Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Внеклассное мероприятие "Час занимательной фонетики"

Внеклассное мероприятие "Час занимательной фонетики"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» филиал в с.Никольское














Час занимательной фонетики


(Внеклассное мероприятие по русскому языку)








Стрельцова Т.С.

учитель русского языка и литературы















Цели занятия:

  • Повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли в общении людей;

  • Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;

  • Выявить лучшего знатока раздела «Фонетика. Графика»;

  • Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);

  • Развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);


Оборудование: плакат «Кто знает Аз и Буки, тому и книги в руки», карточки с заданиями, маршрутный лист на каждого ученика, эмблема «Знаток фонетики»

Методический комментарий. Данное занятие проводится после изучения темы «Фонетика, Графика. Орфография» и углубляет знания учащихся по теме в нетрадиционной форме. В целях организованного проведения занятия класс заранее делится на несколько групп (команд), выбираются координаторы из числа учеников, подготовленных и проконсультированных учителем, готовятся маршрутные листы (образец в приложении) на каждого ученика. После каждого задания координатор проставляет в листах баллы, полученные учениками. Количество баллов по каждому заданию определяет учитель заранее. Данное занятие может быть проведено в форме путешествия по стране «Фонетика. Графика. Орфография».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном занятии, посвященном знатокам русского языка. Я рада видеть улыбки на ваших лицах, заинтересованные глаза, нетерпеливые взгляды. А тему нашей сегодняшней встречи вы попробуете определить сами.

  1. Введение в тему занятия

На доске вы видите слово «кочка», подберите к нему слова, которые отличались бы другим согласным звуком. Кто больше?

Справка. Дочка, точка, кочка, почка, мочка, ночка, …

Что мы видим на доске? А что произносим? Какая же тема будет на сегодняшнем занятии? О чем пойдет речь?

  1. Вступительное слово учителя

Цель нашего занятия - повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли в общении людей. Проведем командные и личные соревнования на лучшего знатока фонетики. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, родное слово – волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л.В.Щербе).

- Девиз нашего занятия:

Кто знает Аз и Буки, тому и книги в руки.

- Как вы понимаете это высказывание?

Справка. Знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.

- Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании.

4. Работа в теме занятия

Задание 1.

Прочитайте пословицы. О чем в них сказано? Чем отличается последняя пословица от предыдущих? Знаете ли вы, почему в старину так говорили? Актуально ли это утверждение сегодня?

Аз да буки – начало науки.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Аз, буки, веди страшат, как медведи.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Справка. Обучение грамоте было трудным на Руси, давалось оно зубрежкой. Вот как об этом написала Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И учили буквы так:

А да Б как Аз и Буки,

В как Веди, Г – глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол.

- Как называется наука, которая изучает язык?

Справка. Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.

- Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

Справка. Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, такты, слова и звуки.

-Какой раздел науки изучает графическую сторону письма?

Справка. Графика знакомит со способами обозначения звуков на письме.

- Сколько же звуков и букв в русском языке?

Справка. Гласных звуков – 6. согласных – 36, всего – 42 звука. Знаков букв в русском языке 33.

Задание 2.

Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки речи [п],[р], [к], и [а], [о], [ы].

Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесете каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они поданы?

Составьте слова, используя только гласные или согласные. Возможно ли это сделать? А теперь объедините их и составьте возможно больше слов, используя данные звуки. (Запись на доске производят представители команд).

Справка. Парк, карп, парок, пар, пры[к], рак, ры[п]ка, п[а]ро[к], порка…

Вывод. Сам по себе звук речи не обозначает какого-нибудь понятия, но если звуки определенным образом подобраны в слове, то они приобретают смысл.

Задание 3.

Дана две пары слов, из них одно – имя существительное, другое – глагол. Чем еще различаются эти слова?

Вез - воз

нос – нес

сади - сады

воды – води

Справка. Пары слов отличаются наличием твердых и мягких согласных звуков [в]оз- [в’]ез, [н]ос – [н’]ес, са[д]ы – са[д’]и, во[д]ы – во[д’]и.


Задание 4.

Что общего в каждом ряду слов?

а) еж, голубь, морковь, лебедь, гриб, лошадь;

б) яблоко, ель, юла, елка, юбилей, Югра;

в) салазки, варежки, шубка, сказка, крапивка;

Справка. а) оглушение на конце слова; б) начальная буква обозначает два звука; в) оглушение перед глухой согласной


Задание 5.

Решите задачу. Вы уже знаете, что если слово начинается с согласного, то перед ним надо употребить предлог «о»: о тетради, о столе, о книге, о человеке, а перед гласной – «об»: об арбузе, об ученике, об орехе, об утке… Правильно ли мы говорим: о яблоне, о ерше, о елке, о Югре? Почему?

Справка. Употребление предлога с указанными слова верно, так как начинаются эти слова с согласного звука: о [йа]блоке, о [йэ]рше, о [йо]лке, о [Йу]гре.


Задание 6.

Решите задачу. Известно, что глухой согласный остается глухим, если он стоит перед гласным: сом, том, палка, а перед звонким согласным глухой звук озвончается: косьба, молотьба, сделать, бегать. Объясните, почему глухой согласный не озвончается в следующих словах: снять, срезать, смять, слизать, с Яшей?

Справка. Глухой согласный звук не озвончается перед следующими согласными звуками: [н], [л], [м], [р], [в], [й].


Задание 7.

Прочитайте, что здесь написал Я.Козловский:

«Веснушкамнетусносанеисчезаютсносаянежалеламыланостерпеливомылазависелоотмылавеснушкияотмыла».

Справка. «Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа, я не жалела мыла, нос терпеливо мыла, зависело от мыла, веснушки я отмыла».


Индивидуальные задания 7.

Каких гласных здесь не хватает?

А) каюта, земля;

Б) огонь, елка;

В) капля, житель;

Г) вишня, вода;


Индивидуальные задания 8.

Сколько раз встречается указанный согласный звук?

[з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.

[н’] Пионер Николаев запустил в небо планер.

[к] Язык мой – друг мой.

[в] На дворе трава, на траве дрова.


Индивидуальные задания 9.

Запишите пять слов на непроверяемую гласную по теме: 1. Школа 2. Стадион 3. Театр 4. Учеба 5. Семья.


Индивидуальные задания 10.

1).Обозначьте ударение в словах: щавель, процент, досуг, обеспечение, средства, хозяева, документ, фарфор

Справка: щавель, процент, досуг, обеспечение, средства, хозяева, документ, фарфор

2). Решите звуковую пропорцию:

б : п = д : ?

т : д =ф : ?

с : з = п : ?

ж : ш = г : ?


Индивидуальные задания 11.

Выполните фонетический разбор слов (два слова по желанию):

Боец, мысль, сельдь, съедешь, польет, честный, близкий, вьюга, возчик, семья, каюта, стоят, свитер, все, сбить, льет.

5. Итоги занятия.

Сегодня мы закончили изучение фонетики и графики. Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь подсчитайте набранные баллы. (Подводятся итоги участия команд, а также определяются знатоки фонетики, вручаются эмблемы «Знаток фонетики».).



Маршрутный лист

для путешествия по стране «Фонетика. Графика. Орфография»

выдан _____________________________________________________________


Станция назначения

Место для ответа

Отметка координатора

Пословица



Звуки и буквы



Пары слов



Задача - предлог



Задача - согласный



Задача - предложение



Гласная



Согласная



Орфографическая



Орфоэпическая 1)



2)



Фонетический разбор




Справка: в графе «отметка координатора» возможно проставление баллов, полученных за выполнение задания, и возможен вариант проставления символов красного цвета, при условии, что ученик дал неверный ответ, и зеленого, при условии, что ученик дал верный ответ. Такая вариативность зависит от цели, поставленной учителем на занятии.

6


  • Другое
Автор Стрельцова Татьяна Сергеевна
Дата добавления 10.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 290
Номер материала MA-072543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»
Курс повышения квалификации
«Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»