Доклад "Использование
современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях
ФГОС".
Учитель русского языка и литературы МБОУ
«Семьинская ООШ»
Солдатова Лариса Александровна
2014-2015
учебный год
Исследования о современной
школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три
важных постулата:
·
школа является важнейшим фактором развития
личности;
·
школа должна превратиться в действенный
перспективный фактор развития российского общества;
·
систему образования и школу необходимо постоянно
развивать.
Из всего многообразия
инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о
педагогических (образовательных) технологиях .
В педагогике всегда возникали
вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем,
появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в
подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и
гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять
образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие
педагогических технологий.
«Технология» - это
детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках
выбранного метода.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
В научно-педагогической
литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая
(образовательная) технология».
«Педагогическая
технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него
действия представлены в определенной последовательности и предполагают
достижения прогнозируемого результата.
М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных,
инструментальных и методических средств, используемых для достижения
педагогических целей»
Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него
действия представлены в определенной целостности и последовательности, а
выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет
вероятностный прогнозируемый характер»
В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и
воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности,
включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Существенными признаками, присущими именно
педагогической технологии являются:
* диагностическое целеполагание и
результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности
процесса обучения;
* экономичность выражает качество
педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию
труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые
промежутки времени;
* алгоритмируемость, проектируемость,
целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости
педагогических технологий;
* корректируемость предполагает
возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно
ориентированной на четко определенные цели;
* применение различной техники и
разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.
Общепринятой классификации
образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний
день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы
различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на
первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди
приоритетных технологий выделяют:
* традиционные технологии: относя к
традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может
реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого
ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации
учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности,
переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
* игровые технологии;
* тестовые технологии;
* модульно-блочные технологии;
* интегральные технологии и т.п.;
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в
нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии построенные на
объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной
технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового
учебного содержания.
В связи с этим в учебном
процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень
навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его
собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих
ответ школьников в общее обсуждение.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный
программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень
усердия.
Ученик играет пассивную роль, которая сводится к
соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни
за что не отвечает. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит
истину, хороший – учит её находить».
Традиционные
педагогические технологии имеют свои положительные
стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический
характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения
на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия,
таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии
апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были
поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот
исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения
учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно
короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих
определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого
образованного индивида в процесс массового производства.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло
понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей
степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно,
активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни. Новые жизненные условия, в
которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых
людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но
мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Современное информационное
общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
·
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для
решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь
возможность найти в ней свое место;
·
самостоятельно критически мыслить, видеть
возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя
современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими
знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески
мыслить;
·
грамотно работать с информацией (собирать
необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать
необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными
вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности,
делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и
решения новых проблем);
·
быть коммуникабельными, контактными в различных
социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных
ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
·
самостоятельно работать над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать
личность, удовлетворяющую этим требованиям.
Новые технологии обучения не
отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации.
Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы
ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного
творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе
собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а
научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно
только в процессе деятельности.
Среди разнообразных
направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным
целям и наиболее универсальными являются:
1. обучение в сотрудничестве
2. метод проектов
3. игровые технологии
4. дифференцированный подход к обучению.
Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности
проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя
появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется
желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные
учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность
испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные
методы обучения. Работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник
в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и
умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод
обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся,
дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты
которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован
на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и
исследовательским методом обучения.
Исследовательские методы в
обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко
вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при
формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории
развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система
используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся
подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в
блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной
подготовке учащихся.
Технология использования в
обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В
отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий
создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют
активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая
цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам
игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея
совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального
подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету,
идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять
психолого-педагогические диагностики личности.
В технологиях, основанных
на коллективном способе обучения, обучение
осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических
или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается
на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства
обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
·
Развиваются
навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
·
Актуализируются
полученные опыт и знания;
·
Каждый ученик
имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
·
Повышается
ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления,
последовательного изложения материала
Информационно-коммуникационные
технологии. Изменение и неограниченное обогащение
содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в
ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.