Инфоурок Биология Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие по биологии на тему:"Алтайские травы лечат без лекарств"

Внеклассное мероприятие по биологии на тему:"Алтайские травы лечат без лекарств"

Скачать материал

Городской  заочный окружной  конкурс  г. Бийска  и

Бийского  образовательного    округа     «Хрупкий мир  природы »

 

 

 

Направление: Биология  и экология

Название работы:

«  Алтайские  растения лечат   без лекарств »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Миллер О.И.

Учитель биологии МБОУ « СОШ №6»

 

 

 

 

 

 

г. Бийск  -  2011

ЦЕЛЬ: Расширить  кругозор знаний  детей  в области  лекарственных растений Алтайского края. Сформировать навыки  по сбору  лекарственных растений. Воспитывать  бережное отношение к  окружающему миру. Формировать желание заботиться о своем здоровье.

ЗАДАЧИ:  Изучить  лекарственные растения Алтайского края. Соблюдать правила  сбора лекарственных  растений. Уметь применять  лекарственные растения для лечения  различных  заболеваний. Использовать полученные знания  для нахождения  путей  решения  экологических проблем. 

ОБОРУДОВАНИЕ:  аудиозаписи: звуков леса, музыки для танца  растений, фонограммы  для песни Принцессы и короля  из м/ф  «Бременские музыканты»; выставка книг  и сухих растений; посуда и игрушки для практикума, витаминные салаты; распечатки рецептов  для каждого участника  и гостей; ягоды рябины, малины, настои трав; атрибуты  для костюмов лекарственных растений.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

1.Вступление.

Ведущий. Человек издавна  заметил, что животные  среди множества  растений выбирают  только  те, которые  помогут  им излечиться.  Человек  начал  изучать  эти растения  и их свойства. На Алтае таких людей называли «травниками».

    От какого   слова  образовано  это название? (Ответы детей.)Изучив  лекарственные  свойства растений, травники заносили  их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах  растений, которыми мы пользуемся и сейчас.

1-й ученик. Лес – как сказочное царство,

                     Там  кругом растут лекарства,

                     В  каждой травке, в каждой  ветке-

                     И микстура и таблетки.

                     Ну а чем и как лечить,

                     Мы вас можем научить.

Все целебные растения

                     Знаем мы без исключения.

                     Нужно только не лениться,

                     Нужно только научиться

                     Находить  в лесу растения,

Чтопригодныдля лечения.

Ведущий. С некоторыми  из них вы сегодня   познакомитесь.

2.Основная часть.

1)Рассказы  детей.

Под музыку  появляется Подорожник.

Подорожник. Это  я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали  на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела  уползти, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе  скрылись из виду.

                        С названьем простым и тревожным,

Зовущимза отчий порог,

                        Невзрачный цветок – подорожник

 Растёт у Алтайских дорог.

                          Дороги спешат за курганы,

                          Дорогам конца не видать,

                          И важно, что путникам  раны

                          умеет    цветок врачевать.

                          Листок оторви осторожно

                          И жгучую  боль утоли…

                          Невзрачный цветок подорожник

                           Растёт     у дороги в пыли.

Ведущий. Дорогой подорожник, а чем ты полезен?

Подорожник. Если  вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, десны кровоточат – беги  ко мне  срочно. Я помогу.

Под музыку  появляется  Шиповник, Мать – и – Мачеха.

Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?

Растения  вместе. Мы пришли к своим  друзьям. Мы тоже лекарственные растения.

Шиповник.

                           Где-то в чаще   дремучей,

                           За оградой колючей,

                           У заветного  местечка

                           Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

                             Меня зовут  царём кустов

                             За цвет и запах моих цветков.

                             Хоть  куст  мой  зелёный

                             Вас ранить готов,

                             Но я помогу всем больным

                             И тем, кто здоров.  

Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой.Он очень вкусный и полезный, в нёмсодержится  витамин «С ».  И  тогда  гриппом  болеть  вы  не будете.

Мать – и – Мачеха выходит вперёд.

Мать – и – Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой прокладкой.

Ведущий. Знаем! Ты – Мать – и – Мачеха!

Мать – и – Мачеха.

                          Если кашель вас  замучил, воспаленье началось,

                          Подружись со мной  скорее, обещаю: всё пройдёт!

Шиповник. Как  хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке, Давайте танцевать.

 

2)Сценка «Девочка  и растения».

Танцуют  все растения, а на полянке  появляется девочка.Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.

Ведущий. Стой! Посмотри, что ты делаешь!

Девочка. Я? Гуляю! А что?

Ведущий. Оглянись и посмотри, что ты натворила!

Девочка. Ну  и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!

  Хочет уйти с полянки, но тут с нею начинаются неприятности: натерла ногу, начала чихать, кашлять, заболела голова, поднялась температура. Появляется  мама  и поёт на мотив песни  изм / ф «Бременские  музыканты».

Мама.       Что ты, доченька моя, побледнела?

                    Иль головка у тебя заболела?

                    Надо, надо обратиться к врачу…

Девочка. Ой, к врачу я не хочу!

Появляется доктор  Пилюлькин.

Мама. Осмотрите  мою дочь вы внимательно.

             И поставьте ей диагноз обязательно.

              Ну,  а  я ее потом полечу…

 Девочка. Я таблеток не хочу!

Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!

Девочка. Боли, доктор  в голове,

                 Помогите, доктор мне.

                 Не хочу я даже сладость –

                  Вот какая  везде слабость!

Пилюлькин.Сейчас осмотр  проведу,

Чем смогу - тем помогу,

                           Ручки  слабые, ножки тоже.

                           Так. На что это похоже?

                            Ну-ка  рот открой пошире:

                            Раз, два, три, четыре,

                            Зубы все пока на месте.

                            Посоветуемся  вместе…

Советы - реплики от ребят.

- Надо дать ей таблетки!

- В нос  закапать  из пипетки!

- Надо выпить порошок!

- Антибиотиков  мешок!

- Надо дать ей микстуру!

- Справка дать от физкультуры!

Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!

Ваши знания видны,

Но таблетки ей вредны!

                                  Организм ваш молодой –

Сам он справится с бедой.

                                   Только чуда вы не ждите-

                                    Себе сами помогите.

                                    А помощников не счесть!

                                     Травы лечащие есть!

                                     Отвари и пей, когда

                                     Подойдет к тебе беда.

Пилюлькин.  А еще, девочка,

                        Баня с паром, кипятком,

                        Веником и лежаком!

Девочка. Нет! Сегодня  я уже купалась!

Без ушей чуть не осталась!

Пилюлькин.Нет,  так  нет! Тогда скорей

Чая с мёдом  ты попей!

                         Иль с вареньем из малины,

                         Или  с соком из рябины.

                         У природы есть секрет,

                         Как быть здоровым много лет.

Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!

                 Каждый должен думать сам,

                  Как здоровье сохранить

                  И болезни победить.

Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!

    Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, и у неёвсё перестаёт болеть.

3)Практикум.

Ведущий. Не забывайте, что все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача. Для того,чтобы  лекарственное растение  при заготовке  не потеряло своих лечебных  свойств, необходимо соблюдать определенные правила.

*Конкурс.Памятка сборщика

Учащихся делят на три команды  по цвету волос: 1- команда «Русые»,2- команда «Свело русые», 3-команда – «Черные».

Задание: необходимо каждой команде  назвать  как можно больше правил по сбору  лекарственных растений. ( Одно  верно названное правило оценивается в 1 балл).

 

Памятка  сборщику лекарственных растений

Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду: листья и стебли –во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни – осенью.

·        Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

·        Нельзя собирать  пыльные, грязные, больные растения.

·        Нельзя растения  выдергивать,их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

·        Сушить лекарственные растения нужно без промедления  в хорошо проветриваемом  месте.

·        В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать.Они ядовиты!

·        Незнакомые растения нельзя: рвать, нюхать, брать в рот.

*Конкурс.  «Зелёная  аптека»

   Каждой  команде дают 3 карточки. Необходимо  заполнить  таблицу, правильно сопоставив  название  растения, используемую   часть и применение  (1 балл -  за каждую правильно составленную сроку, максимум -5 баллов).

Карточка №1

Название растения, его изображение

        Карточка №2

        Какую часть

        используют

Карточка №3

   Применение  в

        медицине

1.Одуванчик лекарственный

2.Ромашка аптечная

3.Подорожник большой

4.Тысячелистник

обыкновенный

1.Лист, корень

2.Надземная часть

3.Цветки

4.Надземная часть

5.Листья

 

1.Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевание желудка

2.Заживляет раны,

Помогает при ушибах

3.Противоспалительное средство,

Полоскание и промывание ротовой полости  волос;

4.Лечение кожи, туберкулёза

5.Крововостанавливающее,

заживление ран

 

 

 

 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (ответ)

            Растение

  Какую часть

  используют

  Применение

   в медицине

1.Одуванчик лекарственный

 Лист

Корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги,

выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

2.Ромашка аптечная

Цветки

Противовоспалительное

Средство, полоскание и промываниеротовой

полости, волос

3.Подорожник большой

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

4.Чистотел большой

Надземную часть

Лечение кожи, туберкулёза

5.Тысячилистник

обыкновенный

Надземную часть

Кровоостанавливающее,

заживление ран

 

* Демонстрация  способов лечения и профилактики:

- ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел):по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;

- пропариваниев воде с горчичным  порошком: лучше парить  руки, а не ноги.

- витаминный салат из лука.

Ведущий. Что бы вы все  не только посмотрели  и послушали, но и запомнили, возьмите с собой  рецепты, которые подскажут, каким ещё можно  лечиться без лекарств.

 Раздаёт с Пилюькиным  взрослым  и детям отпечатанные рецепты.

3.Заключение.

Ведущий. Друзья, нам  прощаться настала пора!

                   Сегодня окончена наша игра.

                    Чтоб не случилось, всегда человек

                    Здоровья желает другому навек!

       Молодцы, ребята! Мы сегодня рассказывали, поиграли.Я надеюсь, что наше  мероприятие не пройдёт  бесследно для вас. Вы обо всем, что запомнили, чему научились, расскажите своим близким.А о чем вам хочется рассказать?(Ответы детей.)

Растения хотят дать вам наказ, который вы должны  помнить, и тогда природа  будет вам благодарна.

Рассказывают дети (в костюмах растений).

Увидел молодой росток - не  трогай  и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи»!

Пройдут недели иль года,

И вырастет  там целебная трава.

Лес зелёный охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл  за помощью  к природе-

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы  кустик снова мог помочь тебе.

Ты,  дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть  и добрым обещай!

Не обижай не птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса простор полей-

Все, что зовётся Родиной  твоей!

Подведение итогов  игры- практикума.Награждение.

Ведущий  приглашает всех участников и гостей на чай с шиповником и малиновым вареньем.

 

 

 

Литература

1.Антипова, Н.М.  Эколого – биологический  практикум – СПб. , 2001.

2.Биология 6-11 классов: программно - методический материал. Сост. В.С. Кучменко.- М.: Дрофа,1998.

3.Васильев,А.Ф. Растения в рациональном и лечебном  питании.- Кишинёв,1993.

5.Жизнь растений /под  ред. А. Тахаджан. - М.: Просвещение, 1882.- Т.6.

6.Солодова, Е. Энциклопедия  живой природы. – М.:  АСТ - Пресс,1999.

7.Энцеклопедия для детей. - Т.2. Биология.- 5-е изд., перераб. И доп./ глав. Ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+ , 1999.

8.Яковлев, В.П. Ботаника для учителя. Часть 1.- М.: Просвещение,АО «Учебная литература», 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие по биологии на тему:"Алтайские травы лечат без лекарств""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это внекласное мероприятие позволяет расширить кругозор знаний детей в области лекарственных растений Алтайского края. Сформировать навыки по сбору лекарственных растений. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Формировать желание заботиться о своем здоровье.

Обучающиеся могут изучить лекарственные растения Алтайского края. Соблюдать правила сбора лекарственных растений. Уметь применять лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Использовать полученные знания для нахождения путей решения экологических проблем.

В методической разработке использовано оборудование: аудиозаписи: звуков леса, музыки для танца растений, фонограммы для песни Принцессы и короля из м/ф «Бременские музыканты»; выставка книг и сухих растений; посуда и игрушки для практикума, витаминные салаты; распечатки рецептов для каждого участника и гостей; ягоды рябины, малины, настои трав; атрибуты для костюмов лекарственных растений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 405
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миллер Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миллер Ольга Ивановна
    Миллер Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 7445
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 626 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 203 человека

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек