XXI век — век высоких компьютерных
технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в информационной культуре —
он должен стать координатором информационного потока. Следовательно,
учителю необходимо владеть современными методиками и новыми
образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке
с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем
начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем
мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных
технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие
личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик –
учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное
обучение. Одной из основных частей информатизации образования является
использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов
в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в
школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их
помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей
возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов
разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование
информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в
начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами
работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных
технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку
массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее
готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно
актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное
мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового
не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати,
приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в
начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа
обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом
учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Организация учебного процесса в начальной
школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы
обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать
психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную
образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации,
воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать
здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса,
а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана
и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит
щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен
тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
В своей деятельности я активно использую интерактивные
компьютерные технологии, среди которых:
-электронные
энциклопедии,
-интерактивные
репетиторы,
-тренажёры
производства «Кирилла и Мефодия»;
-интерактивные
экскурсии;
-набор
электронных тестов, кроссвордов;
-интеллектуально-творческие
игры с использованием мультимедийной установки.
Педагогическая практика показывает, что большинство учителей предпочитает
использовать на уроке лишь один компьютер и мультимедийный проектор с
интерактивной доской или без нее в целях максимальной визуализации учебного
процесса.
Одним из основных направлений использования ИКТ в моей практике являются
уроки на основе авторских компьютерных презентаций. Презентации – это
превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем
обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия
материала включается ассоциативное мышление.
Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков является
Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно
воспользоваться опытом других педагогов (соблюдая авторские
права).
Существует множество приемов педагогической техники, используемые
при проведении мультимедийного урока. Я в своей практике выделяю и
использую следующие:
Лови ошибку!
Сам
приём заимствован у А. Гина. Предлагается его мультимедийная версия. На экране
появляется учебный эпизод, в котором учитель намеренно допускает ошибки.
Имеет
смысл усложнить задание, чтобы ошибка имела какую-то логику.
Например,
на экране появляется: 3 + 3 • 4 = 24. Ученики не только замечают ошибку и
доказывают, что правильный ответ 15, но и указывают, где «ошибся» учитель. В
данном случае было произведено сначала сложение двух первых чисел, а
затем умножение на 4. И ещё одно важное принципиальное условие. Завершить
выполнение учебного задания необходимо подчёркнутой демонстрацией правильных
ответов, не останавливаться только на устных версиях учащихся. Необходимо
выделить правильный ответ другим цветом шрифта, эффектами анимации и другими
способами выделения.
Анимированная указка
Даже
на мультимедийном уроке учителю может пригодиться старая, добрая указка. В
таком случае педагог не загораживает экран, обращает внимание на важный объект
на слайде с помощью анимированной указки. По щелчку мыши над нужным объектом
(или под ним) появляется стрелка, указывающая на него. Стрелка должна быть
хорошо видна, рекомендуется эффект моргания, чтобы учащиеся обратили
внимание на указанный объект.
В
младшей школе анимированная указка может показывать на читаемые учениками
тексты. Указка медленно передвигается по экрану под читаемой строчкой в
автоматическом режиме или по щелчку учителя. В данном случае указка должна быть
небольшой (в виде какой-нибудь геометрической фигуры, например, треугольника).
Технически это достигается следующим образом. Создаётся объект «указка». Затем
он копируется и подставляется под каждый слог. Разработчик проставляет время
появления и исчезновения для каждого объекта. Лучше всего для данного приёма
подходят эффекты анимации «возникновение» и «вспышка» для входа объекта и
эффект «исчезновение» для выхода. Поочерёдное появление и исчезновение объекта
создаёт ощущение движения «указки».
Мозаика (сборка)
Приём
обеспечивает лучшее запоминание изучаемого явления, процесса, строения объекта.
Способствует построению логических суждений, установлению последовательности
изучаемых процессов. Приём может являться элементом урока, или урок может быть
построен на его основе.
Изучение
предложенного материала разработано с помощью анимации. По щелчку происходит
перемещение объекта, который комментируется учеником или учителем. По окончании
работы выстраивается полная картина.
Выполнено
в программе PowerPoint приёмом перемещения объекта, входа и выхода.
«Листание»
Используется
в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на
одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения,
творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может
имитировать чтение книги, например, при описании череды событий.
Технически
это достигается следующим образом. На одном из участков экрана создаётся
рамочка, имитация развёрнутой книги и т.д. Иллюстрации, фрагменты текста,
схемы, таблицы и пр. накладываются один на другой. Появляться они могут по
щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от дидактических целей
учителя.
Опорный конспект
Технология
опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди
учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее
более динамичной и интерактивной.
В
опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу
рассказа учителя. С помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из
блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии,
историческом персонаже. Для этого достаточно воспользоваться управляющими
кнопками.
В распоряжении учителя сегодня довольно много разных дисков с материалами к
урокам в соответствии с ФГОС. В этих материалах содержится: интерактивные
варианты заданий учебника и рабочих тетрадей, дополнительные упражнения,
наглядные пособия и упражнения для фронтальной работы, тестовые задания.
Итак, учить
ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе
педагог использует инновационные технологии.
С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является использование
компьютерных технологий.
Использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся,
эффективности и мотивации обучения, интереса к изучаемому предмету.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.