ВНЕДРЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОК –
СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Долгих Людмила Дмитриевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Основная общеобразовательная
Незнамовская школа»,
Старооскольский район Белгородской области
Аннотация:
Уроки с использованием здоровьесберегающих технологий
повышают интерес детей к учебе, помогают учителю установить доверительные
отношения с детьми, максимально используя индивидуальные особенности и
способности школьников, для повышения результативности их обучения.
Проблемы
здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения,
являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и
общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию
несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в
школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение
состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят
под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов –
педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать
необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может
бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья
своих воспитанников.
В
связи с этим на сегодняшний день стали необходимы и востребованы
здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие «здоровьесберегающая»
относится к качественной характеристике любой образовательной технологии,
показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической
системы) решается задача сохранения здоровья учащихся. Здоровье каждого
человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и
возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма.
К
внешним факторам можно отнести низкий уровень мотивации на сохранение и
укрепление индивидуального здоровья, воздействие неблагоприятных для здоровья
экологических, антропогенных и техногенных факторов. Кроме названного, существует
группа внутришкольных факторов, имеющих непосредственное отношение к
проблеме здоровьесберегающих технологий. Это гигиенические условия,
учебно-организационные факторы, психолого-педагогические факторы, профессиональная
подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных
технологий. [2, с. 27]
Важная
составная часть здоровьесберегающей работы в школе – это рациональная
организация урока. По моему мнению, при использовании здоровьесберегающих
технологий в разработке урока следует обратить внимание на ряд основных
моментов:
1.
Организация урока в условиях
здоровьесберегающих технологий (обстановка и гигиенические условия в классе, продолжительность
и частота чередования различных видов учебной деятельности, количество видов
преподавания, наличие и выбор места на уроке методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, место и
длительность применения ТСО, поза учащихся, чередование позы, наличие на уроке
эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и т. п.). [3, с. 124]
2.
Оздоровительные технологии на уроке (оздоровительные
физкультминутки, коррегирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровой
массаж, пальчиковый игротренинг и др.)
Оздоровительные
физкультминутки – естественный элемент
урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в
двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление
различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Учитывая
специфику предмета, физкультминутки я провожу зачастую с музыкальным
сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстановить оперативную
работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, отдых позвоночника,
упражнения для ног, мимики лица и др. Оздоровительные минутки включают в
себя не только физические упражнения, но и этюды для души.
Коррегирующая
гимнастика для глаз - это несложные
упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в
глазных капиллярах.
Дыхательная
гимнастика – физические упражнения,
способствующие углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена в легких.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий
мозга, активизировать детей на уроке. Гимнастика проводится в хорошо
проветренном помещении или открытой форточке.
Игровой
массаж – это система приемов механического
воздействия на тело ребенка при помощи рук. Влияние массажа на мышцы
обусловлено повышением их работоспособности при воздействии на утомленные
мышцы. Основные приемы игрового массажа: поглаживание, растирание,
разминание.
Пальчиковый
игротренинг – это упражнения, создающие
благоприятные условия для мышечной деятельности, улучшает координацию и мелкую
моторику руки. Это игры и упражнения, в которых активно задействуются пальчики
и ладони ребенка, что способствует развитию мелкой моторики. Дети, у которых
хорошо развита мелкая моторика, лучше говорят и развиваются.
Из
опыта работы по данной теме можно сделать вывод, что использование
здоровьесберегающих технологий на уроке способствует не только более прочному
усвоению материала, но и влияет на качество знаний в целом. Уроки с
использованием здоровьесберегающих технологий повышают интерес детей к учебе,
помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально
используя индивидуальные особенности и способности школьников, для повышения
результативности их обучения.
Литература
1. Базарный В. Ф. Здоровье и
развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. -М.,2005.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие
технологии. - М.,2004
3. Смирнов Н. К. Здоровье
сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.,2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.