Влияние воспитательной работы на
качество итогов образования детей
в условиях дополнительного
образования
По
определению Ожегова воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьей,
средой и проявляющиеся в общественной жизни.
В
педагогическом значении воспитание - это специальная воспитательная
деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и
отношений человека.
Образование
– это целенаправленный процесс воспитания и обучения, представляющий собой
организованную жизнедеятельность воспитанников, в которой формируются
интеллектуально-нравственные черты личности и реализуются в единстве все
компоненты образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и
эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности).
Образование
(как результат) – это достигнутый уровень в освоении знаний, умений и навыков,
опыта деятельности и отношений.
Особенность
процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том,
что он выстраивается, ориентируясь на личностный подход, т.е., исходя из
интересов, потребностей, мотивов ребенка. Личностно - ориентированный подход
является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения.
Существует
три основных правила:
1. Принимать
ребенка таким, каков он есть: не бороться с его природой, а развивать то, что
уже есть, и выращивать то, чего пока нет.
2.
Если педагог хочет, чтобы ребенок был добр, честен,
великодушен, трудолюбив, он должен последовательно внушать ему социально ценные
установки.
3. Воспитание
есть изменение в позитивном ключе отношений к товарищам, к миру, но, прежде
всего к себе.
На
занятия в кружке приходят дети, начиная с 6-летнего возраста. Этап жизненного
пути (от 5 до 11 лет) называют среднее детство. На этом этапе формируются
чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Ребенок
учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется
стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.
Подростковый
период и юность (от 11 до 20 лет). Определяются планы на будущее, актуальными
становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?». Складывается мировоззрение.
Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится
способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при
необходимости подчиняться им.
Педагогический
процесс на занятиях в объединении осуществляю через создание условий,
реализацию творческого потенциала ребенка, самостоятельную деятельность,
приобретение навыков и умений.
Значимым
моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном
этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие
занятия, совместные посещения выставок, музея.
Очень
важны отношения детей в коллективе. Дружный творческий коллектив помогает детям
чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельное решение
вопроса, беседы, поручения, а также помощь младшим и вновь прибывшим детям дает
уверенность в себе и чувство удовлетворения.
Для
выявления уровня воспитанности у детей на занятиях кружка в начале и в конце
года провожу диагностику воспитанности. Систематический анализ воспитанности
помогает увидеть мотивы поведения воспитанников через их отношение к
деятельности и товарищам, к самому себе.
В
данной диагностике представлены показатели воспитанности и признаки для
выявления разных уровней ее сформированности.
Диагностика изучения
уровня воспитанности включает в себя:
1. Отношение
к учению;
2.
Отношение к общественно полезному труду;
3.
Долг и ответственность в общественной работе;
4.
Дисциплинированность;
5.
Коллективизм и товарищество;
6.
Доброта, отзывчивость;
7.
Честность и правдивость;
8.
Простота и скромность;
9.
Бережливость.
Признаки разных уровней
воспитанности качеств являются «ключом» для распознавания и условно
характеризуют различную степень воспитанности.
Очень низкий уровень
характеризует нравственную невоспитанность: отрицательный опыт поведения,
который с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия.
Низкий уровень
характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта
поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями
старших и другими внешними стимулами и побуждениями.
Для среднего уровня
свойственны устойчивое положительное поведение, наличие организации и
самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам
товарищей по кружку еще не проявляется.
Показателем высокого
уровня воспитанности является наличие устойчивого и
положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со
стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей,
появлением активной позиции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.