Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать материал

 

ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         На  семинарах и коучингах, посвященных   новым подходам в преподавании и обучении при проведении анкетирования  большинство учителей отмечают, что хотели  бы ознакомиться с новыми способами оценивания.Пятибальная форма  оценивания не в полной мeрe отражает  знания ученика. Дети не всегда понимают, как и за что им ставят ту или иную оценку. Ученик не всегда чувствует себя комфортно после такого оценивания. У  такого ребенка  может возникнуть отрицательное  отношение  к школе.

Оценивание  должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

Слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком  является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.   

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является  учитель.

Формативное оценивание используется   в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Доминирующим субъектом в классе является ученик.

Как увидеть каждого ученика,  определить уровень знаний, умений каждого из них?  Мы распределяем роли в группе так, чтобы экспертами и оценщиками стали активные, внимательные учащиеся, лидеры. Каждый такой ученик в начале урока получает лист оценивания, где написаны виды работ, которые нужно  оценить. Они с удовольствием выполняют эту работу и наблюдают за вкладом  каждого члена малой группы, оценивают его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходят очень критично и объективно, у них учатся оцениванию  другие учащиеся.

  Использование формативного оценивания при  работе в группе  дает возможность  детям раскрыться, получать помощь и помогать, предлагать свои идеи, оценивать  возможности свои и окружающих ребят.  «Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать» (РДУ, 2012, с.260).

Надо отметить, что формативное оценивание позволяет фиксировать деятельность ученика после каждого этапа урока, поддерживать, стимулировать его для дальнейшего участия в процессе обучения.

         В своей работе я преследовала цели  определить и использовать приемы формативного оценивания в работе с учащимися, убедиться в их эффективности.

В исследовании мною были  выбраны для наблюдения 

- ученик А – быстро воспринимает  материал  (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов творческого характера,  прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли),                                                                                                                                 - ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),                                                      

- ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)

         Ожидаемый результат использования формативного оценивания в  работе в сотрудничестве:                                                                                                                                                     -ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы                                                                       -ученик В – формативное оценивание в коллаборативной среде, положительные эмоции, поддержка ребят будут  способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,

-ученик С – благодаря формативному оцениванию во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С, которые будут определять ошибки и   предлагать  ему  способы решения проблемы.

Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.

По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на  каком уровне находится ученик  в начальном этапе нашей практики

Таблица  результатов наблюдений за  деятельностью учащихся от 3.09.13г.(тест)

 

Устный счет

Работа по нумерации

Решение уравнений

Решение задач

Сравнение чисел и величин

Нестандартные задания

Средний балл

Общий балл %

А

3

3

2

1

2

2   

2,4

 71 %

В

2

2

1

1

2

1   

1,5

 50 %

С

1

1

1

1

1

1   

1,0

 33 %

По итогам первого урока провела суммативное оценивание и определила   уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.

На  первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь», «Чем мы похожи и чем отличаемся?», «Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила  этап деления на группы при помощи карточек с  числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон»(на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ухо слова), то есть  деление на группы плавно переходило в другой этап урока, где закреплялся изученный материал или проверялось домашнее задание.  Здесь часто использовала прием «Мозговой штурм» после которого учащиеся использовали самооценивание, комментировали свои возможности.

 На первых уроках  совместно с учащимися  были выработаны правила работы в группе, критерии оценивания как устных и письменных ответов, так и постеров.

Для защиты проектов  приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли,  обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали  все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков  явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегию для самооценивания, в которой  детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы. Уже безучастно сидящие ученики В и С были вовлечены в процесс урока и объясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.

Необходимо отметить, что при использовании формативного оценивания при  групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане. Они имеют возможность общаться со сверстниками, оценивать работу товарищей так, чтобы не обидеть, не ранить их, могут защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями при оценивании, то есть принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.    

          «Во всех случаях, когда люди объединяются  в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).

По исследовательской  практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.

Динамика роста  вовлеченности учащихся  в групповую работу  по результатам анкеты  за период с 3.09.2013 по19.03.2014г.

Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети  начали осмысленно готовиться  к урокам дома, не только выполняли  домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий.  Учащиеся, отнесенные мной к категории  С,  стали внимательно слушать после использования прямой  обратной связи. Не только лидеры групп, но и ученики группы С показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов. В конце каждого урока они задавали себе вопросы: «Что я узнал? Что мне необходимо усовершенствовать? Что у меня получилось лучше всего?»  Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.

 По таблице и результатам тестов можно  наблюдать динамику роста  усвоения знаний, полученных на уроках.                 

Динамика роста  активности учащихся  А, В, С на уроке

Активизировалась работа учащихся всех уровней. Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждение и оценивание, в дискуссии и  исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.

Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся,  рефлексии в виде прямой и обратной связи.

      .    Благодаря применению формативного оценивания в сотрудничестве учащиеся могут:

·        формировать свою точку зрения;

·        связно излагать свое мнение о выступлении товарищей;

·        выяснять мнения одноклассников;

·        разрешить разногласия, доказывая свою правоту;

§  отвергаются ошибочные варианты, работы дополняются правильным решением при оценивании;

§  ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

           Просуммировав эффекты использования формативного оценивания в коллективной форме организации учебного процесса на уроках, мы получаем весьма убедительный перечень:

1.     возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

2.     на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, так как учащиеся сами дополняют и поясняют  работу при оценивании;

3.     ученики получают большое удовольствие от обучения, комфортней чувствуют себя в школе;

4.     возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;

5.     меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, всегда присутствуют чуткость, понимание;

6.     растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

7.      учащиеся  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;

8.     Учитель, используя результаты оценивания, обратной связи, получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

          Современные приемы формативного оценивания необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.

           Анализируя результаты исследовательской работы,  могу сказать, что использование формативного оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. По результатам исследования в действии  наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок  и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работы по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»,  работы в  школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.

Характерными признаками успешного учителя являются  профессионально-нравственная целостность, профессиональное понимание и практические навыки. Это те признаки,  которых желает достичь любой  учитель, стремящийся  познать искусство «быть учителем», искусство, в  которое  каждый год привносятся изменения и новшества, искусство, благодаря которому наши  ученики станут добрее и умней.    

 

Литература:

1.                 Руководство для учителя. II (основной) уровень. Астана 2012 г.//

2.                 Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         На  семинарах и коучингах, посвященных   новым подходам в преподавании и обучении при проведении анкетирования  большинство учителей отмечают, что хотели  бы ознакомиться с новыми способами оценивания.Пятибальная форма  оценивания не в полной мeрeотражает  знания ученика. Дети не всегда понимают, как и за что им ставят ту или иную оценку. Ученик не всегда чувствует себя комфортно после такого оценивания. У  такого ребенка  может возникнуть отрицательное  отношение  к школе.

Оценивание  должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

Слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком  является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является  учитель.

Формативное оценивание используется   в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.Доминирующим субъектом в классе является ученик.

Как увидеть каждого ученика,  определить уровень знаний, умений каждого из них?  Мы распределяем роли в группе так, чтобы экспертами и оценщиками стали активные, внимательные учащиеся, лидеры. Каждый такой ученик в начале урока получает лист оценивания, где написаны виды работ, которые нужно  оценить. Они с удовольствием выполняют эту работу и наблюдают за вкладом  каждого члена малой группы, оценивают его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходят очень критично и объективно, у них учатся оцениванию  другие учащиеся.

  Использование формативного оценивания при  работе в группе  дает возможность  детям раскрыться, получать помощь и помогать, предлагать свои идеи, оценивать  возможности свои и окружающих ребят.  «Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать» (РДУ, 2012, с.260).

Надо отметить, что формативное оценивание позволяет фиксировать деятельность ученика после каждого этапа урока, поддерживать, стимулировать его для дальнейшего участия в процессе обучения.

         В своей работе я преследовала цели  определить и использовать приемы формативного оценивания в работе с учащимися, убедиться в их эффективности.

В исследовании мною были  выбраны для наблюдения 

- ученик А –быстро воспринимает  материал  (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов творческого характера,  прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли),                                                                                                                                 - ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),                                                     

- ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)

         Ожидаемый результат использования формативного оценивания в  работе в сотрудничестве:                                                                                                                                                     -ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы                                                                              -ученик В – формативное оценивание в коллаборативной среде, положительные эмоции, поддержка ребят будут  способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,

-ученик С – благодаря формативному оцениванию во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С, которые будут определять ошибки и   предлагать  ему  способы решения проблемы.

Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.

По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на  каком уровне находится ученик  в начальном этапе нашей практики

Таблица  результатов наблюдений за  деятельностью учащихся от 3.09.13г.(тест)

 

Устный счет

Работа по нумерации

Решение уравнений

Решение задач

Сравнение чисел и величин

Нестандартные задания

Средний балл

Общий балл %

А

3

3

2

1

2

2   

2,4

 71 %

В

2

2

1

1

2

1   

1,5

 50%

С

1

1

1

1

1

1   

1,0

 33 %

По итогам первого урока провела суммативное оценивание и определила   уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.

На  первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь»,«Чем мы похожи и чем отличаемся?»,«Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила  этап деления на группы при помощи карточек с  числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон»(на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ухо слова), то есть  деление на группы плавно переходило в другой этап урока, где закреплялся изученный материал или проверялось домашнее задание.  Здесь часто использовала прием «Мозговой штурм» после которого учащиеся использовали самооценивание, комментировали свои возможности.

 На первых уроках  совместно с учащимися  были выработаны правила работы в группе, критерии оцениваниякак устных и письменных ответов, так и постеров.

Для защиты проектов  приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли,  обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали  все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков  явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегиюдля самооценивания, в которой  детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы. Уже безучастно сидящие ученики Ви Сбыли вовлечены в процесс урока иобъясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.

Необходимо отметить, что при использовании формативного оценивания при  групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане. Они имеют возможность общаться со сверстниками, оценивать работу товарищей так, чтобы не обидеть, не ранить их, могут защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями при оценивании, то есть принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.    

          «Во всех случаях, когда люди объединяются  в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).

По исследовательской  практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.

Динамика роста  вовлеченности учащихся  в групповую работу  по результатам анкеты  за период с 3.09.2013 по19.03.2014г.

Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети  начали осмысленно готовиться  к урокам дома, не только выполняли  домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий.  Учащиеся, отнесенные мной к категории  С,  стали внимательно слушать после использования прямой  обратной связи. Не только лидеры групп, но и ученики группы С показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов. В конце каждого урока они задавали себе вопросы: «Что я узнал? Что мне необходимо усовершенствовать? Что у меня получилось лучше всего?»  Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.

 По таблице и результатам тестов можно  наблюдать динамику роста  усвоения знаний, полученных на уроках.                 

Динамика роста  активности учащихся  А, В, С на уроке

Активизировалась работа учащихся всех уровней.Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждение и оценивание, в дискуссии и  исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.

Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся,  рефлексии в виде прямой и обратной связи.

      .    Благодаря применению формативного оценивания в сотрудничествеучащиеся могут:

·        формировать свою точку зрения;

·        связно излагать свое мнение о выступлении товарищей;

·        выяснять мнения одноклассников;

·        разрешить разногласия, доказывая свою правоту;

§  отвергаются ошибочные варианты, работы дополняются правильным решением при оценивании;

§  ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

           Просуммировав эффекты использования формативного оценивания в коллективной форме организации учебного процесса на уроках, мы получаем весьма убедительный перечень:

1.     возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

2.     на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, так как учащиеся сами дополняют и поясняют  работу при оценивании;

3.     ученики получают большое удовольствие от обучения, комфортней чувствуют себя в школе;

4.     возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;

5.     меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, всегда присутствуют чуткость, понимание;

6.     растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

7.      учащиеся  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;

8.     Учитель, используя результаты оценивания, обратной связи, получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

          Современные приемы формативного оценивания необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.

           Анализируя результаты исследовательской работы,  могу сказать, что использование формативного оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. По результатам исследования в действии  наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок  и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работы по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»,  работы в  школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.

Характерными признаками успешного учителя являются  профессионально-нравственная целостность, профессиональное понимание и практические навыки. Это те признаки,  которых желает достичь любой  учитель, стремящийся  познать искусство «быть учителем», искусство, в  которое  каждый год привносятся изменения и новшества, искусство, благодаря которому наши  ученики станут добрее и умней.    

 

Литература:

1.         Руководство для учителя. II (основной)уровень. Астана 2012 г.//

 

2.    Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 510 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1120
    • DOCX 78.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курмансеитова Халбике Есиркеповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 7493
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек