«Влияние специфики
обучения и воспитания в кадетской школе на выбор профессии»
Мальцева
Александра Ильинична, педагог – психолог ВКК
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Воронежская
кадетская школа имени А.В.Суворова»
2014 год г.Воронеж
Каждый из нас тем вернее и легче
достигнет своей цели, чем свободнее
и самостоятельнее вступит на свой
путь и пойдет по нему.
Песталоцци
Как
известно, подростковый возраст - это время выбора дальнейшего жизненного пути,
«режиссуры собственной Жизни». За размышлениями о своем профессиональном
будущем обычно стоит и более глобальный вопрос - о смысле своей жизни в целом.
Но обдуманно принять решение о своей будущей профессии в подростковом возрасте
очень сложно, так как многие учащиеся совершенно не представляют, «кем быть»,
куда поступать, а иногда поступать ли вообще.
Хорошо,
когда проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и
психологическую зрелость молодого человека.
В настоящее время одной из
главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего
поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма
и любви к своему Отечеству.
Пройдя обучение в кадетской школе,
многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою
профессиональную жизнь армии или нет.
Учитывая специфику обучения и
воспитания в кадетской школе, я пришла к выводу, что необходимо создать
обучающие занятия, дающие возможность всем кадетам познакомиться со своей
индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера,
способностями. Моя работа стала эффективной и плодотворной тогда, когда
каждому ребенку смогла предоставить возможность изучить себя как
личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место
в жизни и мире.
Выбор профессии
осложняется тем, что у человека могут быть неверные представления о своих склонностях
и способностях. Они могут сказать и о том, что талантливые люди не сразу
находили себя, по несколько раз меняли профессии. К тому же профессиональное
самоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от
многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей,
сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.
Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов
подростка, его способностей, системы ценностей.
Хорошо, когда сами учащиеся испытывают потребность посоветоваться с
психологом о своём профессиональном выборе, так как эта проблема выдвигается на
одно из первых мест учащимися 9-11 классов.
Можно выделить два главных направления работы психолога по профориентации.
Первое - это
проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие
психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.
Второе направление
работы - это проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношами,
предусматривающих диагностику, коррекцию и консультацию.
До начала проведения индивидуальных профконсультаций провожу изучение
профессиональных намерений кадет и уровня развития у них некоторых
способностей. Учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и
достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в моей
помощи. С ними консультации провожу только в случае их самостоятельного
обращения ко мне за помощью, которая чаще всего состоит в подтверждении правильности
совершённого выбора.
Работа с менее благополучными в этом отношении учащимися не ограничивается
только несколькими консультациями. Прежде всего, выявляю их интересы и
склонности и определяю круг интересующих их профессий, затем даю рекомендации
по ознакомлению с ними.
Обогащение
учащихся знаниями о профессиях способствует формированию более адекватного
представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех
условиях, в которых она протекает.
Подбирала методы диагностики, которые опирались на адекватное понимание
самой профессиональной деятельности, учитывали две её важные стороны -
содержательную и динамическую.
Первая
отражает действительное содержание профессии с точки зрения требуемых знаний,
умений, навыков, целей деятельности. Это выражается в специфических требованиях
профессии к особенностям и уровню развития мышления, памяти, внимания,
моторики, восприятия и т. д., которые формируются под воздействием
профессиональной деятельности и необходимы ещё на этапе овладения профессией.
Вторая сторона
профессиональной деятельности - динамическая - выражается в форме определённых
требований к скорости, темпу, силе протекания психических процессов.
Диагностическое обследование позволяет понять, чего учащийся достиг на пути
формирования тех или иных способностей, но не даёт оснований строить
долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое
испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают
положительное или отрицательное влияние на формирование будущей
профессиональной пригодности. Это зависит от мотивации учащегося, и от
отношения родителей к его выбору, и от многих других причин, таких как
медицинские показания, результаты сдачи ЕГЭ или ОГЭ.
Следовательно,
поскольку развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не
предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить
критерием профессионального выбора. Поэтому результаты должны использоваться
таким образом, чтобы активизировать стремление школьников к самопознанию и
самосовершенствованию. В связи с этим я не просто диагностирую, но и провожу
диагностико - коррекционную работу, главной целью которой является подготовка
учащегося к своему профессиональному будущему путём формирования необходимых
качеств, свойств личности.
В связи с этим
провожу анкетирование учащихся 9-10- х классов:
1. «Определение типа профессии Е.А. Климова»
В связи с этим провожу анкетирование учащихся 9-10- х классов:
Учащийся знакомится с профессиями, которые относятся к этим
группам и подтверждают согласие со своим выбором. Методика основана на
профессиональных интересах учащихся.
*Природа: (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).
*Техника: (инженер,
конструктор, летчик, машинист, танкист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель
двигателей и др.).
*Знаковая
система: (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).
*Искусство:
(художник, писатель, актер, режиссер,
музыкант).
*Человек:
(врач, медработник, учитель, воспитатель, официант, продавец, парикмахер, экскурсовод, юрист, военный
и т.д.).
2.
« Опросник
профессиональных склонностей Л.Йовайши»
Этот
тест определяет профессии и требования к будущему профессионалу
I — Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием,
обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Требования к
профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый
эмоциональный интеллект.
II — Склонность к исследовательской
деятельности. Профессии, связанные с разработкой
новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая
теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и
гибкость мышления.
III — Склонность к
практической деятельности.
Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и
конструкций; управление техникой; изготовление изделий. Требования к
профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.
IV — Склонность к эстетическим
видам деятельности.
Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной,
литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, требуют наличия
специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских и др.).
V — Склонность к экстремальным видам
деятельности. Профессии, связанные с занятиями
спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью,
службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка,
смелость, самоотверженность.
VI — Склонность к
планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и
планированием, делопроизводством, анализом и преобразованием информации любого
рода. Требования к профессионалу: аккуратность, исполнительность,
ответственность.
3. «Методика
профиль» определяет
направления профилей профессий и подтверждает их профессиональные склонности,
даёт десять
возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика; 2
– химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология; 6
– литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9
–
предпринимательство и домоводство; 10 – спорт и военное дело.
4. «Определение
темперамента» (Айзенк)
определяет важнейшие
характеристики, как общительность и эмоциональная устойчивость, которые
являются составляющими темперамента. И определяет тип темперамента: сангвиник,
меланхолик,
флегматик, холерик.
5.
«Определение типа мышления Г.С. Никифорова»
Тип
мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип
мышления, учащиеся могут прогнозировать успешность в выбранных определенных
видах профессиональной деятельности. Тип мышления накладывает отпечаток на
стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Методика
позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный,
абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть
индивидуальный способ преобразования информации. Во время индивидуального
консультирования они получают рекомендации по развитию какого-то типа мышления
необходимого им для выбранной профессии по методики Г.Резапкиной.
В работе с
учащими 11-х классов, использую:
1. «Тест
на самооценку стрессоустойчивости личности» ( сост. Н.В.Киршева, Н.В.
Рябчикова).
Каждый
человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым
ослабить влияние стрессовой ситуации.
Саморегуляция
– это способность человека произвольно управлять своей деятельностью:
планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и
контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.
2. Тест
Военной направленности.
Методика
предназначена для определения военно-профессиональных склонностей человека и
специальностей.
• “1”
– командные специальности; • “2”
– операторские;
• “3”
– связи и наблюдения ; • “4”
– водительские;
• “5”
– специального назначения; • “6”
– технологические.
3. Анкета
«Готовность к выбору профессии».
(Учащиеся определяют для себя свою
готовность к выбору профессии, где есть вопросы:
*Если Вам не удается получить
избираемую профессию, то у Вас есть запасные
варианты____________________________________________________________
*Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности,
Вам не достает_____________________________________________
*Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств._____________)
Вопросы
анкеты заставляют задуматься учащихся о выработке необходимых профессиональных
качеств, о серьёзной подготовке к сдаче экзаменов и т.д.
Если
не обнаружено противопоказаний к профессии, если не отмечено серьёзных
“провалов” в развитии важных для овладения ею качеств, необходимо наметить план
самоподготовки, самовоспитания учащегося, формирования у него требуемых
способностей. Моя задача - помочь в осуществлении этого плана, в организации
контроля. Для чего необходимо обстоятельно обсуждать с учащимися его достижения
на пути подготовки к профессии, возникающие сложности и способы их преодоления,
в том числе обращать внимание на изучение предметов, которые им потребуются на
вступительных экзаменах в выбранном ВУЗе. А также информировать родителей об их
выборе и оказании психологической поддержке сыну в подготовке к поступлению в
намеченный ВУЗ.
Если, находятся серьезные основания сомневаться в том, достаточен ли уровень
развития некоторых способностей, знаний, умений для успешного овладения
профессией, то с учащимся обсуждается вопрос либо о смене профессионального
плана, либо о необходимости проведения очень насыщенной и, вероятно, длительной
работы по формированию необходимых качеств, овладению требуемыми знаниями (в
том числе и по школьным предметам). Ему предлагается система психотренировок
(развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и пр.),
рекомендации по самовоспитанию. Эти учащиеся требуют особенно пристального
внимания психолога, жесткого контроля за выполнением рекомендаций,
сформулированных в ходе профконсультации. Важные диагностические и
тренировочные мероприятия имеют большое значение для понимания школьником
самого себя, своего ресурса, сама активность школьников упрочивает их профессиональные
намерения.
Данные психофизиологического обследования позволяют мне формулировать
рекомендации учащимся о том, как им учитывать свои индивидуальные особенности в
период подготовки к профессии и на начальном этапе овладения ею, в частности,
по выработке индивидуального стиля деятельности. Такая работа психологом
проводится после принятия учащимся решения о выборе профессии. Если психолог
и учащийся успешно пройдут все этапы, найдя взаимопонимание, то есть надежда,
что человек удачно сделает свой выбор и у него не возникнет впоследствии
желания сменить свою профессию уже в зрелом возрасте.
Подводя
итоги, хочется сказать, что работа психолога по профессиональному
самоопределению подростков и юношей наиболее востребована в современной школе,
так как благодаря этой работе можно разрешить следующие непростые
образовательные задачи:
-
получение непротиворечивых данных о склонностях
и возможностях школьников и определение ими их будущего профиля обучения;
-
обеспечение широкого диапазона
вариативности профессионального самоопределения;
- дополнительная поддержка некоторых групп учащихся (выбор юношами деловой
карьеры, преодоление тревожными школьниками ситуаций конкуренции на экзамене
или в будущем при поступлении на работу).
Ежегодно кадеты «Воронежской кадетской школы» в основном поступают в военные
ВУЗы России, успешно проходят обучение и служат в разных частях Вооруженных сил
Российской Федерации. А те, кому не позволяет здоровье поступить в военный ВУЗ,
поступают в гражданские ВУЗы страны и успешно трудятся на благо Родины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.