ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ
Новикова Н.В. – преподаватель
специальных дисциплин
ГПБОУ СПО «Краснодарский колледж
электронного приборостроения»
Краснодарского края
Многочисленные
социологические исследования наглядно демонстрируют, что жизнь и учеба
студентов на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного
информационного поля, изменения всего "фона" системы образования.
Меняется восприятие студента, он живет в мире технологичных символов и знаков,
в мире электронной культуры. Преподаватель должен быть вооружен современными
методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться со студентами
на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция
информационных технологий (ИТ) в повседневную жизнь студентов для того, чтобы
используя уже
приобретенные знания и навыки, студенты становились более уверенными в учебе,
получая под них теоретическую основу. Научить студента,
попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать
навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из
разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач. Использование
ИТ не только в учебных классах, но и в жизни делает его применение не только
обычным, но и необходимым в творчестве, работе и т.д.
Без
необходимости понимания этих задач, которые так или иначе приходится решать
сегодня каждому преподавателю, невозможно выстраивать и систему повышения
квалификации педагогов. В этих условиях чрезвычайно важной становится задача
определения путей целенаправленного формирования образовательной среды,
позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей
реализации максимальной самостоятельности обучаемого вне урока, а также
использование современного программно-методического обеспечения в процессе
обучения и в системе повышения квалификации параллельно. Таким образом,
выстраивая методическую модель интеграции ИТ в процесс повышения квалификации преподавателя,
делается попытка спроецировать ее на дальнейшую педагогическую практику. В
основе этого процесса лежит совпадение целей как самого предмета "Информационные
технологии" и системы профессиональной подготовки учителя, так и целей внеклассного
, самообразования, обеспечивающего определенный уровень реализации содержания
курса и формирования необходимых студенту умений и навыков при его освоении. Остановимся
на некоторых положениях методики внедрения ИТ в повседневную жизнь учащихся,
наиболее актуальных для решения поставленных задач:
-
умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
-
умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные
связи между информационными сообщениями;
-
умение извлекать из полученной информации данные, ассоциировать их
с жизненными и наоборот.
Концепция
данной методики преподавания базируется не только на формировании определенных
знаний в области информационных технологий, но и прежде всего, на развитии студента,
на формировании умений и навыков «общения» с техникой.
Таким
образом, преподаватель информационных технологий современной школы должен
подняться на принципиально иной уровень профессиональной подготовки, чтобы
обеспечить реализацию заложенных в предмете задач.
От успешного
внедрения информационных технологий сегодня в решающей степени зависит
эффективность практически всех видов человеческой деятельности: бизнеса и
образования, науки и культуры, охраны правопорядка, организации работы
транспорта, развитие средств связи, сферы обслуживания и охраны окружающей
среды. Наконец, без информационных технологий не может быть постоянной и
оперативной связи государственных органов с гражданами.
Существует
ошибочное мнение, что информационные технологии это компьютер и все, что с ним
связано. Сегодня информационные технологии – это более широкое понятие,
выходящее за рамки просто компьютера.
Общественные
телефоны можно найти во любом уголке города и они широко используются. Мобильные
телефоны, факсы, пейджеры используются и даже стали уже в какой-то мере необходимостью
в нашей жизни. Многие студенты имеют доступ в Интернет из дома. Увеличивающееся
количество студентов, пользующихся Интернет-кафе и другими платными
компьютерными услугами уже говорит об информационной осведомленности молодежи. Многие
студенты используют ИТ для домашних покупок, банковского обслуживания и т.д.
Еще одной составляющей во внедрении ИТ в жизнь студентов являются электронные
библиотеки.
Бурное развитие
информационных технологий меняет роль и место библиотек в образовательном
информационном пространстве города, региона и проч. Функции библиотек в
последние годы значительно расширились.
Массовая компьютеризация
библиотек, начавшаяся в начале 90-х гг., повлекла за собой преобразование всей
библиотечной сферы. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы
обслуживания, принципы взаимодействия библиотек друг с другом. Библиотечные
фонды пополняются новыми видами ресурсов - электронными. Реальностью становится
предоставление пользователям информации из удаленных источников, используя
различные каналы связи.
В США, Японии, и странах
Европы электронные библиотеки появились сразу же после зарождения Интернета.
В основе стратегии развития
ведущих библиотек России - РГБ, ГПНТБ, БАН, БЕН РАН и др. значительное место
отведено комплексу научных и прикладных исследований и разработок, нацеленных
на создание единого информационного пространства. Так, основная деятельность
ГПНТБ относительно расширения доступа к информации нацелена на создание
объединенного автоматизированного адресно-справочного и библиографического
банка данных зарубежной и отечественной литературы по технике, сельскому
хозяйству, медицине.
Новые информационные
технологии вторгаются в самые разные направления библиотечной деятельности. В
первую очередь - это оцифровка фондов и создание электронных библиотек.
Естественно, оцифровать все фонды - непосильная на сегодняшний день задача для
библиотек. В первую очередь библиотеки переводят в электронную форму те книги и
диссертации, которые пользуются наибольшим спросом, а также книги, физическое
состояние которых характеризуется как ветхое. Таким образом, при традиционных
библиотеках постепенно формируются электронные. Например, на сайте Российской
Государственной Библиотеки, в свободном доступе находятся свыше 60000
диссертаций и авторефератов по различным областям знаний.
В контексте современного
развития компьютеризации и телекоммуникационной связи одним из наиболее
приоритетных видов сервисных услуг остается электронная доставка документов,
позволяющая значительно сократить временные рамки получения информации
пользователем.
Практика национальных
библиотек показывает, что качество обслуживания в значительной мере зависит от
нововведений в структуру и организацию пространственной среды библиотек. В
читательских зонах разрабатываются разные варианты читательских мест: от
бесплатного места со стандартным набором современной техники до платного,
которое оборудуется для исследовательской и редакторской работы ученого.
Многие технологии,
обеспечивающие работу электронных библиотек, сегодня находятся еще в стадии
освоения. Процесс их внедрения осложняется недостатком финансирования
библиотек.
Среди общегосударственных
программ и проектов в области библиотек в России, финансируемых из госбюджета,
сегодня четко обозначены приоритеты, направленные на создание и развитие
электронного ресурса и обеспечение его общедоступности с помощью Интернета. Под
этим общим уклоном и рассматриваются сегодня многие заявки на финансирование,
получаемые государственными органами от библиотек (имеется в виду, конечно,
кроме базового финансирования), которое библиотеки получают на свои
первоочередные нужды, главным образом на зарплату и содержание помещений.
Сегодня главной позицией этого направления является Федеральная целевая программа
"Электронная Россия" (2002-2010 гг.), в которой, несмотря на целый
ряд инновационных и перспективных проектов, весьма небольшой процент отводится
непосредственно электронным библиотекам. Библиотеки получили свою небольшую
квоту в этой программе, направленную главным образом, на создание
управленческого электронного ресурса и так называемого электронного
правительства. Вместе с тем, учитывая достаточно приличное, по отечественным
меркам, финансирование данной бюджетной программы, ряд библиотек и информационных
центров, включая ГПНТБ России, ВИНИТИ, библиотеки Академии наук, начали
получать средства, направленные на развитие телекоммуникационной
инфраструктуры, модернизацию технической базы и создание системы
специализированных порталов и системы навигации в Интернете.
Следует подчеркнуть, что ряд
крупных библиотек, в первую очередь ГПНТБ России, Российская государственная
библиотека, Российская национальная библиотека, ГПНТБ СО РАН, БЕН РАН, ряд
областных и республиканских научных библиотек ведут собственные проекты в
области создания и развития общедоступного электронного ресурса и имеют весьма
ощутимые результаты, если заглянуть на Интернет-сайты этих библиотек.
Информационные технологии
повлияли и на изменение положения библиотек в социальной инфраструктуре
общества. Опыт, по усовершенствованию библиотечно-информационного обслуживания
в библиотеках, накопленный мировым библиотечным сообществом, его творческое
восприятие и тесное сотрудничество являются неотъемлемым условием для успешной
реализации инновационных проектов и библиотечных программ, выступают
незаменимым источником взаимообогащения государств.
Конечно, электронные
библиотеки никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют,
сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек их "электронные
подразделения" - одновременно и часть фонда, и новый элемент
информационных технологий. Распространение электронных библиотек и
использование Интернета существенно расширяют спектр обслуживания для
пользователей любой библиотеки и создают предпосылки для нового, качественного
преобразования ее в общедоступный центр информационного общества. Наряду с
сохраняющимися рутинными процессами и бюджетными проблемами, библиотеки находят
свой интерес, видят свою перспективу и перспективу для своих пользователей.
Таким образом,
сделать информационные технологии «обычным делом» - это создать в
университетской библиотеке «Центр новых технологий» (название не имеет
значения). При этом закономерно, что именно библиотека выбрана в качестве базы
для размещения такого центра, поскольку эти учреждения культуры уже имеют опыт
работы информационными ресурсами, их систематизации и хранения, а также
обслуживания студентов. Выполняя курсовые работы, готовясь к семинарам, рефератам,
докладам студенты используют для подготовки библиотеку, ее фонды и читальный
зал.
Для этого надо
оборудовать современной компьютерной техникой часть библиотеки. Создать
локальную сеть и подключить к ней доступ в глобальную сеть Интернет.
Оборудование состоит из сервера, нескольких компьютеров, количество зависит от
количества студентов, наличия материальных средств и размера помещения, модема
для подключения к Интернету, сетевого концентратора, обеспечивающего создание
локальной сети, двух принтеров (черно-белого лазерного и цветного струйного),
сканера и цифрового фотоаппарата. Интернет необходим для поиска информации в
сети, не найденной в фондах библиотеки. Наиболее предпочтительно использовать
высокоскоростное ADSL-соединение, использующее
телефонную линию, но в отличии от коммутируемого соединения не исключают
использование телефона и имеют намного большую скорость соединения (до 8 Мб/с
против 56кб/с). Для доступа необходимо заключить договор на предоставление
услуг связи с провайдером «Кубаньэлектросвязь», обеспечивающим хорошее качество
связи, практически исключающее сбои. В дальнейшем предусматривается накопление
в своей базе данных книг и периодической печати в электронном виде, полученных
из Интернета или самостоятельно отсканированных и перефотографированных из
собственного фонда с помощью сканера и цифрового фотоаппарата. Создание на
сервере электронного каталога фонда библиотеки с возможностью быстрого поиска
необходимой литературы по названию, автору, тематике и другим критериям.
Установка информационно-правовой системы «Консультант плюс» или «Гарант»
значительно поможет студентам академии, изучающих большинство предметов
юридического характера. Принтеры необходимы для распечатывания найденной
информации для изучения ее дома.
В заключении я хочу сказать,
что компьютеры и соединяющие их сети стали неотъемлемой часть современного
цивилизованного общества. Работа на компьютере перестала быть уделом
программистов и кибернетиков. Миллионы людей ежедневно общаются с компьютером
не только на работе, но и дома. Университеты и институты, готовящие
специалистов, которым предстоит работать в XXI веке уже сейчас должны быть на
самом переднем фронте информационных технологий. Широкое внедрение Internet и
WWW в учебный процесс и повседневную жизнь студентов позволят им лучше подготовиться
к работе в современных фирмах, государственных организациях, органах
управления. Конечно, пока для многих ВУЗов предоставление возможности студентам
неограниченного доступа в Internet является нереальным, как из-за ограниченной
мощности университетских компьютерных центров, так и из-за еще высокой цены
передачи данных (обычно 0.02$ / кбайт). Но уже сейчас видно, что подготовка
специалистов в области информатики без обучения их сетевым технологиям будет
неполноценной. Поэтому необходимо внедрять методику интеграции
информационных технологий в повседневную жизнь студентов, изыскивать
возможности организации доступа студентов и преподавателей к компьютерным
сетям. В этом случае огромные информационные ресурсы, имеющиеся на всех
серверах мира, могут быть использованы для образования и воспитания будущих
специалистов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.