1.Стадия вызова
|
-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок внекл.чтения я хотела
бы начать с таких слов : ««Если человек ни разу
не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы
посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, - он, этот
человек, никогда не поймёт искусства, не поймёт красоты жизни…» (народный
артист СССР С.В.Образцов).(слайд 1)
-Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедей. Какие эпитеты
можно подобрать для их описания?(Слайд 2).
·
·
В русском языке существует устойчивое
сочетание слов «лебединая песня». Что это означает, как вы думаете?(слайд
3)
Впервые оно встречается в одной из басен легендарного
баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): «Говорят, что лебеди поют
перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти
непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос,
и это предсмертное пение лебедей удивительно и прекрасно красиво.
-Давайте послушаем с вами песню «Лебединая верность».
Подумайте о чем она? Какие чувства вызывает? (прослушивание
записи)
-Итак, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока
вн.чт?(слайд 4)
( Тема: «И от белых стай мир светлее стал…» по
рассказу канадской писательницы Полин Джонсон «Лебединая песня»)
Цель нашего чтения мы попытаемся определить тему, проблему и
идею этого рассказа
Давайте вспомним, что означают эти термины.
-Что такое тема?
-Что называется проблемой?
-Что такое идея рассказа?
|
-Да, мы об этом мечтали.
- Они исследуют, находят ответы на интересующие их вопросы.
Красивые, белоснежные, великолепные, чудесные, гордые,
царственные, прекрасные и т. д.
Печальный, трагический, грустный. Лебедь поёт один раз в жизни
перед смертью. Песня означает близкую смерть.
Тревоги, грусти, печали, жалости, одиночества
Рассказ о лебедях
Вопрос, требующий решения. (Зачем автор обращается к этой теме)
Основная мысль произведения. (То, чему учит нас произведение)
|
Мотивация, побуждение к действию- «Мозговой штурм»
Воспроизведение известной информации
|
|
·
-Рассказ называется «Лебединая песня».
·
Каким ,на ваш взгляд, он будет по настроению: грустным или
веселым? Обоснуйте своё предположение.
- Попробуйте спрогнозировать сюжет. О чем может идти речь в рассказе?
Хорошо, давайте посмотрим, так ли это будет. Прочитаем рассказ и
увидим подтвердились ли ваши предположения.
|
Составление кластера (на доске)
|
Побуждающий
диалог
Прогнозирование развития сюжета (рассказ-предположение), работа
в группах
|
2.Стадия осмысления
|
Раздаётся текст, разделённый на части.
Чтение вслух учеником текста первого отрывка.
- Какими вы представляете себе героев рассказа?
-Каким вы представляете себе Ниагарский водопад?(слайд 5)
-Какими чувствами переполнен Джимми в начале рассказа?
-Какое чувство появляется в конце отрывка?
Какие слова помогают нам это понять?
Чтение вслух учеником второй части текста .
-Каким настроением пронизана эта часть текста?
-Давайте назовем ключевые слова, словосочетания, запишем.(слайд
6)
-Какие слова и словосочетания использует автор для описания птиц
в начале рассказа и потом?
-Какого развития событий вы ожидаете после этих строк?
Чтение третьей части рассказа.
-В рассказе можно выделить трех героев?: лебедей, Джимми и
людей. Охарактеризуем их, заполнив таблицу( на доске).
Чтение четвертой части текста.
·
Что вы нового можете сказать о характере Джимми?
·
-Закончите историю о мальчике Джимми?(предположите)
·
·
Чтение финальной части текста
·
- Почему Джимми с одной стороны испытывает несказанную радость,
а с другой- печаль?
|
Огромный поток воды, готовый снести все на своем пути. Он
прекрасен своей мощью, силой.
Восхищение красотой природы. (сверкающие радуги, как в чудесном
сне, музыкальное эхо, прекрасные птицы)
Нарастает тревога за прекрасных птиц.(Смертельно устали,
западня, они погибли)
Настроением безграничной жалости, сочувствия, трагедии.
Словосочетания
|
Толкование
|
Бешенный
гигантский поток
|
Огромная
скорость воды, предостережение
|
Жалобный
предсмертный крик
|
Лебеди
погибали, становится их жаль
|
Возгласы
собравшихся зрителей
|
Люди
пытаются им помочь
|
Искалеченные
тела
|
Поломанные
ноги, свернутые шеи, распластанные тела.
|
Каменные
сердца
|
Безжалостное,
бесчувственное
|
Прекрасные, белоснежные, доверчивые - перебитая стая,
искалеченные тела
Люди бросятся на помощь птицам, постараются спасти тех,
кого еще можно будет спасти.
Кто?
|
Какой?
|
Что делает?
|
Лебеди
|
прекрасные
доверчивые
беззащитные
|
прилетают
доверяют
погибают
|
Джимми
|
маленький
добрый
смелый
|
восхищается
сострадает
защищает
|
Люди
|
злые
жадные
бессердеч-ные
|
Не
сочувствуют
разрушают
губят
|
Обсуждаются
варианты ответов.
|
Чтение с остановками
(читаю - думаю — рассуждаю)
Постановка вопросов разного типа
Графическая систематизация материала
Открытый
финал
|
3.Стадия рефлексии.
|
-Вернемся к нашему кластеру. Правильно ли мы предположили о чем
этот рассказ по названию?
-Вспомним цель нашего урока?
-Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? Тема
рассказа- природа и человек ( слайд 7).
-Какие проблемы затрагивает автор рассказа внутри этой темы ( слайд
7).
-Какова идея этого рассказа? Чему он нас учит?
( слайд 7)
Подводя итог урока, вернемся к словам, которыми мы начали
урок:…(слайд8)_ Какими качествами обладает человек, который не пройдет мимо
выпавшего из гнезда птенца? Человек, для которого не останется незамеченной
красота первой весенней травы и цветов?
- Я уверена, что в вашем сердце и животные, и растения всегда
найдут защиту!
-Составьте по рядам, опираясь на таблицу, синквейны со словам
лебеди, Джимми, люди.
2человека -(парами) хайку (хокку)
1 человек проект «Обращение к людям!»
В завершение урока я хочу познакомить вас со своим синквейном,
где объект размышления- ученики.
Ученики
Активные,сострадающие
Работали, размышляли, поддерживали
Приятно было с вами работать
Молодцы.
А теперь оцените наш урок – нарисуйте рожицу
|
Определить тему, проблему и идею рассказа.
Мир людей и природы.
Человек ради собственной выгоды истребляет природу.
Человек должен беречь природу, а не губить ее.
Чувством прекрасного, человечностью, ответственностью, бережным отношением
к природе
Лебеди
Прекрасные, искалеченные
Прилетают, доверяют, погибают
Птицы гибнут из-за жадности людей
Жертвы.
Джимми
Маленький, смелый
Восхищается, сострадает, защищает
Маленький мальчик спасает беззащитных птиц
Герой.
Люди
Жестокие, бессердечные
Не сочувствуют, разрушают, губят
Губят ради денег прекрасных птиц
Варвары.
Урок
Интересный,захватывающий
Читали, думали, сопереживали
Нам понравилось исследовать, узнавать новое
Ученые.
|
Составление синквейна, хайку, проекта
работа в группах
Анализ собственной деятельности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.