Внеклассное мероприятие
КВН "В стране
«ФИЗИКА"
Сухинина Елена
Владимировна, учитель физики
Цели занятия:
- Развитие
интереса учащихся к физике.
- Формирование
потребности к углублению и расширению знаний по предмету.
- Выявление
учащихся, интересующихся наукой и ее практическим применением.
- Расширение
кругозора учащихся.
- Активизация
внеклассной работы по физике.
Игра-соревнование
состоит из 6 конкурсных заданий. При составлении вопросов использовались
электронные ресурсы сети Интернет. Конкурс проводится с использованием ИКТ
технологии, что позволяет сделать его интересным не только для участников, но и
зрителей.
План КВН:
1.
Эстафета.
|
Правильный
ответ на 1 вопрос – 1 балл. Максимум 8 баллов. Учащиеся письменно отвечают на
вопросы, указывая в листе номер верного ответа. Помощники собирают работы, на
экране демонстрируется презентация ,
в которой сообщаются верные ответы.
|
2.
Физика вокруг нас.
|
Письменный
конкурс. Капитаны команд выбирают билеты с вопросом и команда отвечает на них.
Время работы 5 минут. Максимум 10 баллов.
|
3.
«Блиц-конкурс».
|
Зачитывается
вопрос, команда, готовая к ответу, поднимает табличку с названием команды.
Отвечает команда, быстрее всех поднявшая карточку. За верный ответ +1 б, за
неверный ответ – 1 б.
|
4
конкурс. Составь слово.
|
Каждая
команда составляет как можно больше слов, касающихся физики, математики,
астрономии. Очки присуждаются по количеству слов. За каждое слово 1 балл.
Слова записываются в единственном числе, буквы в словах не должны
повторяться. Время работы 5 минут. Составить слова, используя слово Термодинамика.
|
5
конкурс. Конкурс – капитанов. Задачи с подсказками.
|
Ведущий
зачитывает вопрос и подсказки. Если капитан команды готов отвечать, то он
поднимает карточку с названием команды, если ответ не верен, то капитан
лишается права давать ответы на этот вопрос. Ответ с 1-ой подсказки – 5
баллов, с последней – 1 балл. Каждая подсказка уменьшает балл на 1.
|
6
конкурс. Кроссворд.
|
Время
решения – 7 мин. За любое верно записанное слово 1 балл.
|
Для проведения КВН необходимо выбрать
жюри – 3 человека, из состава учителей. Жюри прошу занять свои места.
Наш конкурс будет проходить в необычной форме. В конкурсе
будут принимать участие две команды по 6 человек - одна – это команда учителей,
другая – сборная команда учащихся. Прошу 6 человек в команду учителей.
Мы взяли на себя смелость и придумали название не только
для команды учащихся, но и для команды учителей.
Команда учащихся – «Юные физики».
Команда учителей - «Корифеи».
Остальные учителя и учащиеся распределятся на две команды
болельщиков.
Команды и болельщиков прошу занять свои места.
Итак мы начинаем КВН.
Содержание конкурсных заданий
1 Конкурс: Эстафета (Слайд
2)
Правильный ответ на 1
вопрос – 1 балл. Максимум 8 баллов.
Учащиеся письменно
отвечают на вопросы, указывая в листе номер верного ответа.
Помощники собирают
работы, на экране демонстрируется презентация (слайды 3-10) в которой сообщаются
верные ответы.
1. Гипотеза – это
слово:
- Голландское;
- Латинское;
- Греческое
– верно;
- Австрийское;
- Русское.
2. Литр – это слово:
- Русское;
- Греческое;
- Французское
– верно;
- Литовское;
- Английское.
3. Высоту полета
самолета измеряют:
- Манометром;
- Гигрометром;
- Ареометром;
- Альтиметром
– верно;
- Эхолотом.
4. Плотность жидкости
измеряют:
- Манометром;
- Барометром;
- Ареометром
– верно;
- Спидометром;
- Линейкой.
5. Барометр – это
прибор для:
- Отбора
проб крови;
- Измерения
атмосферного давления – верно;
- Измерения
скорости автомобиля;
- Измерения
скорости звука.
6. Кто изобрел патрон
к электрической лампочке и резьбу к ней?
- Лодыгин;
- Яблочков;
- Эдисон
– верно;
- Якоби;
- Петров.
7. Химический
элемент, широко используемый в технике, но в виде самородков в природе не
встречающийся
- Сера;
- Алюминий
– верно;
- Ртуть;
- Золото.
8. Ученый,
обнаруживший, что вокруг проводника с током существует магнитное поле
- Ампер;
- Кулон;
- Фарадей;
- Максвелл;
- Эрстед
– верно.
2 конкурс. «Физика вокруг нас» (слайд 11)
Капитаны команд
выбирают билеты с вопросами, и команда отвечает на них.
Время работы 5 минут.
За каждый ответ максимум
10 баллов.
1. Жил-был
царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая
красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому
первая дочь, выходящая замуж получит пол царства. Зная указ, средняя и старшая
дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не
собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь
предложил провести такое соревнование.
Он поставил
на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и
по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. –
Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по
чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на
плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше,
выйдет замуж первой. Как не странно, но расчеты царя были точными, первым
закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Младшая дочь замуж не
собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не
поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.
2. А вы
знаете как определить стороны горизонта с помощью часов?
Вспомните
стихотворение А. Роса. Он предлагает:
Направьте
стрелку часовую
На Солнце точку золотую.
Меж стрелкою и цифрой
"час"
Есть угол, важен он для
нас.
Делите угол пополам
И сразу юг найдете
там...
Но поэт не
прав, нужно в стихотворении заменить только одно слово.
Как Вы
думаете, какое?
Ответ. Это справедливо только по отношению
к периоду с 1 октября по 1 апреля. А в период с 1 апреля по 1 октября, когда
наша страна живет по летнему времени, вместо цифры 1 (час) следует брать цифру
2.
3. Уважаемый
Холмс, – обратился хозяин к гостю, – я прочитал в одной из вечерних газет, что
в России есть большие пространства, где зимою столбик ртути в термометрах
падает до отметки –79°С? Правда ли это?
– Вы что-то напутали, – сказал Шерлок
Холмс.
Что напутал
хозяин?
Ответ. Ртутный термометр может
измерять температуры до –39 градусов С, так как при более низких температурах –
ртуть становится твердым веществом.
4. Шерлок
Холмс с любопытством рассматривал нож.
– Посмотрите, Ватсон, на нож и
объясните, почему, когда режут хлеб или мясо, то двигают нож взад-вперед, а
когда режут сыр или масло, то только давят на нож?
Что ответил
Ватсон?
Ответ. Движение ножа взад-вперед
связано с тем, что чем острее нож, тем легче им резать. Когда на нож просто
давят, то его режущим сечением является сечение, перпендикулярное ножу. Когда
нож движется, его режущее сечение наклонное и более острое. Чтобы разрезать сыр
или другие вязкие продукты, на нож приходится просто давить. Сила трения между
поверхностями сыра и ножа велика, поэтому нож двигать трудно.
5. Ватсон
ворчал: – Каждый раз мучаюсь, прежде чем отвинтить пробку у тюбика с клеем. –
Прежде чем закрутить, вы смажьте резьбу пробки вазелином или маслом, а затем
закручивайте пробку, она никогда не приклеится, – посоветовал знаменитый сыщик.
На каком явлении основан этот совет?
Ответ. Масло, вазелин не позволят
молекулам клея проникать между молекулами пробки. Не будет диффузии, пропадет
прочность соединения тюбика и пробки.
6. Наступала
ночь. Шерлок Холмс и доктор Ватсон медленно шли по Бейкер-стрит. Улица была
хорошо освещена. Вдали виднелась красочная светящаяся реклама (из газосветных
трубок).
– Уважаемый Холмс, вам не кажется, что
красные буквы рекламы немного выступают вперед, по отношению к синим и зеленым.
Чем это объяснить?
Что ответил
Шерлок Холмс?
Ответ. Фокусное расстояние глаза, как
и любой линзы, различно для разных длин волн, т.е. для различных цветов
спектра. Красные лучи преломляются слабее, поэтому возникает зрительное
впечатление, что красные предметы находятся ближе к наблюдателю, чем синие или
зеленые.
Пока команды
совещаются, предлагаю поучаствовать в игре болельщикам. Для них предлагается конкурс «Кто лучше
знает физические приборы?»
На демонстрационный стол
выставляют для болельщиков каждой команды электрический прибор. Один из болельщиков
должен назвать его, кратко охарактеризовать, рассказав о принципе работы,
правилах эксплуатации.
Слово жюри. Сообщить
результаты 1 и 2 конкурсов.
3. Конкурс. «Блиц-конкурс» (слайд
12)
Зачитывается вопрос,
команда, готовая к ответу, поднимает табличку с названием команды.
Отвечает команда,
быстрее всех поднявшая карточку. За верный ответ +1 б, за неверный ответ – 1 б.
(слайды
13-26)
- В
какой стране одновременно бывает и яркий день, и глубокая ночь? (В России)
- Назовите
2 числа, произведение которых равно их частному (1 и 1, 0 и 1)
- Может
ли страус назвать себя птицей? (Нет, он говорить не умеет)
- Какая
планета самая большая? (Юпитер)
- Мой
дед ложится спать в 8 часов утра, а будильник заводит на 9 часов утра.
Сколько спит дед? (1 час)
- В
каких единицах (Си) измеряется плотность пуха? (кг/м,)
- На
руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Общее
название двенадцати созвездий? (Зодиак)
- За
счет, какой энергии летит камушек при стрельбе с помощью резинки?
(Потенциальной)
10.
Кто вы
двинул идею создания вертолета? (Леонардо да Винчи)
Сообщить
результаты.
4 конкурс. «Составь слово» (слайд 27)
Каждая команда
составляет как можно больше слов, касающихся физики, математики, астрономии.
Очки присуждаются по количеству слов. За каждое слово 1 балл. Слова
записываются в единственном числе. Время работы 5 минут.
Составить слова,
используя слово Термодинамика (слайд 28)
Сообщить
результаты.
5 конкурс. «Конкурс капитанов» (слайд 29)
Задачи с
подсказками.
Капитаны выходят с
табличками, на которых указаны названия команд.
Ведущий зачитывает
вопрос и подсказки. Если капитан команды готов отвечать, то он поднимает
карточку с названием команды, если ответ не верен, то капитан лишается права
давать ответ на этот вопрос.
Ответ с 1 подсказки –
5 баллов, с последней – 1 балл. Каждая подсказка уменьшает балл на 1.
(слайды
30-53)
Загадка 1. Речь пойдет об ученом. О ком
именно?
Подсказки:
- Еще
в студенческие годы он открыл, что период колебания маятника не зависит от
амплитуды.
- После
окончания университета он занялся исследованиями в области механики и
астрономии.
- Им
открыт принцип относительности движения и закон инерции.
- Он
открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
- Для
изучения закономерности свободного падения тел он использовал наклонную
башню в городе Пиза.
(Ответ: итальянский ученый
Г. Галилей).
Загадка 2. Сейчас Вам предстоит перебрать
в памяти некоторые изобретения, но остановится на одном из них.
Подсказки:
- Как
орудие войны это изобретение упоминается в источниках 13 в, 15 в, конце 18
в и середине 20 века.
- Данное
изобретение используется и в мирных целях.
- Предполагается,
что родина этого изобретения Китай.
- В
Европе (13 в) его разновидность получила название «летающий огонь», или
«огненный волок», а в середине ХХ века – имя милой девушки.
- Это
изобретение – основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета)
Загадка 3. Речь об ученом, фамилия, которого
известна всем. Кто он?
Подсказки:
- Инженер
по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора
философии.
- Его
научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов,
оптике, молекулярной физике.
- Но
главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех
пор области науки. Она и прославила его имя.
- Он
лауреат первой Нобелевской премии по физике (1901
г.)
- Ему
первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.
(Ответ: немецкий ученый В.
Рентген)
Загадка 4. Речь пойдет об одном живом
объекте. Каком?
Подсказки:
- Этот
объект может летать, но в основном плавает.
- Взлетная
скорость его – 30 км/ч.
- Аэродинамические
поверхности у него не активны.
- Он
совершает планирующий полет.
- Свой
полет этот объект использует для защиты от хищников: акул, касаток и др.
(Ответ: летающая рыба)
Сообщить
результаты.
6 конкурс. «Кроссворд»
(слайд 54)
Время решения – 7
мин. За любое верно записанное слово 1 балл.
Решите кроссворд (слайд 55)
По горизонтали:
7. Качество поверхности,
влияющее на трение;
8. Одна из характеристик вектора перемещения;
9. Деталь подшипника качения, рассчитанного на значительные нагрузки;
10. Образец единицы физической величины;
12. Вид взаимодействия любых тел;
14. Устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь природных явлений;
15. Физическая величина, определяющая инертность тела (т.е. его способность
изменять свою скорость) и его гравитационные свойства (т.е. способность тела
притягивать к себе другие тела);
16. Масса единичного объема вещества;
19. Одна из физических характеристик тела;
21. Деталь подшипника качения, уменьшающая трение;
23. Масса, равная 1000 кг;
28. Ручной динамометр;
29. Падение капель, перемещение хоккейной шайбы по льду, движение автомобиля,
разбег бегуна, полет снаряда. общее название;
30. Старинная русская мера длины или измерения пути, равная примерно 1
км (1,0668 км);
32. Планета Солнечной системы, положение которой сначала по законам движения
вычислили, а потом в том месте увидели;
34. Результат движения;
35. Линия, которую описывает точка при своем движении.
По вертикали:
1.
Единица
массы в СИ;
2. Планета Солнечной системы, с наибольшей силой действующая на людей;
3. Вещество, 1 м3 которого давит на опору площадью 1
м2 с силой всего 0,9 Н;
4. Итальянский ученый, открывший закон инерции;
5. Жидкость, среди других жидкостей равного объема оказывающая наибольшее
давление;
6. Деталь рычажного прибора, которым определяют массу тела;
11.Природное явление, резко уменьшающее трение на дорогах;
13. Отношение длины линии на чертеже к истинной длине; используется при построении
графиков движений;
17. Познание через практическое действие;
18. Мера действия одного тела на другое;
20. Сплав, применяемый в подшипниках скольжения для уменьшения трения;
22. Металл, который использовался для изготовления международного образца
единицы массы;
24. Явление, которое происходит с ружьем в момент выстрела;
25. Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения;
26. Единица длины в СИ;
27. То, что движется со скоростью 300 000 км/с;
31. Небесное тело, вокруг которого обращается Земля;
33. Моллюск, всегда покоящийся относительно своего дома.
Ответы:
По горизонтали. 7. шероховатость; 8. модуль;
9. ролик; 10. эталон; 12. тяготение; 14. закон; 15. масса; 16. плотность; 19.
объем; 21. шарик; 23. тонна; 28. силомер; 29. явление; 30. верста; 32. Нептун;
34. перемещение; 35. траектория.
По вертикали. 1.
килограмм; 2. Земля; 3. водород; 4. Галилей; 5. ртуть; 6. коромысло; 11.
гололед; 13. масштаб; 17. опыт; 18. сила; 20. баббит; 22. иридий; 24. отдача;
25. Ньютон; 26. метр; 27. свет; 31. Солнце; 33. улитка.
Пока жюри
подсчитывает результаты, проведем еще один конкурс для болельщиков - конкурс
«Кто лучше знает ученых -
физиков?»
Вопрос 1. Ученый, который первым указал
на существование явления инерции. (Галилей)
Вопрос 2. Ученый и изобретатель,
основатель отечественной космонавтики.
(Циолковский)
Вопрос 3. Один из крупнейших физиков и
математиков мира. Он сформировал основные законы механического движения.
(Ньютон)
Вопрос 4. Ученый-электротехник,
изобретатель лампы с электрической дугой. ( Яблочков)
Вопрос 5. С его именем связано
установление первой в мире телеграфной связи между Америкой и Европой и
абсолютная шкала температур. Кто это? (Томсон)
Вопрос 6. Родился во Франции в г.
Лионе. Заинтересовавшись опытами Эрстеда по исследованию магнитных свойств
тока, сам изучает эти явления и за три месяца работы делает 10 сообщений о
взаимодействии токов. Назовите этого человека. (Ампер)
Жюри сообщает общие
результаты.
Награждение
участников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.