Математическая
интеллектуальная игра "Морской бой"
Величие
человека - в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Интеллектуальная
игра «Морской бой»
Цель игры:
повышение интереса к изучению математики, развитие логического мышления,
развитие личностных качеств учащихся
«Морской бой» -
излюбленная игра и младших, и старших школьников.
Главная цель –
«потопить» корабли противника путём прямого попадания в корабль.
Игровое поле –
квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов,
обозначенных буквами от А до К. Координаты цели определяются именем столбца и
строки.
Все участники
делятся на 2 команды. Игровое поле – одно для обеих команд. На игровом поле
размещены «корабли»: четырёхпалубный, трёхпалубные, двухпалубные и
однопалубные.
Все клетки
кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов, обозначены буквами,
соответствующими разделу математики (теме): «А» - алгебра, «С» - задачи на
смекалку, «Ч» - всё о числах, «К» - комбинаторика, «Г» - геометрия, «Л» -
логические задачи, «И» - из истории математики, «М» - о математиках. (Последние
две темы связаны между собой).
Остальные
клетки пустые. Участникам необходимо «овладеть» всеми кораблями. По очереди
команды делают выстрелы – указывают координаты на игровом поле. Ведущий
называет указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то
команде начисляется 1 очко и даётся право на следующий выстрел. Если произошло
попадание в букву, то это значит, что рядом находится борт одного из кораблей.
Команде задаётся соответствующий вопрос. Если ответ правильный, команда также
получает 1 очко и право на следующий выстрел. Игра завершается после того, как
участники «потопят» все корабли. Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
Вопросы на
«А»:
Д 1. Дедка
вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки,
Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Дедка, Бабка,
Внучка, Жучка, Кошка и Мышка могут вытащить Репку, а без Мышки не могут.
Сколько надо позвать Мышек, чтобы они сами смогли вытащить Репку?
(1237)
Е 1. Масса
рыбы 8 кг плюс половина её собственной массы. Какова масса рыбы?
(16
кг)
Ж 1.
Вычислите: .
(792)
З 2. Летели
Галки,
Сели на палки.
Сели по одной –
Галка лишняя.
Сели по две –
Палка лишняя.
Сколько было Галок
И сколько было
палок?
(4 Галки и 3
палки)
Ж 3. – Который
теперь час? – спросил Миша у отца.
- А вот сосчитай:
до конца суток осталось втрое меньше того времени, которое прошло от их начала.
Миша сосчитал. Сосчитайте и вы.
(18 часов)
Е 3. Я задумал
3 числа. Какие это числа, если известно, что произведение всех трёх чисел равно
240, произведение первых двух равно 60, а произведение второго и третьего чисел
равно 80?
(3; 20; 4)
Д 3. Кирпич
имеет массу 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?
(3
кг)
Г 2. После
того как пешеход прошёл 1 км и половину оставшегося пути, ему осталось пройти
треть всего пути и 1 км. Как велик весь путь?
(9
км)
Вопросы на
«С»:
Б 1. В комнате
4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидит кошка. Сколько
всего кошек в комнате?
(4)
В 2. Число 666
увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий.
(Перевернуть,
будет 999)
В 3. Может ли
дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой
числитель больше знаменателя?
(Может, например, -3/6
= 5/-10)
Б 4. Сколько
ударов в сутки делают часы с боем?
(156)
А 3. К
Айболиту пришли на приём животные: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух,
кошки; все, кроме двух, зайцы. Сколько всего животных пришли лечиться?
(3)
А 2. Президент
кондитерской компании спрашивает: «Чьё предложение принять, если первый дилер
предлагает за продукцию 22 тыс. руб., а
второй – (22)2)2 тыс. руб.?»
(Предложение
второго дилера выгоднее, т.к. 22= 16, (22)2)2
= 256.)
Вопросы на
«Г»:
А 4. Можно ли
вычислить длину дуги, если известно только число градусов, содержащихся в этой
дуге?
(Нельзя, нужно
знать ещё длину радиуса)
А 6. Если на
угол 15°
посмотреть в лупу с четырёхкратным увеличением, какой угол мы увидим?
(15°)
Б 5. Из одной
точки окружности проведены 3 хорды. Сколько получилось сегментов?
(6 сегментов)
Вопросы на
«Ч»:
Г 4. Семь
девяток выписали подряд: 9 9 9 9 9 9 9. Поставить между некоторыми из них знаки
«+» или «-», чтобы получилось 1989.
(999 + 999 – 9 =
1989)
Д 4. Одна
треть числа равна 100. Чему равно число?
(300)
Е 4. Какая
цифра будет последней после возведения числа 29 в степень 29?
(9)
Ж 4.
Расставьте в кружках числа от 1 до 11 так, чтобы суммы трёх чисел по всем
прямым линиям были равны 18.
З 5. Решить
числовой ребус:
(239 * 54 = 12906)
Ж 6. Найти
недостающее число в ряду: 1; 5; 6; 11; …; 28.
(17)
Е 6. Какими
должны быть два следующие числа в последовательности:
10; 8; 11; 9; 12;
10; 13; …; …?
(11; 14)
Д 6. Как
изменится дробь, если числитель её увеличить на знаменатель?
(Увеличится на 1)
Г 6. Какую
последнюю цифру имеет произведение всех нечётных чисел от 1 до 99?
(5)
В 5. У
скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10?
(9 чисел: 19, 28,
37, 46, 55, 64, 73, 82, 91)
Вопросы на
«Л»:
И 6. Разложить
термины в логической последовательности: а) геометрический образ: б) квадрат;
в) плоская фигура; г) выпуклый многоугольник.
(а, в, г, б)
К 7.
Расшифровать ребус:
Одинаковым буквам
соответствуют одинаковые цифры, разным – разные.
К 8. Нужно
вписать в квадрат буквы К, Л, Ю, Ч так, чтобы каждая буква встречалась только
один раз по каждой горизонтали, по каждой вертикали, по каждой диагонали.
И 9. Какой
знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но
меньше 6.
(Запятую,
получится 5,6)
З 8.
Встретились три мальчика: Белов, Чернов и Рыжов.
- Вы только
посмотрите, - воскликнул Белов, - у нас у всех разные волосы, и их цвет не
совпадает с фамилией.
- Ты прав, - ответил
ему черноволосый мальчик.
Определите цвет
волос каждого.
(Белов – рыжий,
Чернов – белый, Рыжов – чёрный; или Белов – чёрный, Чернов – рыжий, Рыжов -
белый)
З 7. На столе
лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур
красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной
стороны от синей фигуры лежит жёлтая, а с другой – красная. Определить цвет
каждой фигуры.
(Квадрат – жёлтый,
круг – синий, треугольник - красный)
Вопросы на
«К»:
З 4. Пять
друзей, встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано
рукопожатий?
(10)
И 3. На уроке
физкультуры Андрей, Марат, Костя и Саша готовятся к прыжкам в высоту. Сколькими
способами можно установить для них очерёдность прыжков?
(24)
И 5. Из города
А в город В ведут две дороги, а из города В в город С – три дороги, из города С
до пристани – две дороги. Туристы хотят проехать из города А через города В и С
к пристани. Сколькими способами они могут выбрать маршрут?
(12)
К 4. Учащиеся 9
класса решили обменяться фотографиями. Сколько фотографий для этого
потребуется, если в классе 7 учащихся?
(42)
Вопросы на
«И»:
А 8. Какие
единицы измерения длины применялись в Древней Руси?
(Косая сажень,
маховая сажень, локоть, аршин, пядь, верста)
Б 7. Какие меры
массы применялись в старину в России?
(Золотник, фунт,
пуд, берковец)
Б 9. Однажды в
школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал
задание, у десятилетнего мальчика был готов ответ. Кто этот мальчик?
(Карл Гаусс)
В 7. Какими
часами пользовались в старину? Они известны более 3000 лет.
(Солнечными)
В 9. Монеты каких
достоинств использовались в старину на Руси?
(Грош – ½ к.,
полушка – ¼ к., алтын – 3 к., пятак, пятиалтынный – 15 к., гривенник – 10 к.,
двугривенный – 20 к., четвертак – 25 к., полтинник – 50 к.)
Г 7. В первых
учебниках математики (в 17 веке) некоторые числа назывались «ломаные числа». А
сейчас как мы их называем?
(Дроби)
Г 9. Кто
сказал: «Арифметика, сиречь наука числительная»?
(Леонтий
Филиппович Магницкий, в 1703 году он создал первый учебник математики, который
так и назывался «Арифметика, сиречь наука числительная»)
Д 8. Как в
древности называлось первое «вычислительное устройство», которое
просуществовало до 17 века?
(Абак)
Вопросы на
«М»:
Д 9. Кто был
создателем неевклидовой геометрии?
(Н. И.
Лобачевский)
Е 8. Чья жизнь
трагически прервалась в 21 год?
(Эварист Галуа)
Е 10. Чьё имя
носит теорема о сумме и произведении корней приведённого квадратного уравнения?
(Француа Виет, 1540
– 1603 г.г.)
Ж 8. Чьё имя
носит теорема о сумме квадратов катетов в прямоугольном треугольнике?
(Пифагор,
древнегреческий учёный, 6 век до нашей эры)
Ж 10. Учёный-геометр,
внёсший свой вклад в развитие математики ещё задолго до Евклида, уроженец
города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря.
(Фалес Милетский)
З 9. Французский
учёный, который изобрёл метод координат.
(Рене Декарт)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.