Внеклассное мероприятие для
учащихся 1-4 классов по сказкам
А.С. Пушкина:
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПУШКИН »
Игра-представление
(постановка сказки «Жених»).
Астраханцева Е. А.
учитель истории, обществознания
г. Черногорск, р. Хакасия
Цели:
- познакомить
детей с поэтическим творчеством Пушкина;
- воспитать
интерес к поэзии;
- способствовать
развитию творческих способностей детей;
- способствовать
формированию понятий о нравственности, красоте;
- обратить
внимание ребят на богатую историю и язык своей страны;
- развивать
умение высказываться с помощью товарищеской игры.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, маски с изображениями
сил природы.
Действующие лица: ведущий, силы природы (луна, тучи, сосны,
ели).
Ход праздника
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я приглашаю вас
сегодня на праздник, посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Наш Пушкин жив!
Его душа нетленна.
И он особенно живет,
Благоговейно и блаженно,
Вкушая вечной жизни мед.
Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей, в нем
русская душа, русская природа, русский характер.
Поэзия – это такая область литературы, отношение к
которой у ученика в течение жизни обычно меняется. Ещё малышами мы слушали
строки «Колыбельной песни»: «Баю-бай, баю-бай поскорее засыпай…» Став старше,
мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости. Звучат стихи и
на школьных праздниках. Но я знаю, что в средних классах интерес к поэзии у
ребят несколько падает.
И
в результате, многие поэтические произведения остаются ими непрочитанными. А
это большая, невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строчки делают нас
духовно богаче, восприимчивее к тому, что нас окружает. Вы со мной согласны?
(Ответы детей).
Ведущий: Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина вы
знаете? ( Ответы детей)
По ходу ответов
даются задания:
- назвать главных
героев сказки;
- выразить
основную идею;
- попытаться
объяснить мораль.
Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу вам рассказать еще одну сказку
А.
С. Пушкина, которая не так известна, как другие. Эта сказка называется -
«Жених».
Но
я попрошу вас мне помочь (приглашаются дети, которые будут изображать силы природы:
луну, тучи, сосны, ели). Раздаются маски с изображениями и объясняются
рабочие моменты выступления (когда и какие выполнять действия).
Ведущий начинает:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица - и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он, стоя, правит,
И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он!
он! узнала! - говорит, -
Он,
точно он! держите,
Друзья
мои, спасите!»
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною.
Обидел кто тебя, скажи,
Хоть только след нам укажи»,
Наташа плачет снова.
И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живет, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчовые.
Катаясь, видел он вчера
Ее за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом
Да речь ведет обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
«Согласен, - говорит отец,-
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светелке скучно.
Не век девицей вековать,
Не все касатке распевать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить»,
Наташа
к стенке уперлась
И
слово молвить хочет -
Вдруг
зарыдала, затряслась,
И
плачет, и хохочет.
В
смятенье сваха к ней бежит,
Водой
студеного поит
И льет
остаток чаши
На
голову Наташи.
Крушится,
охает семья.
Опомнилась
Наташа
И
говорит: «Послушна я,
Снятая
воля ваша.
Зовите
жениха на пир.
Пеките
хлебы па весь мир,
На
славу мед варите
Да суд
на пир зовите».
«Изволь,
Наташа, ангел мой!
Готов
тебе в забаву
Я
жизнь отдать!» - И пир горой;
Пекут,
варят па славу.
Вот
гости честные нашли,
За
стол невесту повели;
Поют
подружки, плачут,
А вот
и сани скачут.
Вот и
жених - и все за стол,
Звенят,
гремят стаканы,
Заздравный
ковш кругом пошел;
Всё
шумно, гости пьяны.
Жених
А что
же, милые друзья,
Невеста
красная моя
Не
пьет, не ест, не служит:
О чем
невеста тужит?
Невеста
жениху в ответ:
«Откроюсь
наудачу.
Душе
моей покоя нет,
И день
и ночь я плачу:
Недобрый
сон меня крушит».
Отец
ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи
нам, что такое,
Дитя
мое родное?»
«Мне
спилось, - говорит она, -
Зашла
я в лес дремучий,
(дети
изображают лес и пытаются создать препятствие на пути рассказчика)
И
было поздно; чуть луна
Светила
из-за тучи;
(выходят
дети, изображающие луну и тучи)
С
тропинки сбилась я: в глуши
Не
слышно было ни души,
И
сосны лишь да ели
Вершинами
шумели.
(артисты
шевелят руками, имитируя колыханье веток елей и сосен)
И вдруг,
как будто наяву,
Изба
передо мною.
Я к
ней, стучу - молчат. Зову -
Ответа
нет; с мольбою
Дверь
отворила я. Вхожу -
В избе
свеча горит; гляжу -
Везде
сребро да злато,
Все
светло и богато».
Жених
А чем
же худ, скажи, твой сон?
Знать,
жить тебе богато.
Невеста
Постой,
сударь, не кончен он.
На
серебро, на злато,
На
сукна, коврики, парчу,
На
новгородскую камчу
Я
молча любовалась
И диву
дивовалась.
Вдруг
слышу крик и конский топ....
Подъехали
к крылечку.
Я
поскорее дверью хлоп
И
спряталась за печку.
Вот
слышу много голосов...
Взошли
двенадцать молодцов,
И с
ними голубица
Красавица-девица.
Взошли
толпой, не поклонясь,
Икон не
замечая;
За
стол садятся, не молясь
И
шапок не снимая.
На
первом месте брат большой,
По
праву руку брат меньшой,
По
леву голубица
Красавица-девица.
Крик,
хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье...
Жених
А чем
же худ, скажи, твой сон?
Вещает
он веселье.
Невеста
Постой,
сударь, не кончен он.
Идет
похмелье, гром и звон,
Пир
весело бушует,
Лишь
девица горюет.
Сидит,
молчит, ни ест, ни пьет
И
током слезы точит,
А
старший брат свой нож берет,
Присвистывая
точит;
Глядит
на девицу-красу,
И
вдруг хватает за косу,
Злодей
девицу губит,
Ей
праву руку рубит.
«Ну
это, - говорит жених, -
Прямая
небылица!
Но не
тужи, твой сон не лих,
Поверь,
душа-девица».
Она
глядит ему в лицо.
«А это
с чьей руки кольцо?» -
Вдруг
молвила невеста,
И все
привстали с места.
Кольцо
катится и звенит,
Жених
дрожит, бледнея;
Смутились
гости. - Суд гласит:
«Держи,
вязать злодея!»
Злодей
окован, обличен
И
скоро смертию казнен.
Прославилась
Наташа!
И вся
тут песня наша.
( Все
действующие лица берутся за руки и приветствуют слушателей).
Ведущий:
Ребята, вам понравилась сказка? Как звали главных героев?
(Ответы
детей).
В
следующий раз, когда вас спросят о произведениях А. С. Пушкина, вы уверенно
ответите, что узнали еще одну сказку, которая называется -
«Жених».
Наше мероприятие окончено!
Читайте сказки Пушкина, друзья, и открывайте для себя
удивительный мир!
До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.