Тематика факультативов предметной направленности по таким предметам как
математика, химия, белорусский и русский языки, история очень тесно связана с
тематикой соответствующих учебных предметов.
В связи
с этим выбор форм, методов и приемов организации учебной деятельности
учащихся на факультативных занятиях предполагает как использование
применяемых в урочной деятельности, так и новых, ранее не используемых.
Напомню, что основными формами для проведения факультатива являются:
Ø индивидуальная
Ø фронтальная
Ø коллективная
Ø групповая
Применение
данных форм, позволяет использовать общеизвестные уже методике урока
методы:
Ø словесные
(лекция, семинар)
Ø наглядные
(таблицы, схемы, презентации)
Ø практические
(практикумы по решению задач, практические работы)
Ø самостоятельная
работа
Ø исследовательская
работа
Ø экскурсии
Безусловно,
применение методов и форм обучения учащихся будет более эффективным,
если мы
не будем забывать об использовании на факультативных занятиях современных
образовательных технологий, таких как:
Ø проблемное
обучение
Ø проектная
Ø модульная
Ø интегральная
Ø эффективных
уроков
Ø исследовательской
деятельности
Ø ИКТ
(информационно-коммуникативная технология)
При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо
учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и
подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы
факультатива. Опыт введения факультативных занятий в нашей школе показал, что
они наиболее эффективны, если четко согласованы программы основного и
факультативного курсов. А самое главное - факультативные занятия должны быть
интересными, увлекательными для ученика. Хорошо известно, что занимательность
изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем,
идей и методов науки, развивает логику и приемы творческой деятельности. В
этом отношении цель учителя – помочь ученикам подготовиться к работе над
сложными проблемами, а для этого необходимо заинтересовать предметом, привить
трудолюбие и навыки организации своей работы.
К данному педсовету были посещены факультативные занятия, анализ которых
выявил уровень таких умений педагогов, как:
- умение
адаптировать нормы (учебные программы, календарно-тематическое планирование)
к классу, в котором ведется обучение;
- умение
выбирать формы обучения для факультативных занятий;
- умение
проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на
факультативных занятиях в неразрывном единстве с уроками.
Главную задачу на занятиях - организацию познавательной деятельности
учащихся, развитие интеллектуальных способностей – педагоги решали с помощью
продуктивных приёмов.
На факультативном занятии «Познай мир» в 5А классе (тема : Безграничная
Вселенная) учитель Третьякова Н.Н. использовала работу в группах (Астрономы,
Ученые, Космонавты). Применение обширного
наглядного материала способствовало активизации деятельности учащихся. На
занятии соблюдается преемственность «урок – факультатив» ( по предмету
Человек и мир).
На факультативном занятии по английскому языку «Практикум по чтению» в 6Б
классе (тема: Английские писатели) Филипкова Ю.М. удачно систематизировала на
первом этапе занятия основной материал по теме, построение диалогов,
обсуждение ситуаций, ответов на вопросы. Была организована работа по тексту с
нарастанием сложности заданий (вставить слова, подходящие по смыслу,
исправить неверные утверждения, перевод на английский язык, ответы на
вопросы, пересказ текста). Проведена рефлексия занятия.
Удачно была спланирована деятельность
учащихся 4А класса на факультативе у опытного учителя Башинской Н.С.
«Здоровый образ жизни» разумное сочетание увлекательности и занимательности.
Это позволило сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучаемой теме
«Страна здорового питания». Занятие имело практическую и познавательную
направленность, способствовало формированию эстетического вкуса. Эффектным
завершением занятия стало чаепитие, организованное по всем правилам этикета.
Большую пользу проведению факультативных занятий приносит использование
мультимедиа. Применяет в своей практике учитель Горохова И.И. в 6Б классе (
тема: Задачи, решаемые с конца) на факультативе «Математика после уроков». В
начале занятия проводится диагностика уровня усвоения учащимися программного
материала, который изучался на уроках. В случае необходимости проводится
соответствующая коррекция знаний и умений. Следующий учебный элемент – лекция
учителя в течение 15-17 минут, содержащая материал повышенного уровня по
данной теме, предусмотренный программой факультативного курса. Затем идет
отработка и закрепление теоретического материала при выполнении заданий с
последующим взаимоконтролем в парах.
Наряду с тем положительным опытом, накопленным в нашей школе по методике
проведения факультативных занятий, мы имеем и ряд существующих проблем.
Сказывается недостаточная востребованность педагогами применения современных
педагогических технологий, особенно, таких как модульная, проектная,
технология исследовательской деятельности. Не проводится учителями самоанализ
проведенного факультатива, т.е. не рефлексируется его эффективность.
Отсутствует оценка знаний учащихся на факультативных занятиях. Факультативное
обучение, как известно, должно быть безотметочным. Но с уходом отметок
оценивание и самооценивание остается.
Процесс оценивания учащимися собственной деятельности и своих образовательных
продуктов имеет очень большое значение:
во-
первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся
видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою
деятельность;
во-вторых,
повышается учебно-познавательная активность учащегося;
в-третьих,
учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций
современного человека.
В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия,
они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными,
увлекательными, а под час и занимательными.
На протяжении октября месяца проводилось анкетирование учащихся 5-11 классов,
которые посещают 69 факультативов. Я предлагаю вам познакомиться с ответами
учащихся на вопросы анкеты:
1. Запиши
названия факультатива который ты посещаешь :
11 – все
учащиеся правильно ответили на данный вопрос (100% )
10 – правильно
назвали 95%
9 класс
– правильно назвали 56%
8 класс
– правильно назвали 60%
7 класс
– правильно назвали 48%
6 класс
- правильно назвали 57%
5 класс-
правильно назвали 81%
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
2
|
Нравится посещать факультативные занятия?
|
Да – 97%
Не знаю -3%
|
3
|
Что интересней факультативные занятия или урок?
|
Занятие -65%
Урок -35%
|
4
|
В чем разница между факультативным занятием и уроком?
|
Не задают д/з- 40%
Не ставят отметки – 32%
Игровые формы -30%
Углубление знаний -60%
|
5
|
Назовите самые интересные формы проведения факультативных
занятий
|
Игры -38%
Тесты -41%
Не назвали -21%
|
6
|
Чем факультативные занятия помогают тебе в учебном процессе?
|
Узнаю новое, на уроках потом легче-54%
Подготовка к экзаменам – 43%
Не знаю – 3%
|
Таким образом можно сделать вывод о том,
что факультативные занятия – помогают наиболее глубоко усвоить предмет,
овладеть практическими навыками и умениями, расширяют кругозор учеников.
Исходя из данных анкеты видно, что возникает проблема ограниченного
использования форм проведения факультативных занятий.
Рассмотрев
все аспекты создания мотивации обучения во внеклассной работе по предмету, мы
можем сделать вывод, о том что успешность и насыщенность процесса
приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено
взаимодействие учителя и ученика, а также практическое применение разработок
в этой области.
Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что
для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет
педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по
овладению содержанием образования.
Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое
образовательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на
уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно,
приближает обучение к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный
подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них
самостоятельности.
Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского: «Интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Ученики достигнут успеха, почувствуют вкус победы над своими слабостями,
разовьют интерес к учению на внеурочных занятиях только тогда, когда выбрали
их по душе и посещают их по желанию, а не в обязательном порядке. Учитель
должен в этом помочь ребенку, и тогда, возможно, при проведении внеклассной
работы по предмету удастся обнаружить ту изначально заложенную в ребенке
функцию развития, которая называется способностью, создать для нее
определенную среду и довести ее до совершенства.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.