Русский
язык
Чтение
4 класс
Учитель: Гринь
Ирина Геннадьевна
Тема. Внеклассное чтение. Б. Житков
«Рассказы о животных»
Цель:
- Продолжить знакомство с творчеством Б.С. Житкова;
- Обобщить знания учащихся о произведениях писателя о животных;
- Формировать читательские умения и навыки: личностный
избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и
осмысленно читать;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их
словарного запаса;
- Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе,
внимательное отношение к животным, наблюдательность.
Оборудование:
- Тематическая выставка книг Б.Житкова.
- Выставка детских рисунков.
- Фразеологический словарь.
- Видеоролик «В мире животных»;
- Слайд – шоу «Зоопарк» (физминутка)
Тип урока: комбинированный, тематический.
Форма проведения: творческая мастерская.
Ход урока
I.
Организационный
момент. Мотивация учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Все: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Вспомните наш
девиз: какими мы должны быть на уроке?
У: умными, успешными
Р: рассудительными, радостными,
О: организованными, образованными,
К: культурными, красноречивыми.
- Я вам желаю сохранить такой настрой
в течение всего урока.
I.
Сообщение темы и
цели урока.
- Готовясь к уроку внеклассного чтения, вы работали в
творческих группах: «Журналисты», «Художники», «Теоретики - аналитики»,
«Эрудиты», «Исследователи», «Затейники». Сегодня на уроке мы увидим результаты
вашего труда и ещё раз окунёмся в удивительный мир рассказов о животных
Бориса Степановича Житкова.
III. Обобщение и систематизация знаний
1.
Страничка биографии.
- Для того чтобы
понять идею автора, нужно знать его биографию. Слово предоставляется
«Журналистам», которые подготовили интересные факты из жизни писателя Б.
Житкова. Слушайте внимательно, у вас будет возможность дополнить выступление.
Дополнение
ответов учащимися и учителем.
- Как вы думаете, какие главные черты характера у человека, освоившего столько
профессий? (Требовательность к себе, самодисциплина, умение дружить,
бесконечная тяга к знаниям).
- Какой урок для себя мы можем вынести из биографии Бориса Житкова?
(Не нужно отчаиваться в сложных ситуациях, надо искать выход из
любой ситуации).
2. Просмотр и обсуждение видеоролика.
- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик « В мире животных». Обратите
внимание, какие животные стали героями рассказов Б.Житкова.
- Назовите рассказы, в которых героями стали некоторые из увиденных
вами животных.
3. Беседа по прочитанным произведениям.
- В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).
- В каких рассказах –
о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).
- А про каких
животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона.
«Как слон спас хозяина от тигра», «Как слон купался», «Какие слоны умные»; о
волке и другие рассказы).
- Какой
из прочитанных вами рассказов показался самым веселым? Почему?
- А самым
грустным?
-Из какого рассказа
узнали что-то новое для себя?
- За судьбу какого
героя вы переживали больше всего? Почему?
- Кто из героев вам
показался неприятным?
- Как вы думаете,
почему так интересно писал Житков о животных?
(Хорошо знал повадки животных, сам был
очень любознательный).
4.
Словарная работа
–Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (-)
– С какими трудностями вы встретились?
(В рассказах
много непонятных слов).
- Кто узнал,
уточнил значение новых для вас слов?
5. Сравнение
научного и художественного текстов.
- Отгадай те загадку:
Он огромней всех на суше,
У него большие уши.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз,
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких,
И на острове Цейлон.
Угадали? Это (Слон).
- Что вы знаете о слонах?
- Сейчас мы с помощью «Теоретиков – Аналитиков» проведём небольшое
исследование; сравним два текста различные по стилю речи.
- Нам предстоит работа с текстом, поэтому мы сначала
сделаем гимнастику для глаз.
Физминутка для глаз.
- Начнём наше исследование – сравнение со статьи
«Слон» из энциклопедии о животных. Не забывайте на полях ставить пометы:
V – Я это знал и раньше; ! – это для меня новое; ? – об этом я хочу
узнать больше.
Чтение статьи
«Слон»
- Что нового вы узнали о слонах?
- О чём бы хотелось узнать больше?
- Определите тип текста, который мы прочитали (описание)
- Стиль речи (научный).
- Тема текста (слон).
- Кто прочитал рассказ Б.Житкова «Про слона»?
Прослушивание отрывка аудиозаписи рассказа «Про слона»
- Давайте прослушаем отрывок из этого рассказа. Подумайте, какой тип
этого текста, стиль речи и тема текста.
(аудиозапись)
- Тип данного текста… (повествование).
- Стиль речи (художественный).
- Тема рассказа .. . (Ручной слон на службе человека)
- Слово нашим «Теоретикам – Аналитикам» , которые сравнили и нашли
различия между статьёй из энциклопедии и рассказом Б.Житкова.
Сравнение текстов учащимися.
- Аналитики рассказали нам о различиях научного и художественного
текстов. А есть между ними сходство? Что общего между ними? (тема; Б.Житков
в своём рассказе тоже использовал научные данные о слонах)
- Молодцы, вы отлично поработали, можно и отдохнуть.
Физминутка
«Зоопарк»
6. Игра «Узнай животное».
- Какие дикие животные вам нравятся и почему?
- Давайте поиграем. Группа «Затейников» приготовила для вас загадки о
животных по произведениям Б. Житкова. Они буду зачитывать описание животного, а
вы определите, о ком идет речь, как называется рассказ.
7. Работа с рисунками учащихся.
- Готовясь к уроку, все попробовали себя в роли художника –
иллюстратора. Прочитайте отрывок из произведения, который вы проиллюстрировали.
Задание остальным: внимательно послушать и определить, удалось ли художнику
воплотить свой замысел.
8. Работа
с фразеологическими оборотами.
- Группе
«Эрудитов» захотелось узнать, как появились некоторые фразеологические
обороты, связанные с животными. В этом им помог «Фразеологический словарь».
Делать из мухи слона
Ворона в павлиньих перьях
Купить кота в мешке
9.
Творческая мастерская.
- У нас в
классе есть ребята, которые, решили испытать себя в роли писателей и поэтов.
Все очень старались. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ и стихотворение
о домашних любимцах.
(Двое учащихся зачитывают свои произведения)
IV. Итог
урока.
- Наш урок
подходит к концу. Повернитесь друг к другу, чтобы получилось четыре группы.
Выберите капитана. Сейчас мы посмотрим, какая группа лучше знает рассказы о
животных
Б.С. Житкова.
Игра
«Собери книжку»
Каждая
команда получает файл с рисунками, отрывками из рассказов и заголовком.
Необходимо к своему заголовку подобрать рисунок и отрывок, собрать книжку (приклеить
на лист с заголовком).
Победившая команда презентует свою «книгу».
Оценивание.
- У вас на партах с нетерпением ожидали окончания урока ваши забавные
зверюшки. Посоветуйтесь с соседом по парте и оцените свою работу на уроке. Не
забудьте и о том, как вы готовились к уроку: сколько произведений за две недели
прочитали, в работе каких групп принимали участие. Поставьте свою оценку на
облачке.
Если вы довольны результатом. Поместите облачко под весёлым
солнышком. Если ваша зверюшка ожидала от вас большего – под солнышко с тучкой.
- Рассказы Б. С. Житкова дают
богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и
география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Всё это дает нам
толчок к мыслительной деятельности.
Я советую вам прочитать рассказы
Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях,
технике, о морских приключениях.
- Мне хочется добавить по баллу за подготовку к уроку,
за активную работу на уроке, за творчество следующим учащимся:
………………………………………………………………………….
V. Домашнее
задание.
- Готовимся к
следующему уроку внеклассного чтения.
Астрид Линдгрен
«Пеппи Длинныйчулок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.