Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
На семинарах и коучингах, посвященных новым подходам в преподавании и обучении при проведении анкетирования большинство учителей отмечают, что хотели бы ознакомиться с новыми способами оценивания.Пятибальная форма оценивания не в полной мeрeотражает знания ученика. Дети не всегда понимают, как и за что им ставят ту или иную оценку. Ученик не всегда чувствует себя комфортно после такого оценивания. У такого ребенка может возникнуть отрицательное отношение к школе.
Оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.Доминирующим субъектом в классе является ученик.
Как увидеть каждого ученика, определить уровень знаний, умений каждого из них? Мы распределяем роли в группе так, чтобы экспертами и оценщиками стали активные, внимательные учащиеся, лидеры. Каждый такой ученик в начале урока получает лист оценивания, где написаны виды работ, которые нужно оценить. Они с удовольствием выполняют эту работу и наблюдают за вкладом каждого члена малой группы, оценивают его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходят очень критично и объективно, у них учатся оцениванию другие учащиеся.
Использование формативного оценивания при работе в группе дает возможность детям раскрыться, получать помощь и помогать, предлагать свои идеи, оценивать возможности свои и окружающих ребят. «Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать» (РДУ, 2012, с.260).
Надо отметить, что формативное оценивание позволяет фиксировать деятельность ученика после каждого этапа урока, поддерживать, стимулировать его для дальнейшего участия в процессе обучения.
В своей работе я преследовала цели определить и использовать приемы формативного оценивания в работе с учащимися, убедиться в их эффективности.
В исследовании мною были выбраны для наблюдения
- ученик А –быстро воспринимает материал (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов творческого характера, прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли), - ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),
- ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)
Ожидаемый результат использования формативного оценивания в работе в сотрудничестве: -ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы -ученик В – формативное оценивание в коллаборативной среде, положительные эмоции, поддержка ребят будут способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,
-ученик С – благодаря формативному оцениванию во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С, которые будут определять ошибки и предлагать ему способы решения проблемы.
Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.
По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на каком уровне находится ученик в начальном этапе нашей практики
Таблица результатов наблюдений за деятельностью учащихся от 3.09.13г.(тест)
Устный счет
Работа по нумерации
Решение уравнений
Решение задач
Сравнение чисел и величин
Нестандартные задания
Средний балл
Общий балл %
А
3
3
2
1
2
2
2,4
71 %
В
2
2
1
1
2
1
1,5
50%
С
1
1
1
1
1
1
1,0
33 %
По итогам первого урока провела суммативное оценивание и определила уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.
На первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь»,«Чем мы похожи и чем отличаемся?»,«Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила этап деления на группы при помощи карточек с числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон»(на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ухо слова), то есть деление на группы плавно переходило в другой этап урока, где закреплялся изученный материал или проверялось домашнее задание. Здесь часто использовала прием «Мозговой штурм» после которого учащиеся использовали самооценивание, комментировали свои возможности.
На первых уроках совместно с учащимися были выработаны правила работы в группе, критерии оцениваниякак устных и письменных ответов, так и постеров.
Для защиты проектов приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли, обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегиюдля самооценивания, в которой детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы. Уже безучастно сидящие ученики Ви Сбыли вовлечены в процесс урока иобъясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.
Необходимо отметить, что при использовании формативного оценивания при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане. Они имеют возможность общаться со сверстниками, оценивать работу товарищей так, чтобы не обидеть, не ранить их, могут защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями при оценивании, то есть принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.
«Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).
По исследовательской практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.
Динамика роста вовлеченности учащихся в групповую работу по результатам анкеты за период с 3.09.2013 по19.03.2014г.
Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети начали осмысленно готовиться к урокам дома, не только выполняли домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий. Учащиеся, отнесенные мной к категории С, стали внимательно слушать после использования прямой обратной связи. Не только лидеры групп, но и ученики группы С показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов. В конце каждого урока они задавали себе вопросы: «Что я узнал? Что мне необходимо усовершенствовать? Что у меня получилось лучше всего?» Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.
По таблице и результатам тестов можно наблюдать динамику роста усвоения знаний, полученных на уроках.
Динамика роста активности учащихся А, В, С на уроке
Активизировалась работа учащихся всех уровней.Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждение и оценивание, в дискуссии и исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.
Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся, рефлексии в виде прямой и обратной связи.
. Благодаря применению формативного оценивания в сотрудничествеучащиеся могут:
· формировать свою точку зрения;
· связно излагать свое мнение о выступлении товарищей;
· выяснять мнения одноклассников;
· разрешить разногласия, доказывая свою правоту;
§ отвергаются ошибочные варианты, работы дополняются правильным решением при оценивании;
§ ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.
Просуммировав эффекты использования формативного оценивания в коллективной форме организации учебного процесса на уроках, мы получаем весьма убедительный перечень:
1. возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
2. на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, так как учащиеся сами дополняют и поясняют работу при оценивании;
3. ученики получают большое удовольствие от обучения, комфортней чувствуют себя в школе;
4. возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
5. меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, всегда присутствуют чуткость, понимание;
6. растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
7. учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
8. Учитель, используя результаты оценивания, обратной связи, получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Современные приемы формативного оценивания необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.
Анализируя результаты исследовательской работы, могу сказать, что использование формативного оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. По результатам исследования в действии наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работы по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения», работы в школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.
Характерными признаками успешного учителя являются профессионально-нравственная целостность, профессиональное понимание и практические навыки. Это те признаки, которых желает достичь любой учитель, стремящийся познать искусство «быть учителем», искусство, в которое каждый год привносятся изменения и новшества, искусство, благодаря которому наши ученики станут добрее и умней.
Литература:
1. Руководство для учителя. II (основной)уровень. Астана 2012 г.//
2. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //
6 661 510 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Курмансеитова Халбике Есиркеповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.