Материал выступления
на собрании родителей будущих первоклассников
«Готовность ребенка к обучению в школе».
Каждый из родителей, впервые отправляя своего
ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Но каждый из них
оценивает ребенка исходя из своих, субъективных показателей. Для одного
родителя это умение ребенка читать, считать и писать; для другого – умение
подчиняться требованиям взрослых. Конечно, все это важно, но это только одна
сторона дела.
Готовность ребенка к обучению в школе в
одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического
развития ребенка. Это не
разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных
видах активности.
Психологическая готовность к обучению является, с одной стороны, результатом
предшествующего периода развития, с другой – как бы проекцией условий и
содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.
Готовность к обучению в школе нужно
рассматривать как целостную структуру, развитие которой обуславливается качественными
и количественными изменениями составляющих ее учебно – важных качеств и их
взаимосвязей.
Установлено, что психическое развитие имеет
неравномерный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры
готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее
значимыми для успешности обучения. Другие – находятся в стадии становления,
развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на
последующих этапах обучения.
Соответствие исходного уровня психического
развития ребенка требованиям школы (до начала обучения) является предпосылкой
успешного усвоения знаний на первом этапе обучения, в этом случае мы говорим о
стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения
программного материала происходит качественное изменение психики ребенка,
формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Это вторичная
готовность к обучению.
На психическое развитие ребенка оказывают
влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого
ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в
школу детей.
Таким образом, психологическая готовность
ребенка к обучению в школе представляет собой сложное структурно – системное
образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает:
личностно – мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных
знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности и др. Это не
сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целое единство, имеющее
определенную структуру. Качества, имеющие больший вес в структуре готовности
называют базовыми УВК. Их высокий уровень развития является основой для
развития и компенсации других УВК. Такие качества называют ведущими УВК.
Вначале первого года обучения это:
- мотивы учения;
- зрительный анализ;
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки;
- графический навык;
- произвольность регуляции деятельности;
- обучаемость;
- вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК в начале школьного
обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при
организации диагностической и коррекционно – развивающей работы с будущими
первоклассниками.
1. Мотивы учения (см. табл. «Мотивы учебной деятельности и их
проявления»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной
мере присутствует в мотивационной структуре ребенка 6 – 7 лет, каждый из них
оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности.
Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения
индивидуальны. Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных
мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на
школьную успеваемость. Преобладание игровых мотивов оказывает отрицательное
влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних
мотивов на успеваемость несущественно.
2. Принятие задачи.
Показатели готовности к обучению в школе:
принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, преимущественная
ориентация на качество выполнения задания, а не на скорость.
3. Вводные навыки.
- речевые знания и умения (знание букв, умение
читать, словарный запас, звукопроизношение, построение фраз);
- математические знания и представления (счет
до 10 и обратно, представление о геометрических фигурах, пространственные
представления);
- навыки учебной работы (посадка за столом,
ориентация в книге и тетради, умение слушать и выполнять задания педагога).
4. Графический навык (графические упражнения и пальчиковые игры).
5. Вербальная механическая слуховая память
(объем).
- Методика «10 слов».
Нормативы:
6 и более – высокий уровень развития;
5 – выше среднего;
3-4 – средний;
1-2 – ниже среднего.
- Методика «6 цифр».
Нормативы:
7 и более – высокий уровень развития;
6 – выше среднего;
3-5 – средний;
2 – ниже среднего.
Для определения объема долговременной памяти
через какое – то время ребенку предлагают вспомнить, какие слова, цифры или
символы он запоминал.
6. Зрительный анализ (рисование по клеточкам, геометрический диктант
«Коврик для куклы», составление предметов из геометрических фигур).
7. Уровень обобщений.
- «Назови одним словом»;
- «Похож – не похож»;
- «Четвертый лишний».
8. Произвольная регуляция деятельности.
- «Графический диктант», «Диктант по
клеточкам» (продолжи по образцу).
9. Обучаемость.
Для оценки обучаемости ребенку можно
предложить заведомо трудное для него задание для того, чтобы возникла
необходимость в оказании обучающей помощи (можно взять любую «интеллектуальную»
игру, например, «Классификация предметных картинок»). Детям с высоким уровнем
обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы
выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится
объяснять несколько раз, и, тем не менее, они могут выполнить задание
неправильно.
Как показывает практика, те или иные
затруднения в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников.
Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь
различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и
готовности к школьному обучению.
В последние годы, в связи с началом массового
обучения детей с 6 лет, особенно актуален вопрос: «Труднее ли учиться шестилеткам,
чем семилеткам?» Важно помнить, что начало обучения в школе трудно для ребенка
любого возраста. Это объясняется тем, что к нему предъявляется целый ряд новых
требований: длительное и малоподвижное положение, эмоциональные перегрузки,
связанные с вхождением в новый коллектив и новый режим. Особенно трудно
происходит адаптация к школе у детей физически ослабленных и функционально
неподготовленных к школе, что часто наблюдается в шестилетнем возрасте. Кроме
того, следует помнить, что в возрасте 6-7 лет идет становление
сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большое число
простудных и инфекционных заболеваний. Чаще проявляются обострения хронических
заболеваний: хронический бронхит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и
другие. В то же время у семилеток обострения хронических заболеваний
встречались реже. Признаки утомления и пресыщения деятельностью чаще
демонстрируют шестилетки чем семилетки. Как подтверждают многочисленные
исследования в этой области, обучение детей с шести лет возможно (если на 1
сентября ребенку буде 6 лет и 6 месяцев), однако при решении этого вопроса
важно изучить готовность ребенка к школе и адаптационные возможности его
организма.
Мотивы учебной
деятельности и их проявления.
Тип мотива.
|
Характеристика поведения ребенка
|
Возможный ответ ребенка
|
1. Социальные
мотивы.
|
На занятиях ребенок
занимается, потому что это важно и нужно.
|
«Я хочу в школу, потому что это важно и нужно, все
дети должны учиться».
|
2. Учебно –
познавательные мотивы.
|
Ребенок занимается лишь
тогда, когда это ему интересно.
|
«Хочу научиться читать, писать и т. д.»
|
3. Оценочный мотив.
|
Ребенок занимается
на занятии, потому что его за это хвалит воспитатель, учитель.
|
«Я хочу в школу, потому что там буду получать только
пятерки».
|
4.Позиционный
мотив.
|
Ребенок занимается
тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.
|
«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском
саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель».
|
5. Внешние мотивы,
не связанные со школой условия.
|
Ребенок занимается тогда,
когда на этом настаивает воспитатель, учитель.
|
«Я пойду в школу, потому что мама так сказала».
|
6. Игровые.
|
Ребенок хорошо
занимается тогда, когда занятие построено в виде игры.
|
«Я хочу в школу, потому что там можно поиграть с
друзьями».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.