Главная / Начальные классы / Внеклассное занятие "Планета в опасности"

Внеклассное занятие "Планета в опасности"

Скачать материал

Тема «Планета в опасности»

Внеклассные мероприятия по экологии в 3 г классе

Кл руководитель Сиднева Л.А.


Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

Красная книга,

плакаты с предупредительными знаками,

картинки с изображением животных,

карточки с заданиями,

сообщения уч-ся


Ход мероприятия.


Учитель. Ребята сегодня на наш классный час пришли гости. Поприветствуем их.

А теперь улыбнитесь друг другу и скажите: «Я рад быть с тобою рядом».

Ребята, что такое глобус?

Держа в руке глобус, ученики рассказывают (Илья, Мария, Лиана)

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.


Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.


Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.


Звучит голос Земли:

- Мне радостно слышать вас и обидно .

Учитель:

- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?



Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).


Презентация. СЛАЙД № 1


Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

(Мы должны выяснить что угрожает нашей планете и как ей помочь?)

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.


Выступают ботаники (Миша)

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.


Выступают зоологи ( Лиза, Кристина)

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Морская корова, морское млекопитающее отряда сирен, полностью истреблённое человеком в период с 1741 по 1768 год. Морские коровы оказались столь доверчивыми что продолжали подплывать к берегу даже после того, как люди их ранили. Стеллер отмечал, что этих животных можно было бы попытаться приручить, потому что они были очень смирными и доверчивыми по природе. Такая доверчивость сыграла немалую роль в дальнейшем истреблении морских коров – всех их уничтожили за последующие 27 лет. Последнее животное было убито в 1768 году.


В 1850 году видный орнитолог Уилсон наблюдал, как одна перелётная стая странствующих голубей более чем на четыре часа закрыла небо. По его подсчетам, численность стаи превышала 2 миллиарда птиц. К 1914 году странствующий голубь навсегда исчез. Основной причиной исчезновения этого вида стала неконтролируемая промысловая охота.


Бескрылая гагарка утратила способность летать и имела лишь недоразвитые крылья. На суше она ходила неуклюже, вытянувшись вертикально и переваливаясь с ноги на ногу. Зато в море никто бы не узнал этих неповоротливых птиц: подобно пингвинам гагарка превосходно плавала и ныряла, махая крыльями под водой. Бескрылая гагарка была широко распространена по побережьям и островам всей северной части Атлантики. К 10 веку добытчиков интересовало уже не столько мясо, сколько жир и мягкие эластичные перья, которые стали ценным товаром во многих местах Европы. Неспособность летать, доверчивость, огромные скопления на гнездовании делали ее легкой добычей. Добыть бескрылую гагарку не стоило особого труда. Их убивали дубинками, веслами, палками, загоняли в лодки по перекинутой через борт доске столько, сколько их туда могло уместиться. Моряки запасаясь провиантом на долгое плавание, солили крупных жирных птиц в бочках. От островов отходили корабли с набитыми гагарками трюмами. Последние две птицы были убиты 3 июня 1844 года.

УЧИТЕЛЬ: Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.


Выступают географы (Тимур)

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров.

Аральское море – бессточное солёное озеро в Средней Азии. С 1960-х годов уровень моря и объем воды в нем быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. До начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. То, что происходит с Аральским морем – настоящая экологическая катастрофа, вина за которую лежит на человеке.

Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги -

Мы ведь на планете не одни!


СЛАЙД № 2

Итак, ответили на первый поставленный вопрос: Что угрожает планете Земля?

Назовите признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель

Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )

- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

- Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- А что можно сделать, чтобы выполнить четвертый пункт?

А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Итак, отправляемся в путешествие.


СЛАЙД № 3

1. Станция "Лесная почта"

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма и телеграммы от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Телеграмма 1.

Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели под корой, в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас нападают на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь!

Ваш …………………(дятел)

Какую помощь можете оказать? (повесить скворечники, чтобы привлечь других птиц, не разорять гнезда, подкармливать птиц зимой – вешать кормушки, не убивать птиц)

Телеграмма 2.

Мы первая цветущая кустовая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают!

Ваши зелёные друзья: ………………..(Верба черемуха сирень)

Какой ответ мы пошлём? (Мы не будем больше ломать ветки, рвать букеты, будем больше сажать деревьев и кустарников)


- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

СЛАЙД № 3

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.


Учитель. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о свойствах лекарственных растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто она такая?

Это ромашка..Ромашка – переводится как «Милая простота». Её родина Америка. Давным-давно как сорняк попала она вместе с зерном в трюм параходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так попала она в Россию.

Учитель. А чем полезна ромашка?


Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.


Учитель. Тонкий стебель у дорожки, на его конце серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки

Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.


Это подорожник. Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега.

Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги срочно за подорожником. Он поможет.

С названьем простым и тревожным

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок-подорожник

Растет у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам не видно конца не видать

И важно, что путникам раны

Умеет цветок заживлять.


Учитель. Не огонь, а жжется?


Это крапива люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает рвоту. Семя крапивное с медом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при сердечных и нервных заболеваниях.


Учитель. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей

У заветного местечка есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Его зовут царем кустов

За цвет и запах его лепестков.

Хоть куст зелёный вас ранить готов, но он поможет больным

И тем, кто здоров.


Это шиповник. Пейте для профилактики его настой. Он очень вкусный и полезный в нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы не заболеете.


Учитель. Белый щит на тысяче листьев,

Растет на бугре, поможет в беде.


Это тысячелистник. Он, как и подорожник, людям помогает: раны заживляет, аппетит улучшает, разные воспаления снимает.



Учитель. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.


Это мать-и-мачеха.

Если кашель вас замучил, воспаленье началось

Подружитесь с ней скорее,

Обещаю, все пройдет.

Учитель.

А сейчас небольшое соревнование. Какая группа напишет больше названий лекарственных растений.


СЛАЙД № 5

Физминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался

И на пляже загорал?

А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не ловит

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит?

Кто природу охраняет?

За порядком кто следит?





СЛАЙД № 6

3. Станция "Маленькие тайны природы"


Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).


Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).


Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).


На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).


Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).


Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).


Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).


Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).


Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)


СЛАЙД № 7 ".

4. Станция " Литературная»(заранее подготовленные ребята читают стихи)

( Ваня)

1.Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа

( Алёна)

2. Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счет будущего дня.

(Роман)

3. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

(Анастасия)

4. Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите эту Землю! Берегите!

( Полина)

5. Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках, но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Белые сотрёшь ли человек?

(Роберт Рождественский)

6. Взгляни на глобус – шар земной-

Ведь он вздыхает, как живой,

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река, свои теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

«Ты береги нас, береги!»



Итог занятия

Ответим на второй поставленный нами вопрос: Как помочь нашей планете? Что каждый из нас может для этого сделать?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.


СЛАЙД № 7


Вот и подошел к концу наш классный час.


Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она –одна.


Слушаем песню «Земля-наш общий дом» в исполнении ансамбля «Земляне»































Внеклассное занятие "Планета в опасности" Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

На этом занятии учу детей быть ответственными за свои поступки, воспитываю бережное отношение к окружающей среде,прививаю любовь к природе, желание о ней заботиться. Учащиеся готовят сообщения по заданным темам, учат стихи, рисуют плакаты. У детей обогащаются представления об окружающем мире, развивается творческое воображение, познавательные возможности.

Автор Сиднева Людмила Алексеевна
Дата добавления 18.05.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 128
Номер материала MA-071292
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓