Инфоурок География Другие методич. материалыВлияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

Скачать материал

     Тема: Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

   Наша  страна  стремительно  развивается  и  играет  немаловажную  роль  в  мировом

сообществе,  ставя  перед  собой  высокие  цели.  Качественное  образование  сегодня  -  это требование нового времени.

Круговорот  перемен,  современные  инновационные  технологии  требуют  от  учителей

высокого  профессионализма,  критического  мышления  и  развитых  коммуникативных

навыков в сфере образования. Именно школа прокладывает дорогу в будущее и закладывает основную базу знаний, умений и навыков учеников, и поэтому нам, учителям, нужно самим шагать  в  ногу  со  временем.  Личность  учителя  является  стержневой  фигурой  в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников.

   Темой  исследования  в  действии  является  «Влияние  новых  подходов  к  обучению  на

повышение  мотивации  учащихся»,  потому  что  проблема  низкого  уровня  мотивации  к обучению  учащихся  на  уроках  волнует  многих  учителей,  и  в  нашей  школе  это  является одной из самых актуальных проблем. Как научить детей учиться? Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я сама задалась вопросом: почему уровень мотивации низкий? В чем причина и как найти решение этих проблем? Например, академик Х.Й. Лийметс объясняет это тем, что «результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов.  В  развитии  интереса  к  учебе  большую  роль  играет  потребность  детей  в эмоциональном  контакте.  Общение  в  группе  становится  на  начальных  этапах  групповой деятельности значимой точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе.  Учебные  занятия, побуждаемые  вначале  стремлением  к  общению,  постепенно приобретают  самостоятельный  интерес,  собственную  побудительную  силу».

«Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выготский.

Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не

бывает». Говорил о том, «что мотив вообще  –  это источник деятельности любого человека. Он  выступает  как  бы  «энергетической  батареей»  личности,  и  от  его  силы  зависит интенсивность  деятельности  человека.  Нет  внутреннего  мотива  –  внутренней  движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным».

Мотив  учебного  процесса  всегда  должен  присутствовать  и  сопутствовать  обучению.  На основе  вышеуказанного,  я  решила  попробовать  решить  проблему  повышения  мотивации  к обучению школьников посредством включения их в свою исследовательскую деятельность, через  групповую  форму  работы  и  применение  ключевых  идей  семи  модулей,  которые,  я думаю,  мне  помогут  сделать  мои  традиционные  уроки  познавательными,  интересными  и увлекательными.   Следовательно,  это  повлияет  на  повышение  мотивации      к  обучению наших учащихся.

Задача  каждого  учителя  –  развитие  глубокого  понимания  предмета,  обеспечение

функциональной грамотности учеников.

Актуальность  темы  исследования  способствовало  выдвижению  следующей  гипотезы:

применение  групповой  формы  работы  на  уроках  истории,  способствует  повышению

мотивации  к  обучению  учащихся  на  уроках  истории.  Для  доказательства  я  начала  свое исследование  со   сбора  информации:  анкеты  для  учащихся  и  родителей,  таблицы наблюдения,  интервьюирование  (анкетный  опрос)  и  др.,  также  перечитав  дополнительную литературу, касающуюся темы работы в  группах, я поняла, что все исследователи данного направления утверждают, что независимо от предмета, ученики, работающие в группах, как правило,  больше  узнают  о  том,  что  преподается  и  сохраняют  дольше  полученные  в результате знания и в дальнейшем уже могут использовать их на практике.

Для исследования в действии я выбрала 6 класс, предмет история Казахстана.

Класс по своему составу и возможностям – полярный.

Степень организованности в классе оценена психологом школы как средний уровень.

При  планировании  уроков  я  старалась  учесть,  что  в  классе  есть  дети  с  социальными  и психологическими барьерами.

До  начала  своего  исследования  совместно  с  психологом  я  провела  анкетирование  для определения уровня школьной мотивации.

Результаты анкетирования показали очень низкий уровень мотивации к школе у десяти

учащихся и только у одного - высокий.

И  я  задумалась  о  том,  как  можно  решить  эти  проблемы.  При  подготовке  к  урокам

старалась  применять  ключевые  идеи  семи  модулей  и  учесть  все  перечисленные  аспекты  и подбирать  задания  таким  образом,  чтобы  у  каждого  была  возможность  реализовать  себя.

При  совместном  выполнении  задания  происходит  взаимообучение,  поскольку  каждый

вносит свой вклад в совместную работу, также групповая работа способствует  улучшению психологического  климата  в  классе,  развитию  взаимоуважения,  умению  вести  диалог  и аргументировать свою точку зрения.

Целью каждого урока должно быть формирование у учащихся умения учиться.

Учащихся необходимо научить самостоятельно добывать нужную информацию в  учебнике и  в  дополнительных  источниках,  перерабатывать  новую  информацию  и  использовать полученные знания, создавать на основании знаний,  умений, навыков новое, необычное  —творить, изобретать, исследовать.

В качестве приоритетов в исследовании определила трех учащихся, которые являются

представителями  трех  разных  категорий.  А  (высокий  уровень)  В  (средний  уровень),  С (низкий уровень).

За  период  исследования  активизировалось  вовлечение  учащихся  в  процесс  обучения.

Мне  удалось  применить  на  своих  уроках  стратегии  и  приемы,  которые  я  запланировала, плюс  ко  всему  происходящему  на  уроках  я  увидела,  что  учащиеся  старались  раскрыться через работу в группе и при защите своих работ.

По  результатам  своего  наблюдения  я  отметила,  что  ранее  традиционных  уроках

учащийся  «С»  почти  всегда  отмалчивался  или  же  выполнял  работу  по  карточкам.

Практически он не участвовал в учебном процессе, при опросе терялся и часто не знал, что ответить,  а  на  уроках  с  групповой  формой  работы  он  очень  удивил  учителя  и  своих одноклассников  активностью  и  уверенностью  в  себе  и  проявлением  интереса  к  предмету. Конечно  же,  ответы  не  совсем  точны,  но  на  ошибках  учатся,  и  я  думаю,  если  появилось желание, то успех уже не за горами. Учащийся «С» у которого был очень низкий уровень мотивации  к  обучению,  в  работе  в  группе  стал  и  даже  стал  проявлять  себя  как  лидер, например, к заданию по составлению рассказа и чтению его перед классом он отнесся  очень серьезно,  чего  раньше  за  ним  не  замечала.  Стал  выходить  к  доске  на  защиту  презентации постера,  у  него  появилась  уверенность  в  своих  силах,  расширился  словарный  запас,  стал больше общаться со сверстниками.

Было  проведено  повторное  анкетирование  на  тревожность  учащего  «С»

(приложение№5-анкета)  и  по  результатам  видно,  что  уровень  тревожности  значительно снизился, Игорь стал чаще отвечать на уроке и перестал испытывать страх при ответах, даже больше  стал  отвечать  уже  на  вопросы  высокого  уровня  сложности,  которые  требуют сравнения, анализа, оценивания и рассуждения.

После  проведения  исследования  я  попросила  Игоря  дать  мне  интервью,  и  он  с

радостью  согласился,  хотя  учащийся  не  любил,  даже  когда  его  фотографируют.  В  ходе беседы  я  задала  ему  вопрос,  нравится  ли  ему  работать  в  группе,  и  он  дал  довольно-таки расширенный  положительный  ответ.  Было  видно,  что  положительные  эмоции  его  прямо переполняли. (Приложение №6 –видео стоп-кадр)

А  учащийся  «В»  со  средним  уровнем  мотивации  и  обучаемости,  по  итогам  моих

наблюдений  и  коллег,  принимал  активное  участие  в  совместной  работе,  прислушивался  и всегда старался помочь своим одноклассникам. Проявились скрытые лидерские качества. С первого занятия он выполнял с удовольствием каждое задание, и было  видно, что работа в группе ему очень нравится. Ерик это подтвердил при нашей беседе после исследования.А  вот  с  учащимся  «А»  с  высоким  уровнем  обучаемости  на  начальном  этапе  работы  были

проблемы до слез и возмущений. Учащийся не мог принять того, что сверстники, у которых уровень знаний ниже, оказались с ним на равных, и я для себя отметила, что при работе в группе ему необходимо поручать более ответственные роли  -  спикера или эксперта. Данный инцидент произошел на первом уроке и уже при планировании на последующие уроки через внедрение  семи  модулей,  которые  помогают  бороться  с  барьерами  у  учеников  я  старалась все предусмотреть и не допускать в дальнейшем таких проблемных ситуаций.

В целом работа в группах оказала положительное влияние на весь класс. В работу были

вовлечены  все  –  и  «пассивные»  дети  (Александра,  Кафия,  раскрылись  для  меня  с  новой стороны),  «Клоун  класса»  -Данияр,  который  всегда  на  уроках  занимался  чем  угодно,  но только не учебным процессом, к моему удивлению, сплотил всю группу возле себя и в итоге «руководил» ими в течение всего урока, и у них получилась отличная работа. (приложение-фото).  Безусловно,  все  принимали  участие  в  «мозговом  штурме»,  который  позволяет  не только  активизировать  мыслительную  деятельность,  но  также  и  формирует  нестандартное мышление, базирующее основы функциональной грамотности учащихся. Такая методика не ставит  ребенка  в  рамки  правильных  или  неправильных  ответов.  Обратила  внимание  на  то, что  когда  учащиеся  выполняли  сложные  задания,  то  в  группе  учащиеся  добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.

Этот  вид  деятельности  (групповая  работа,  применение  исследовательской  беседы)

помогает  увлечь  и  заинтересовать  моих  учеников  (группа  составляла  предложения  с

историческими  терминами.)  Первые  шаги  в  этом  направлении  сделали,  т.к.  благоприятная обстановка  в  классе  была  создана  и  приятно  было  видеть  увлеченность  детей  работой  на уроке.  Оптимальная  работоспособность  учащихся  на  уроке  достигалась  путём  чередования видов  учебной  деятельности  на  различных  этапах  урока  и  спокойной  доброжелательной обстановкой.  Всё  это  обеспечило  предупреждение  перегрузки  учащихся.  Уроки  в  форме групповой работы дали положительный результат.

Основываясь на результатах своего практического исследования, я убедилась в том, что

организация  групповой  формы  работы  в  учебном  процессе  имеет  ряд  преимуществ  и

достоинств:  безусловно,  способствует  повышению  мотивации  к  обучению,  учит

объективности оценивать себя и своих одноклассников, повышает самооценку учащегося, в процессе  совершенствуются  знания,  умения  и  навыки,  способствует  снижению  уровня тревожности у учащихся.

Также исчезает страх при ответе на вопрос, боязнь оказаться некомпетентным, а самое

главное то, что групповая форма работы развивает и учит самостоятельности учащегося.

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках, я хотела бы отметить, что

действительно повышается учебная и познавательная мотивация учеников, и при повторном анкетировании на  мотивацию к  обучению  при  мониторинге  видны хоть  и  незначительные, но положительные результаты.

По  сравнению  с  первым  анкетированием  у  учащихся,  уровень  мотивации  учащихся

повысился,  а  это  значит,  что  появилось  желание  учиться  и  посещать  уроки.  Повышение мотивации в обучении служит признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации. Я убедилась, что данная форма работы способствует  улучшению  психологического  климата  в  классе,  развитию  взаимоуважения.

Использование  новых  подходов  к  обучению  учащихся  показало,  что  ученики  сами  могут добывать  знания,  самостоятельно  и  объективно  оценивать  свою  работу,  учатся  мыслить, находить  ответы  на  свои  вопросы.  Групповая  форма  работы  способствует  развитию самостоятельности  и  именно  в  такой  работе  успех  каждого  учащегося  приумножается коллективным сплоченным успехом.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Темой  исследования  в  действии  является  «Влияние  новых  подходов  к  обучению  на повышение  мотивации  учащихся»,  потому  что  проблема  низкого  уровня  мотивации  к обучению  учащихся  на  уроках  волнует  многих  учителей,  и  в  нашей  школе  это  является одной из самых актуальных проблем. Как научить детей учиться? Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я сама задалась вопросом: почему уровень мотивации низкий? В чем причина и как найти решение этих проблем? 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Материалы для урока "Права и свободы человека и гражданина"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 22. Гражданин Российской Федерации
  • 01.10.2020
  • 1144
  • 43
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 457
    • DOCX 19.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Секербекова Айнагуль Дулатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1528
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе