Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Выступление на собрании родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



Материал выступления

на собрании родителей будущих первоклассников

«Готовность ребенка к обучению в школе».


Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребенка исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, считать и писать; для другого – умение подчиняться требованиям взрослых. Конечно, все это важно, но это только одна сторона дела.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных видах активности.

Психологическая готовность к обучению является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой – как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.

Готовность к обучению в школе нужно рассматривать как целостную структуру, развитие которой обуславливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно – важных качеств и их взаимосвязей.

Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие – находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.

Соответствие исходного уровня психического развития ребенка требованиям школы (до начала обучения) является предпосылкой успешного усвоения знаний на первом этапе обучения, в этом случае мы говорим о стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребенка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Это вторичная готовность к обучению.

На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей.

Таким образом, психологическая готовность ребенка к обучению в школе представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно – мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целое единство, имеющее определенную структуру. Качества, имеющие больший вес в структуре готовности называют базовыми УВК. Их высокий уровень развития является основой для развития и компенсации других УВК. Такие качества называют ведущими УВК. Вначале первого года обучения это:

- мотивы учения;

- зрительный анализ;

- способность принимать учебную задачу;

- вводные навыки;

- графический навык;

- произвольность регуляции деятельности;

- обучаемость;

- вербальная механическая память.

Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно – развивающей работы с будущими первоклассниками.

1. Мотивы учения (см. табл. «Мотивы учебной деятельности и их проявления»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной мере присутствует в мотивационной структуре ребенка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игровых мотивов оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

2. Принятие задачи.

Показатели готовности к обучению в школе: принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, преимущественная ориентация на качество выполнения задания, а не на скорость.

3. Вводные навыки.

- речевые знания и умения (знание букв, умение читать, словарный запас, звукопроизношение, построение фраз);

- математические знания и представления (счет до 10 и обратно, представление о геометрических фигурах, пространственные представления);

- навыки учебной работы (посадка за столом, ориентация в книге и тетради, умение слушать и выполнять задания педагога).

4. Графический навык (графические упражнения и пальчиковые игры).

5. Вербальная механическая слуховая память (объем).

- Методика «10 слов».

Нормативы:

6 и более – высокий уровень развития;

5 – выше среднего;

3-4 – средний;

1-2 – ниже среднего.

- Методика «6 цифр».

Нормативы:

7 и более – высокий уровень развития;

6 – выше среднего;

3-5 – средний;

2 – ниже среднего.

Для определения объема долговременной памяти через какое – то время ребенку предлагают вспомнить, какие слова, цифры или символы он запоминал.

6. Зрительный анализ (рисование по клеточкам, геометрический диктант «Коврик для куклы», составление предметов из геометрических фигур).

7. Уровень обобщений.

- «Назови одним словом»;

- «Похож – не похож»;

- «Четвертый лишний».

8. Произвольная регуляция деятельности.

- «Графический диктант», «Диктант по клеточкам» (продолжи по образцу).

9. Обучаемость.

Для оценки обучаемости ребенку можно предложить заведомо трудное для него задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи (можно взять любую «интеллектуальную» игру, например, «Классификация предметных картинок»). Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и, тем не менее, они могут выполнить задание неправильно.

Как показывает практика, те или иные затруднения в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

В последние годы, в связи с началом массового обучения детей с 6 лет, особенно актуален вопрос: «Труднее ли учиться шестилеткам, чем семилеткам?» Важно помнить, что начало обучения в школе трудно для ребенка любого возраста. Это объясняется тем, что к нему предъявляется целый ряд новых требований: длительное и малоподвижное положение, эмоциональные перегрузки, связанные с вхождением в новый коллектив и новый режим. Особенно трудно происходит адаптация к школе у детей физически ослабленных и функционально неподготовленных к школе, что часто наблюдается в шестилетнем возрасте. Кроме того, следует помнить, что в возрасте 6-7 лет идет становление сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большое число простудных и инфекционных заболеваний. Чаще проявляются обострения хронических заболеваний: хронический бронхит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и другие. В то же время у семилеток обострения хронических заболеваний встречались реже. Признаки утомления и пресыщения деятельностью чаще демонстрируют шестилетки чем семилетки. Как подтверждают многочисленные исследования в этой области, обучение детей с шести лет возможно (если на 1 сентября ребенку буде 6 лет и 6 месяцев), однако при решении этого вопроса важно изучить готовность ребенка к школе и адаптационные возможности его организма.










Мотивы учебной деятельности и их проявления.


Тип мотива.

Характеристика поведения ребенка

Возможный ответ ребенка

1. Социальные мотивы.

На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно.

«Я хочу в школу, потому что это важно и нужно, все дети должны учиться».

2. Учебно – познавательные мотивы.

Ребенок занимается лишь тогда, когда это ему интересно.

«Хочу научиться читать, писать и т. д.»

3. Оценочный мотив.

Ребенок занимается на занятии, потому что его за это хвалит воспитатель, учитель.

«Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки».

4.Позиционный мотив.

Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.

«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель».

5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия.

Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель, учитель.

«Я пойду в школу, потому что мама так сказала».

6. Игровые.

Ребенок хорошо занимается тогда, когда занятие построено в виде игры.

«Я хочу в школу, потому что там можно поиграть с друзьями».



  • Другое
Автор Пугач Ольга Анатольевна
Дата добавления 14.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 229
Номер материала MA-073520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы