Тема: Влияние
новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.
Наша страна
стремительно развивается и играет немаловажную роль в мировом
сообществе,
ставя перед собой высокие цели. Качественное образование сегодня - это
требование нового времени.
Круговорот
перемен, современные инновационные технологии требуют от учителей
высокого
профессионализма, критического мышления и развитых коммуникативных
навыков в сфере
образования. Именно школа прокладывает дорогу в будущее и закладывает основную
базу знаний, умений и навыков учеников, и поэтому нам, учителям, нужно самим
шагать в ногу со временем. Личность учителя является стержневой
фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности
обучения учеников.
Темой
исследования в действии является «Влияние новых подходов к обучению на
повышение
мотивации учащихся», потому что проблема низкого уровня мотивации к
обучению учащихся на уроках волнует многих учителей, и в нашей школе
это является одной из самых актуальных проблем. Как научить детей учиться? Как
повысить мотивацию к обучению? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я сама
задалась вопросом: почему уровень мотивации низкий? В чем причина и как найти
решение этих проблем? Например, академик Х.Й. Лийметс объясняет это тем, что
«результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии
интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном
контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой
деятельности значимой точкой опоры, которая переворачивает мир детского
отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к
общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную
побудительную силу».
«Психологический
закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С.
Выготский.
Другой известный
психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не
бывает». Говорил о
том, «что мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он
выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы
зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива –
внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным,
ненужным».
Мотив учебного
процесса всегда должен присутствовать и сопутствовать обучению. На
основе вышеуказанного, я решила попробовать решить проблему повышения
мотивации к обучению школьников посредством включения их в свою
исследовательскую деятельность, через групповую форму работы и применение
ключевых идей семи модулей, которые, я думаю, мне помогут сделать мои
традиционные уроки познавательными, интересными и увлекательными.
Следовательно, это повлияет на повышение мотивации к обучению наших
учащихся.
Задача каждого
учителя – развитие глубокого понимания предмета, обеспечение
функциональной
грамотности учеников.
Актуальность
темы исследования способствовало выдвижению следующей гипотезы:
применение
групповой формы работы на уроках истории, способствует повышению
мотивации к
обучению учащихся на уроках истории. Для доказательства я начала свое
исследование со сбора информации: анкеты для учащихся и родителей,
таблицы наблюдения, интервьюирование (анкетный опрос) и др., также
перечитав дополнительную литературу, касающуюся темы работы в группах, я
поняла, что все исследователи данного направления утверждают, что независимо от
предмета, ученики, работающие в группах, как правило, больше узнают о том,
что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания и в
дальнейшем уже могут использовать их на практике.
Для исследования в
действии я выбрала 6 класс, предмет история Казахстана.
Класс по своему
составу и возможностям – полярный.
Степень
организованности в классе оценена психологом школы как средний уровень.
При планировании
уроков я старалась учесть, что в классе есть дети с социальными и
психологическими барьерами.
До начала
своего исследования совместно с психологом я провела анкетирование для
определения уровня школьной мотивации.
Результаты анкетирования
показали очень низкий уровень мотивации к школе у десяти
учащихся и только
у одного - высокий.
И я задумалась
о том, как можно решить эти проблемы. При подготовке к урокам
старалась
применять ключевые идеи семи модулей и учесть все перечисленные
аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была
возможность реализовать себя.
При совместном
выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый
вносит свой вклад
в совместную работу, также групповая работа способствует улучшению
психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению
вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Целью каждого
урока должно быть формирование у учащихся умения учиться.
Учащихся
необходимо научить самостоятельно добывать нужную информацию в учебнике и в
дополнительных источниках, перерабатывать новую информацию и использовать
полученные знания, создавать на основании знаний, умений, навыков новое,
необычное —творить, изобретать, исследовать.
В качестве
приоритетов в исследовании определила трех учащихся, которые являются
представителями
трех разных категорий. А (высокий уровень) В (средний уровень), С
(низкий уровень).
За период
исследования активизировалось вовлечение учащихся в процесс обучения.
Мне удалось
применить на своих уроках стратегии и приемы, которые я запланировала,
плюс ко всему происходящему на уроках я увидела, что учащиеся
старались раскрыться через работу в группе и при защите своих работ.
По результатам
своего наблюдения я отметила, что ранее традиционных уроках
учащийся «С»
почти всегда отмалчивался или же выполнял работу по карточкам.
Практически он не
участвовал в учебном процессе, при опросе терялся и часто не знал, что
ответить, а на уроках с групповой формой работы он очень удивил
учителя и своих одноклассников активностью и уверенностью в себе и
проявлением интереса к предмету. Конечно же, ответы не совсем точны,
но на ошибках учатся, и я думаю, если появилось желание, то успех уже
не за горами. Учащийся «С» у которого был очень низкий уровень мотивации к
обучению, в работе в группе стал и даже стал проявлять себя как
лидер, например, к заданию по составлению рассказа и чтению его перед классом
он отнесся очень серьезно, чего раньше за ним не замечала. Стал
выходить к доске на защиту презентации постера, у него появилась
уверенность в своих силах, расширился словарный запас, стал больше
общаться со сверстниками.
Было проведено
повторное анкетирование на тревожность учащего «С»
(приложение№5-анкета)
и по результатам видно, что уровень тревожности значительно снизился,
Игорь стал чаще отвечать на уроке и перестал испытывать страх при ответах, даже
больше стал отвечать уже на вопросы высокого уровня сложности,
которые требуют сравнения, анализа, оценивания и рассуждения.
После проведения
исследования я попросила Игоря дать мне интервью, и он с
радостью
согласился, хотя учащийся не любил, даже когда его фотографируют. В
ходе беседы я задала ему вопрос, нравится ли ему работать в группе,
и он дал довольно-таки расширенный положительный ответ. Было видно,
что положительные эмоции его прямо переполняли. (Приложение №6 –видео
стоп-кадр)
А учащийся «В»
со средним уровнем мотивации и обучаемости, по итогам моих
наблюдений и
коллег, принимал активное участие в совместной работе, прислушивался и
всегда старался помочь своим одноклассникам. Проявились скрытые лидерские
качества. С первого занятия он выполнял с удовольствием каждое задание, и было
видно, что работа в группе ему очень нравится. Ерик это подтвердил при нашей
беседе после исследования.А вот с учащимся «А» с высоким уровнем
обучаемости на начальном этапе работы были
проблемы до слез и
возмущений. Учащийся не мог принять того, что сверстники, у которых уровень
знаний ниже, оказались с ним на равных, и я для себя отметила, что при работе в
группе ему необходимо поручать более ответственные роли - спикера или
эксперта. Данный инцидент произошел на первом уроке и уже при планировании на
последующие уроки через внедрение семи модулей, которые помогают бороться
с барьерами у учеников я старалась все предусмотреть и не допускать в
дальнейшем таких проблемных ситуаций.
В целом работа в
группах оказала положительное влияние на весь класс. В работу были
вовлечены все –
и «пассивные» дети (Александра, Кафия, раскрылись для меня с новой
стороны), «Клоун класса» -Данияр, который всегда на уроках занимался
чем угодно, но только не учебным процессом, к моему удивлению, сплотил всю
группу возле себя и в итоге «руководил» ими в течение всего урока, и у них
получилась отличная работа. (приложение-фото). Безусловно, все принимали
участие в «мозговом штурме», который позволяет не только активизировать
мыслительную деятельность, но также и формирует нестандартное мышление,
базирующее основы функциональной грамотности учащихся. Такая методика не
ставит ребенка в рамки правильных или неправильных ответов. Обратила
внимание на то, что когда учащиеся выполняли сложные задания, то в
группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении
таких заданий индивидуально.
Этот вид
деятельности (групповая работа, применение исследовательской беседы)
помогает увлечь
и заинтересовать моих учеников (группа составляла предложения с
историческими
терминами.) Первые шаги в этом направлении сделали, т.к. благоприятная
обстановка в классе была создана и приятно было видеть увлеченность
детей работой на уроке. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке
достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных
этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это
обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Уроки в форме групповой
работы дали положительный результат.
Основываясь на
результатах своего практического исследования, я убедилась в том, что
организация
групповой формы работы в учебном процессе имеет ряд преимуществ и
достоинств:
безусловно, способствует повышению мотивации к обучению, учит
объективности
оценивать себя и своих одноклассников, повышает самооценку учащегося, в
процессе совершенствуются знания, умения и навыки, способствует
снижению уровня тревожности у учащихся.
Также исчезает
страх при ответе на вопрос, боязнь оказаться некомпетентным, а самое
главное то, что
групповая форма работы развивает и учит самостоятельности учащегося.
Таким образом,
применяя групповую работу на своих уроках, я хотела бы отметить, что
действительно
повышается учебная и познавательная мотивация учеников, и при повторном
анкетировании на мотивацию к обучению при мониторинге видны хоть и
незначительные, но положительные результаты.
По сравнению с
первым анкетированием у учащихся, уровень мотивации учащихся
повысился, а
это значит, что появилось желание учиться и посещать уроки. Повышение
мотивации в обучении служит признаком положительной динамики в обучении и
развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации. Я убедилась, что
данная форма работы способствует улучшению психологического климата в
классе, развитию взаимоуважения.
Использование
новых подходов к обучению учащихся показало, что ученики сами могут
добывать знания, самостоятельно и объективно оценивать свою работу,
учатся мыслить, находить ответы на свои вопросы. Групповая форма
работы способствует развитию самостоятельности и именно в такой работе
успех каждого учащегося приумножается коллективным сплоченным успехом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.