущий:
Ребята, вам сегодня предстоит совершить восхождение на высочайшую вершину не
только Алтая, но и всей Сибири, величественную, сверкающую снегами и льдами
знаменитую гору Белуху. Эта гора хранит множество легенд, преданий и вымыслов.
Кто-то видит в ней падшего с неба ангела, кому-то она кажется застывшим
сфинксом. Алтайские предания считают, что это сам Хан-Алтай.
Гора эта не только неповторимо
прекрасна, но и труднодоступна, поэтому. Для того, чтобы добраться до вершины,
нашим командам потребуются знания о природе, смекалка, взаимовыручка, поддержка
болельщиков и, конечно же, удача.
Трудность
похода к вершине
Сможешь
сполна оценить?
Снежные
склоны, лавины,
Следа
пунктирная нить…
Смотрят
безмолвные горы
Сверху на
путь смельчаков.
Здесь ни
к чему разговоры –
Каждый на
подвиг готов.
Но, прежде, чем отправиться в
неблизкий и нелегкий путь, проверим готовность команд к походу.
Конкурс
«Разминка»
(вопросы
командам задаются по порядку).
1. Касмала
– это рыба или река?
2. Старейший
город края – это Бийск или Барнаул?
3. Вблизи
Бийска добывают мрамор или глину?
4. С
Белухи берет начало Бия или Катунь?
5. Самым
крупным притоком Бии является Лебедь или Чулышман?
6. Самое
лучшее медоносное дерево – липа или береза?
7. В
тайге охотится снежный барс или рысь?
8. Обь
– горная или равнинная река?
9. Школа
№ 3 находится на улице Воинов-Интернационалистов или в переулке Липового?
10. Высота
Белухи – 4506 или 5506 метров?
Ведущий:
Уважаемое жюри, готовы ли наши команды к походу?
Итак, команды благополучно начали
восхождение. Но на их пути встала стеной непроходимая тайга, в которой они
встретили различных зверей и птиц. Для того, чтобы преодолеть тайгу и взойти
на высоту 1000 метров, ребятам надо разгадать названия животных, живущих в
лесах Алтая.
Конкурс
«Зашифрованное слово» (Приложение 1)
За правильный ответ команды получают
5 баллов. Пока команды разгадывают зашифрованные слова, идет игра с
болельщиками.
Ведущий: Болельщики, а мы им поможем!
Проводим зоологический аукцион. По очереди болельщики той и другой команды называют
птиц, встречающихся на Алтае. Последняя названная птица принесет команде 1 балл.
Проходит
конкурс. Жюри подводит итоги.
Ведущий:
Итак, команды успешно справились с первым заданием и прошли отметку 1000
метров. Но на пути у них следующее препятствие – на высоте 2000 метров такие
густые облака, что не видно ничего вокруг. Для того, чтобы пройти и эту высоту,
необходимо разгадать загадки конкурса «Времена года». Каждая команда по очереди
называет номер вопроса-облака и разгадывает свою загадку. Цена одной загадки –
1 балл. Если загадку не угадывает одна команда, ее имеет право разгадать другая
команда.
Конкурс
«Времена года»
1. Какой
белый зверь, встретившись с весной, предвещал повторный снегопад? (Заяц)
2. У
кого три сестрицы: весна-молодица, зима-белолица и осень-водяница? (У лета)
3. Кто
из римских императоров взял один день от зимнего месяца и добавил его к летнему
месяцу, названному в его честь, чтобы этот месяц был таким же длинным и таким
же важным, как и месяц, названный в честь Юлия Цезаря? (Август)
4. О
каком времени года русский народ сложил такую загадку:
Прилетела Пава,
Села на лаву,
Распустила перья –
Для всякого зелья? (Весна)
5. О
чем судят весной по весу первого куриного яйца? (Об урожае)
6. Кого,
согласно народной мудрости, следует считать по осени? (Цыплят)
7. Закончите
народную примету: «Рано лист желтеет и падает…» (Рано осень припожалует)
8. В
какое время года можно определить стороны горизонта по полету птиц? (Осенью
и весной)
9. Раньше
на Руси верили, что по хотению этого лесного зверя и зима студеная длится: как
повернется он в своей «спальне» на другой бок, так и зиме ровно половина пути
до весны осталась. Кто это? (Медведь)
10. О
каком времени русский народ сложил загадку: «Всех наградила, всех погубила»? (Осень)
Жюри
подводит промежуточный итог
Ведущий:
Ребята прошли благополучно и эту высоту. Но на отметке 3000 метров произошел
горный обвал и, тропинку завалило камнями. Для того, чтобы расчистить тропинку,
команды участвуют в конкурсе «Юный геолог». Ребятам нужно узнать полезные
ископаемые, встречающиеся на Алтае.
Конкурс
«Юный геолог»
Каждой
команде выдается по 5 образцов. За каждое правильно названное полезное
ископаемое – 1 балл.
1 команда – торф,
красный гранит, боксит, поваренная соль, известняк.
2 команда –
каменный уголь, серый гранит, полиметаллическая руда, глина, мрамор.
Ведущий:
А пока команды определяют полезные ископаемые, болельщики, поможем своим
командам. Объявляется геологический аукцион. Классы по порядку называют
полезные ископаемые края. Кто последним назовет слово, добавляет своей команде
2 балла.
После
конкурса жюри подводит итоги
Ведущий:
Команды успешно справились и с этим заданием. Теперь их путь лежит на большой
высоте. Снег ослепляет глаза, над головой ясное синее небо, а внизу взгляду
открывается изумительная по своей красоте картина – цепочки гор, стремительные
горные реки и ручьи, бескрайняя тайга. Пора сделать привал, набраться сил перед
решающим этапом, да и просто, полюбоваться природой. И следующий конкурс –
«Художественно-поэтический».
Конкурс
«Художественно-поэтический»
Ведущий:
За несколько минут каждая команда должна нарисовать горный пейзаж. (Для
этого конкурса командам выдаются листы шероховатого картона А-3 и цветные
мелки.)
А
в это время болельщики будут помогать своим командам. Для того, чтобы помочь
своим командам и добавить им 3 балла, я предлагаю принять участие в конкурсе
«Буриме». Дорогие болельщики, вы должны сочинить четверостишие, в котором бы прозвучало
название горы Белухи, имея следующие подсказки:
Болельщикам
1 команды
Я ни на миг не забываю
--------------- ----
красоту,
-----------------где
не тает,
---------------------белизну.
Болельщикам 2 команды
Снег -----------------норма.
Туристам это - не
беда.
-------------------------горы.
------------------------всегда.
Проводится
конкурс, жюри подводит итоги.
Ведущий:
Ребята, наши команды преодолели высоту 4000 метров, совсем немного и, они
поднимутся на вершину (включается фрагмент фильма «Путешествие по Чуйскому
тракту» - сюжет о Белухе).
Ведущий:
Гора Белуха состоит из Западной Белухи (4440 м) и Восточной Белухи(4506 м).
Почти на 1000 метров возвышается она над близлежащими хребтами. Первое
восхождение на эту вершину совершили в 1914 году братья Троновы, именем которых
назван ледник. Даже сегодня, когда Белуху не раз покоряли альпинисты, она
считается все такой же суровой и неприступной. Здесь всегда холодно, дует
пронизывающий ветер, скалы почти везде покрыты ледяной глазурью. Со склонов
Белухи спускаются 7 крупных ледников. С южного склона, с ледника Геблера, берет
начало река Катунь.
Конкурс
«Найди ошибку»
Ведущий:
Ребятам предстоит выполнить последнее задание. Командам надо найти
ошибки в тексте о знаменитой «Царь-вазе». Время – 3 минуты (Приложение 2).
Мы пожелаем командам удачи, а я предлагаю болельщикам отгадать загадки (в
течение 3 минут, пока команды работают с текстом, ведущий играет со зрителями)
Загадки
болельщикам
1. Такой
большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет.
(Воздух)
2. Бежит,
журчит, старается. Добежит и потеряется. Что это? (Река)
3. Где
стоит палатка, у которой все четыре окна выходят на юг? (На Северном полюсе)
4. Какой
пернатый патриот хвалит свое болото? (Кулик)
5. Чем
больше колец, тем старше жилец? (Дерево)
6. Можно
ли в решете носить воду? (Лед)
7. Где
раки зимуют? (В илистых берегах рек)
8. Как
измерить расстояние нотами? (Ми – ля – ми)
9. Что
за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (Норка)
10. Зеленый
поясок в траве затерялся? (Ящерица)
11. Зимой
на земле лежал, летом в речку побежал? (Снег)
12. Горя
не знает, а горько плачет? (Туча)
13. Кто
на себе лес носит? (Олень)
14. Что
идет, не двигаясь с места? (Время)
15. Что
вниз вершиною растет? (Сосулька)
Конкурс
заканчивается, жюри объявляет победителя, команды награждаются сладкими
призами, вручаются грамоты.
Ведущий:
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо тем, кто активно принимал в нем
участие. Игра завершена,
победители определены. Мне очень хочется пожелать вам любить свой край,
интересоваться его историей, заботиться о его природе.
Приложение
1
Задание
1команде
Расшифруйте
название животного
1. На грядке привалился
на бочок
Солидный
крутолобый … (кабачок)
2. Он совсем не хрупкий,
а спрятался в скорлупке.
Заглянешь
в середину – увидишь сердцевину.
Из плодов
он тверже всех, называется……. (орех)
3. От частой
поливки едва не промокла
Мохнатая,
темно-лиловая …. (свёкла)
4. На спине
свой носит дом, не нуждается ни в ком,
При себе всегда пожитки у
медлительной …. (улитки)
5. Наш огород в образцовом
порядке.
Как на
параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг
–
Пики зеленые выставил …..
(лук)
6. У различных хлебных злаков
вкус и цвет неодинаков.
Не гречиха
я, не просо, не пшеница и не рожь.
Молодцом ты будешь просто,
коль меня ты назовешь.
Ну, не ясно ли, как день,
что зовут меня … (ячмень)
Зашифрованное слово - косуля
Задание 2 команде
Расшифруйте название животного
1. Она весну
встречает – снежинки надевает.
Накинута на спинку зеленая
косынка.
А платьице в полоску – ты узнаёшь
… (берёзку)
2. Перепончатые
лапки, то ли лапки, то ли тапки.
Сам он крупный, белый, рыболов
умелый.
Он ныряет как
матрос, бойкий, шумный … (альбатрос)
3. Лопаты не нужно, сидит она
близко,
Красная, с белой косичкой … (редиска)
4. От частой поливки едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая …. (свёкла)
5. На спине свой носит дом, не нуждается ни в ком,
При себе всегда пожитки у
медлительной …. (улитки)
6. На грядке
привалился на бочок
Солидный
крутолобый … (кабачок)
Зашифрованное
слово - барсук
Приложение
2
Найди ошибки
«В горных районах Алтая находится
месторождение поделочных камней. Алтайские камнерезы издавна научились их
обрабатывать. Так, в 1843 году, была изготовлена из куска красного гранита
непревзойденная по величине «Царица ваз». На изготовление вазы ушел целый год.
Высота вазы составляет 2 метра 20 сантиметров. Идеально круглая в диаметре,
шириной около 3 метров, она была привезена и установлена в одном из музеев
Москвы»
Ожидаемый ответ (ошибки
подчеркнуты):
«В горных районах Алтая находится
месторождение поделочных камней. Алтайские камнерезы издавна научились их
обрабатывать. Так, в 1843 году, была изготовлена из куска красного
гранита непревзойденная по величине «Царица ваз». На изготовление вазы ушел целый
год. Высота вазы составляет 2 метра 20 сантиметров. Идеально круглая в
диаметре, шириной около 3 метров, она была привезена и установлена в
одном из музеев Москвы»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.