Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Бакалинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат II
вида
Конспект
воспитательского часа посвященного году культуры в
Республике Башкортостан
во 2б классе на тему:
«Красота башкирской национальной одежды»
Воспитатель: Хазиева Л.Н.
с. Бакалы
2013-14 уч.год.
Красота башкирской национальной одежды
Цель: познакомить
детей с башкирской национальной одеждой.
Задачи:
- познакомить воспитанников с башкирской национальной одеждой;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность;
- формировать уважительное отношение к культуре своего народа,
воспитывать патриотические чувства, укреплять любовь к красоте родного края.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная презентация, образцы национальной одежды,
сундучок, куклы в национальной одежде.
Для воспитанников:
буклеты «Помощник», фломастеры.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Моя Республика Башкортостан», «Дружба народов
Башкортостана»
Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы», «Красота родного
края», «Природа родного края»
Дидактические игры «Собери картинку», «Продолжи узор», «Раскрась
одежду»
Экскурсия в краеведческий музей.
Ожидаемые результаты:
- воспитанники
узнают, что такое башкирская национальная одежда, какую одежду носили женщины,
мужчины;
- познакомятся с
основными понятиями занятия, начнут использовать их в
собственной устной и письменной речи;
- будут
учиться понимать необходимость осознанного
отношения к национальным ценностям;
-
усовершенствуют умения в области коммуникации, ответов
на учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания, работы в группе;
- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по
отношению к другим людям.
Ход занятия
Ребята поприветствуем друг друга:
- Здравствуйте!
Улыбнемся друг другу и настроимся на плодотворную работу.
Фонетическая гимнастика.
Делай как я и говори
Протяжно ПИ__
И___
Кратко ПИ
И
И-и-и – ротик к ушкам растяни
И-и-и – хорошо сиди
И-и-и – песенку тяни.
Одна половина класса оформлена в виде
башкирской юрты. Звучит фонограмма башкирской народной музыки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет много интересного и
увлекательного, поэтому я попрошу вас быть особенно внимательными. А начнем мы
вот с такого стихотворения:
Ох, ты, Русь моя, Россия,
Хоть ее и обойдешь,
Но республики краше башкирской
Ты пожалуй, нигде не найдешь.
Горы, степи, озера, равнины,
Реки бурные, скважины, лес –
Все мне мило и сладостно здесь!
Но не только природой красивой,
Дружбой славится край мой родной,
Русский, татарин, башкир и удмурт
Вместе с другими бок о бок живут,
Делят радости, горести, труд.
А.В.Колбина
(Слайд 1-5)
О чем это стихотворение?
Дети:
О Башкирии. О нашем родном крае.
Воспитатель: Действительно, о Башкирии. Она очень красивая.
- Чем богата наша Республика?
Дети:
Наша республика богата горами, лесами, реками и озерами.
Воспитатель: Какие народы живут в нашей республике?
Дети:
В нашей республике живут русские, башкиры, татары, чуваши и т.д.
Воспитатель: Правильно. И все эти люди живут очень дружно.
Люди в любое время стремились к красоте. Строя жилье человек старался
сделать его красивым. Создавая одежду – заботился о том, чтобы она была не
только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась,
но во все времена у любого народа была своя национальная одежда. Сегодня мы
будем говорить о национальной одежде башкир.
(слайд 6)
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла
Айгуль. Посмотрите на ее одежду. Она одета в башкирскую национальную одежду
и очень хочет рассказать нам о своем костюме. Айгуль приглашает нас в гости к
своей бабушке. Вы согласны совершить путешествие?
Дети:
Да, согласны.
Играет музыка дети, взявшись за руки, проходят во
вторую половину класса. Их встречает оло-эсэй.
Бабушка:
Хаумыхыз, минем нэни дустарым. Здравствуйте, мои дорогие гости. И моя
внученька Айгуль пришла. Проходите, проходите, устраивайтесь поудобнее.
Я слышала, вы хотите узнать о башкирской национальной одежде.
Дети:
Да, расскажи нам, пожалуйста, оло-эсэй.
Бабушка: Есть у меня старинный сундучок. Много интересного он может нам
рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем
хранится. (Открывает сундук)
Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки
носили длинное платье – КУЛЬДЭК. Кульдэк украшали лентами, монетами, кораллами.
Кто хочет примерить платье? (надевает платье на
ребенка)
Посмотрите, какие рукава у платья?
Дети:
длинные, с воланами.
Бабушка: Чем украшен подол?
Дети:
Цветными нитками, лентами. Юбка имеет несколько складок. (слайд7)
На
платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. (слайд8)
Поверх
платья носили приталенную безрукавку - КАМЗУЛ. (слайд9)
На
ноги в любое время года надевали одну и ту же обувь - кожаные башмаки или
сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они
украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или
зеленом фоне. (слайд10)
Наряд
дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или
в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной
красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ. (слайд11)
По
украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его
возрасте.
Позаботились
и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые
женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Бабушка: Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в такие красивые
наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили
играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг, ведущий за кругом.
Йэшерэм яулык,
Йэшерэм яулык,
Йэшел кайын артына
Хиззермэй генэ hалып киттем
Бер иптэшем артына.
Бабушка: Молодцы, ребята, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков
– джигитов. Посмотрите, это – рубаха. Какая она?
Дети:
Просторная, длинная, с широким отложным воротником, длинными рукавами. (слайд12)
Бабушка: Дети, посмотрите, поверх рубахи и штанов надевали КАМЗУЛ с поясом.
Камзул украшали монетами, бисером, вышивкой. (слайд13)
На
голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем
меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с
непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. (слайд14)
На
ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги
называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. (слайд15) Верхней
одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался. (слайд16)
Бабушка: Вот такую национальную одежду носили башкиры. Мальчики и девочки
башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с
танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Она называется «Тюбетейка».
Дети встают в круг и по кругу под музыку передают
тюбетейку. Музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот исполняет
фант.
Бабушка: Славно мы
поиграли. Много узнали, а теперь я вас проверю, внимательно ли вы рассмотрели
башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли
правильно нарисовал художник? (слайд17)
Дети: - Платок
завязывался не так, и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную
повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с
длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или
сапожки (сарык).
Бабушка: Молодцы. Отгадайте-ка
вы, ребятки, вот такие загадки
Два конца по плече
полощутся,
два других по земле волочатся.
Дети: - Это платок. (слайд18)
Бабушка: На спине узор, на ноги скор.
Дети: - Сарык. (слайд19)
Бабушка: Похож на змею, обнимает талию твою.
Дети: - Пояс, ремень. (слайд20)
Бабушка: У меня для
вас есть подарок-задание это «Памятка помощник». Здесь изображены основные
башкирские узоры. А задание такое: раскрасить костюмы танцоров. Пришла пора нам
попрощаться, спасибо, что пришли в гости. До свидания!
Играет музыка дети, взявшись за руки, возвращаются в класс.
-
О чем мы говорили на занятии?
-
Что узнали о национальной одежде башкир?
-
Что понравилось вам сегодня на занятии?
-
Что было самым интересным?
-
Какие были трудности?
-
Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?
-
Одели бы вы такую одежду?
Спасибо,
ребята, за вашу работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.