Влияние фитнес –
аэробики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Сегодня
фитнес – это увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической
культурой людей различного возраста и пола.
Детская
аэробика появилась в России относительно недавно. Тем не менее, это направление
у нас довольно быстро приобрело внушительную известность. В рамках сегодняшнего
повышенного внимания российского общества к проблеме здоровья россиян и, в
частности, детей, детскому фитнесу и аэробике прогнозируют большие перспективы!
Сегодня детский фитнес - это не только
необходимое дополнение к детскому саду и школе. Это комплексная система мер,
направленных на укрепление и развитие здоровья наших детей.
Всем
известно, что, так же как и взрослые, современные дети испытывают дефицит
двигательной активности. Дети большую часть времени проводят в малоподвижном
состоянии - занимаясь на уроках в школе, отдыхая дома у телевизора или игровой
приставки, выполняя за столом домашнее задание. Это мешает полноценному
развитию детей. Это ведёт к их повышенной утомляемости, снижению гибкости и
пластичности, нарушению осанки.
цели:
-
улучшение основных физических способностей;
- повышение сопротивляемости организма;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- укрепление сердечной и дыхательной систем;
- воспитание интереса к физической культуре.
Значение и задачи детского фитнеса:
1)Повышение
сопротивляемости организма.
2) Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Укрепление
силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т.к. оно может
существенно ограничить двигательную активность ребёнка. Развитие и укрепление
всех основных мышечных групп.
3) Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных
процессов в организме.
4)
Улучшение физических способностей: координация движений, сила, выносливость,
скорость.
5) Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных умений и
навыков.
6) Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Методическая новизна:
Программа
по фитнес аэробике станет методическим пособием, предназначенным для
использования в процессе обучения в детских садах дошкольников в возрасте от 5
до 7 лет. Данная пособие поможет для эффективного построения проведения
занятий фитнес аэробикой.
Ожидаемый результат:
-
если учебный процесс будет построен грамотно, правильно распределены временные
нагрузки, доступны комплексы физических упражнений и осознаны потребности в
занятиях, использования разнообразных форм и методов фитнес - аэробикой,
правильно подобрать музыкальное сопровождение, то влияние фитнес – аэробики будет
более эффективным в процессе развития физических качеств детей дошкольного
возраста.
Требования
к результатам:
Способы
контроля и мониторинга
Результаты первого года обучения:
Диагностика
физической подготовленности проводятся в начале и в конце года. Оценивается
методом наблюдения. Составляется диагностическая карта развития каждого
ученика.
Улучшение
настроения после занятий.
Учебно-методический комплекс
Занятия проводятся в спортзале МБДОУ Маттинский детский сад «Ньургуьун».
Для
проведения занятий имеется:
зеркальный
зал, магнитофон, кассеты, диски.
спортивный
инвентарь: коврики, мячи, скакалки, степ платформы, утяжелители и др.
Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию программы: физинструктор по
фитнес-аэробике, привлекаются психолог и специалист по актёрскому мастерству,
медицинская сестра.
Пояснительная записка к учебно – тематическому плану
Планирование
составлено на основе пособии: примерной программы спортивной подготовки для
системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Одобрено:
федеральным государственным учреждением «центр спортивной подготовки сборных
команд России» Москва 2009 г.
Программа
содержит основные требования по возрасту, объему учебно-тренировочному работы,
нормативные требования по физической и технической подготовке.
Настоящая
программа предназначена для инструкторов физической культуры в детских садах
для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, тренеров преподавателей, педагогов и
руководителей учреждений дополнительного образования.
Методы обучения двигательным действиям:
Как
и в спорте, в аэробике применяется два метода обучения: целостный и
расчлененный. Доступные движения, такие как ходьба. Приставные шаги и их
разновидности, разучиваются целостным методом. Расчлененный метод используется
при разучивании сначала движения ногами, затем руками и лишь потом
выполняется целостное двигательное действие.
Методы физического воспитания:
-специфические методы –игровой и соревновательный;
-общепедагогические методы – словесный, наглядный,
звуковой наглядности.
УЧЕБНО -
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ темы
|
Название темы
|
Количество часов
|
Ответственные
|
|
1
|
Инструктаж
по ТБ
|
1
|
Физинструктор
|
|
2
|
Диагностика
физической подготовленности.
|
2
|
Физинструктор,
воспитатель, медсестра
|
|
3
|
Постановка и отработка программы по классической аэробике.
|
4
|
физинструктор
|
|
4
|
Постановка и отработка программы по степ аэробике.
|
4
|
физинструктор
|
|
5
|
Твори и танцуй.
|
3
|
физинструктор
|
|
6
|
Дыхательная гимнастика.
Антропометрия
|
4
|
Медсестра
|
|
7
|
Осанка.
|
5
|
Медсестра
|
|
8
|
Силовые упражнения.
|
4
|
физинструктор
|
|
9
|
Стретчинг.
|
4
|
физинструктор
|
|
10
|
Подготовка к соревнованиям.
|
6
|
Физинструктор,
воспитатели.
|
|
|
Всего
количество часов за год:
|
37
|
|
|
Содержание
тематического планирования
№
|
УЧЕБНАЯ ТЕМА
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ
НАВЫКИ
|
Ответственные
|
теория
|
практика
|
1
|
Инструктаж по ТБ.
|
Основные правила техники безопасности и поведения в зале.
|
|
Знание правил поведения и умение выполнять требования техники безопасности на
занятии.
|
Физинструктор
|
2
|
Диагностика
физической подготовленности.Анторпометрия
|
Техника
выполнения нормативных упражнений.
|
Тесты
для определения физических качеств.
|
Уметь
правильно выполнять нормативные упражнения.
|
Физинструктор,
воспитатель, медсестра
|
3
|
Постановка
и отработка программы по классической аэробике.
|
Техника
выполнения базовых шагов и аэробных связок, соответствующих уровню
воспитанников.
|
Базовые
шаги и основные элементы классической аэробики.
|
Уметь
выполнять сложнокоординационные движения. Концентрация внимания.
Самоконтроль
|
физинструктор
|
4
|
Простановка
и отработка программы по степ аэробике.
|
Техника
выполнения более сложных элементов и аэробных связок, соответствующих уровню
воспитанников
|
Основной
набор элементов степ аэробики.
Высококоординационные аэробные связки.
|
Уметь
выполнять сложнокоординационные движения. Концентрация внимания.
Самоконтроль
|
физинструктор
|
5
|
Твори
и танцуй.
|
Хореография
стиля. Основные движения.
|
Постановка
и отработка программы в стиле Фристайл (свободный стиль).
|
Уметь
выполнить программу. Уметь концентрировать внимание при повторении движений
за педагогом. Самоконтроль.
|
физинструктор
|
6
|
Дыхательная
гимнастика.
|
Дыхательные
органы. Влияние воздуха на организм человека.
|
Комплекс
дыхательных упражнений.
|
Уметь
дышать через нос. Уметь концентрировать внимание при повторении упражнения за
педагогом. Самоконтроль.
|
Медсестра
|
7
|
Осанка
|
Влияние
осанки на обмен веществ человека
|
Упражнения
на формирование правильной осанки
|
Знать
как осанка влияет на обмен веществ
Уметь сохранять правильную осанку на занятиях, на выступлениях и в
повседневной жизни.
|
Медсестра
|
8
|
Силовые
упражнения.
|
Техника
силовых упражнений на развитие силы и выносливости мышц
|
Комплекс
силовых упражнений
|
Уметь
правильно выполнять сложные силовые упражнения
|
физинструктор
|
9
|
Стретчинг.
|
Техника
упражнений на растягивание (стретчинг)
|
Комплекс
упражнений на гибкость и подвижность суставов
|
У
меть правильно выполнять упражнения на гибкость
|
физинструктор
|
10
|
Подготовка
к соревнованиям.
|
Правила
соревнований
Технические требования.
|
Составление
программы по правилам соответственно уровню подготовки воспитанников.
|
Уметь
выполнить изученную программу в соответствии с техническими требованиями.
|
Физинструктор,
воспитатели.
|
Вот примерный комплекс фитнес упражнений для детей.
Подготовительная часть (5 минут):
Ходьба на носках, руки на поясе;
Ходьба на пятках, на внутренней части стопы и на внешней;
Ходьба по кругу, с руками на поясе;
Бег с высоким подъемом коленей;
Бег с захлестом голени;
Бег правым боком;
Бег спиной вперед;
Бег левым боком;
Прыжки попеременно на правой и на левой ноге с руками на поясе;
Прыжки на двух ногах с руками на поясе;
Круговые движения руками;
Круговые движения головой;
Приседания:
исходное положение - ноги на ширине плеч, руки на поясе, на счет раз -
присесть, на счет два - встать и потянуться вверх руками, на счет три -
вернуться в исходное положение.
Основная часть (10 минут):
Броски мяча друг другу: дети становятся в шеренгу по одному и по
очереди бросают мяч инструктору;
Подвижная игра “Пролезая в обруч, прокати мяч”— взрослый держит
обруч вертикально к полу. Малыш наклоняется и толкает большой мяч руками так,
чтобы он прокатился сквозь обруч. После этого сам пролезает за ним сквозь
обруч. Повторить несколько раз;
Занятия с гимнастической палочкой:
основная стойка, руки опущены, в руках гимнастическая палочка: положить палочку
на пол, не сгибая колен, затем поднять ее и вернуться в исходное положение;
сидя на полу, ноги врозь, выпрямлены, руки сзади в упоре об пол, гимнастическая
палочка лежит впереди ног. Нужно, не сгибая колен дотянуться до палочки и
вернуться в исходное положение;
Занятия на фитболах: ребенок ложится на мячик животом вниз,
делает сам или с помощью инструктора покачивающие движения, потом
переворачивается на спину и повторяет то же самое. Возможно прыгание на мячике
с помощью инструктора с произношением каких-либо звуков (ла-ла, та-та, ча-ча,
ррр и т.д.);
Выход на мостик, выполнение “лягушки”.
Заключительная часть (5 минут).
Под музыку или без музыки (по усматрению педагога).Релаксация
(самоанализ)
Виды детского фитнеса
Занятия
по детскому фитнесу проводятся в специально адаптированных залах аэробики,
детской комнате со шведской стенкой, мягкими модулями, сухим бассейном,
канатом, качелями и т.д.
Для детей 3-6 лет занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные),
а также таким детям даются элементы гимнастики, акробатики, танцев.
Существуют специальные виды детской аэробики: зверо-аэробика - имитация
движений животных, лого-аэробика - выполнение физических упражнений с
одновременным произношением звуков и четверостиший.
Используются некоторые виды аэробики (учитывая возрастные особенности):
степ-аэробика
фитбол-аэробика
танцевальная и силовая аэробика
силовая аэробика
Длительность занятий 20 мин.
Музыка для детской аэробики - это важно!
Эффективное
решение есть - детский фитнес со специальным музыкальным сопровождением. Но
самое главное - дети очень любят аэробику, которая способствует развитию
чувства ритма и развивает умение совмещать свои движения с музыкой. Детская
аэробика помогает малышам развивать двигательные навыки и приобщает к здоровому
образу жизни. Эффективность и максимальная польза детского фитнеса заключается,
прежде всего, в любимой детской музыке. Специально подобранная музыка для
детского фитнеса развивает творческие способности у детей. Музыка для
детской аэробики помогает развивать не только координационные способности,
но и ловкость, пластичность и красоту движения.
Музыка
в детском фитнесе прививает любовь к танцам. Танцевальная аэробика
воспринимается детьми с радостью и сопровождается большими эмоциями. Детский
фитнес облачён в форму игры! И это не удивительно, ведь фитнес под музыку -
это увлекательнейшее занятие.
Для
занятий фитнесом подбирается специальная детская музыка - классическая музыка
или из мультипликационных фильмов. При этом, как правило, интерьер залов для
проведения занятий по детскому фитнесу выполнен в ярких красках. Творческое
самовыражение детей посредством музыки и аэробики способствует формированию и
развитию:
-
двигательных навыков;
-
музыкальных способностей;
- творческого потенциала;
- культуры общения с ровесниками и взрослыми.
Фитнес для детей не должен заставлять детей делать то, чего они
не хотят. К сожалению, маленькие дети не очень разбираются в здоровом образе
жизни, пользе физической активности и необходимости тех или иных упражнений. Однако
если дети не будут делать то, что они не хотят делать, то для того, чтобы они
что-то сделали, необходимо, чтобы они этого захотели. Поэтому большая часть
удачного фитнеса для детей – это не столько эффективный набор упражнения,
сколько правильная мотивация детей.
Для того, чтобы дети захотели выполнять физические упражнения,
необходимо облечь их в игровую форму, сделать интересными и превратить фитнес
для детей в развлечение. Кроме того, при занятиях детским фитнесом ни в коем
случае нельзя заставлять детей делать то или иное упражнение. Вместо того,
чтобы заставлять детей заниматься детским фитнесом, необходимо придумать, как
их заинтересовать.
В первую очередь, это означает, что необходимо избегать
монотонных занятий. Дети быстро утомляются и устают, и от этого начинают
капризничать. Кроме того, однообразные упражнения быстро им надоедают, и они
будут стараться отвлечься от них.
Дети любят учиться, и еще больше они любят поощрения. Поэтому
хорошие занятия фитнесом для детей должны учитывать эту склонность детей.
Обязательно хвалите детей при занятиях детским фитнесом. Не бойтесь перехвалить
– наоборот, с каждой высказанной похвалой растет не только мотивация того
ребенка, которого вы только что похвалили, но и всех остальных – ведь они тоже
хотят получить похвалу.
Так же, как и любые другие занятия физической культурой,
фитнес-аэробика для детей делится на подготовительную, основную и заключительную
части. Во время 10- минутной разминки лучше всего делать акцент на упражнения,
направленные на общее развитие и укрепление организма. Фитнес-аэробику для
детей лучше начинать со статических упражнений на гибкость и разогрев всех
групп мышц. После таких упражнений можно переходить к упражнениям на бегу и во
время ходьбы.
Основная часть фитнес упражнения для детей включает в себя
изучение новых движений (например, лазание по шведской
стенке), или по детским
спортивным комплексам), а также для активных игр
с инвентарем. Также в упражнения в детский фитнес входят различные кувырки на спортивных
матах, ползание, мостики и прочее.В конце занятий необходимо дать
детям возможность немного успокоиться и прийти в себя. Будут полезны для
детского фитнеса упражнения на специальном гимнастическом шаре. С их помощью
можно укрепить мышцы спины, вестибулярный аппарат, укрепить ноги и добиться
многого другого.
Методологической
основой программы являются труды:
1. Детские
подвижные игры. М.: Просвещение, 1988.
2. Игры на
свежем воздухе. М.: Издательский Дом МСП, 1998.
3. Крючек
Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий:
Учебно-методическое пособие. М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
4. Лисицкая
Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика в 2-х томах: Теория и методика аэробики. Частные
методики. М.: Федерация аэробики России, 2002.
5. Максимова
С.Г. Грамотная психодиагностика – и потребность, и необходимость.// Народное
образование. – 2001.- №1. – С.116-111.
6. Подласый
И.П. Педагогический диагноз – средство эффективного влияния на развитие
событий. // Школьные технологии. – 2003. -№5. – С.109-117.
7. Путкисто
М. Стретчинг: Метод глубокой растяжки. М.: «СОФИЯ», 2003.
8. Рой М.
Аэробика для глаз. М.: «ЭКСМО», 2004.
9. Сиднева
Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М., 1997.
10. Фитнес-Аэробика.
Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного
образования детей. М., 2009.
11. Фитнес для детей и
подростков. М., 1997.
12. Ямилёва Т.С. Карта
интеллектуально-творческого потенциала личности. // Дополнительное образование.
– 2004. - №6. – С.24-27.
13. Лисицкая Т.С.,
Беляева И.М. Аэробика. Хореография и дизайн урока. Учебно – методическое
пособие. М., 2005.
Базовые шаги используемые на занятиях в детском фитнес
– аэробике
За
основу мы приняли выделенные в спортивной аэробике 8 базовых шагов, как
наиболее часто используемые и специфичные для аэробики. К ним относятся:
1. Обычная
ходьба (Мarch). Краткая запись – М.
Туловище при
выполнении обычной ходьбы (марша) – прямо, без излишнего напряжения, руки
работают разноименно, колено опорной ноги слегка согнуто. Шаги выполгяются
мягко, без «удара» стопой об пол.
Разновидности:
- ходьба на месте;
- ходьба с продвижением
вперед, назад, по диагонали, кругу;
- ходьба
спружинным движением коленей;
- «легкая» ходьба
– шаги вперед назад (шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой назад,
приставить левую, аналогично с другой ноги). Выполняется перекатом через стопу
– вперед с пятки, назад с носка.
2. Ходьба
ноги врозь – ноги вместе.
V- шаг (V-Step – V-S)
Шаг ноги врозь –
ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из и.п. – ноги вместе, колени слегка
согнуты, 1- шаг правой (левой) вперед – в сторону, 2 – шаг левой (правой)
вперед – в сторону, 3 – шаг правой (левой) назад – в и.п., 4 – то же, что счет
3, но левой (правой).
Разновидности V- шага:
- с продвижением
назад;
- с поворотом
направо, налево, кругом.
Выполняется на 4
счета.
А- Step – первый
шаг выполняется как в V-Step шагом
одной ноги в диоганальном направлении, затем другая нога приставляетя к первой.
На счет – 3- выполняется шаг первой ноги в диоганальном направлении назад, и на
4 –другая нога приставляется в и.п.
3.Выставление ноги
на носок.
Выставление ноги
на носок выполняется на 2 счета вперед, в сторону назад или в диоганаль с
касанием носком пола, без переноса тяжести тела. Колени слегка согнуты,
фиксированы, исключается пружинное движение пятки опорной ноги.
Варианты:
А. Двукратное
выставление ноги без переноса тяжести тела на работающую ногу.
Б Многократное
выполнение движения с одной ноги
.
4.Бег (Jogging или Jog –J)
Обращается
внимание на амортизируюшую стопу – перекат с носка на пятку.
Выполняется на
месте, с продвижением вперед, в сторону, по диоганали.
5.Приставной шаг (Step Touch S- T)
Выполняется на 2
счета. Работающая нога ставится на пол с перекатом от носка к пятке, другая
приставляется на полупальцы или всю стопу.
Выполняется
вперед, назад в сторону, по диагонали, с поворотом напрво, налево, кругом,
углом, зиг – загом, с двойным или многократным выполнением в одном направлении.
6.Переменные
скрестные шаги в сторону (Grapevine - Grv)
Представляет
собой сочетание скрестного и приставного шага. Выполняется на 4 счета. Первый
шаг правой (левой) ногой делается в сторону (с пятки перекатом на всю стопу),
второй левой (правой) – скрестный сзади правой. Затем выполняется приставной
шаг вправо. При этом туловише и таз сохраняют фронтальную плоскость, туловище
прямо, колени слегка согнуты.
Возможно
выполнение элемента в различном направлении:
-
с продвижением из стороны в сторону;
-
по диагонали;
-
углом;
-
зиг – загом;
-
поворотом кругом;
-
с двойным повторением в одном направлении.
7.Выпад (Lunge – L-ge)
Данная
разновидность движений представляет собой знакомые нам выпады, которые могут
выполнятся вперед, назад, в сторону, по диоганали. Нога, на которую выполняется
«падающий»шаг может быть слегка согнута или явно в согнутом положении. Шаг
должен быть достаточно широким, так, чтобы свободная нога и туловище были на
одной линии. Пятка свободной ноги отрывается от пола, колено опорной ноги
расположено над носком.
8.Прыжки ноги врозь(Jumping Jack – J-J)
Выполняется
из и.п. ноги вместе, в положении ноги врозь в широкую стойку.
Голени
перпендикулярно полу, стопы и бедра слегка развернуты наружу, колени над
носками. Приземление осуществляется перекатом с носков на пятки. Колени слегка согнуты.
Упражнение выполняется на2 счета.
Степ - аэробика
Специфика
Структурный
состав элементов в степ – аэробике мало отличается от классической аэробики.
Однако платформа вносит некоторую специфику в хореографию данного базого вида
аэробики. Хореография в степ – аэробике характеризуется высокой вариатавностью
движений, начиная от простейших шаговых движениях, напоминающих подъем и спуск
по лестнице, до сложных хореографических элементов, танцеальных движений и
комбинаций различного характера. Возможно, разнообразить движения за счет
положения платформы(продольно относительно туловища, поперечно), а также
испольуется две платформы.
Продольное
положение
Поперечное
положение
Диагональное
положение
Продольно Поперечно
Т
- положение
А - положение
V – положение
Классификация
Группы
движений:
В зависимости от направления вертикального перемещения (вверх, вниз).
Шаги вверх – движения, которые начинаются на полу и выполняются на
платформу;
Шаги вниз – движения, которые начинаются с платформы на пол;
Зависимости от «ведущей» ноги;
- с
одной и той же ноги – элементы, которые выполняются с одной и той же ноги на 4
счета;
- со
сменой ног – движения на 4 счета, в которых происходит смена ноги.
Положения
занимающихся относительно степ – платформы
Подходы
к платформе могут выполнятся в различных направлениях, что значительно
разнообразит хореографию данного вида аэробики.
И.п. – впереди платформы, И.п.в
продольной стойке, боком к в
поперечной стойке
платформе, у края ее
И.п.
– на платформе, в продольной
Стойке
И.п.
– поперечной стойке лицом
к
платформе, у края ее
И.п.
– стойка ноги врозь
И.п. – стойка с боку платформы
В
произвольной стойке
Интеграция
образовательных областей:
Фитнес
– аэробика взаимодействует со всеми образовательными областями (Коммуникация,
художественно – эстетическое, социализация, безопасность, чтение художественной
литературы, познание, труд, здоровье).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.