Отчеты по темам и защита проектов как
примеры организации ситуации успеха на уроках математики
Стандарты 2 поколения отвечают идеям
системно-деятельностного подхода, который определяет цель учебного процесса,
как формирование определенных компетенций, отражающих готовность человека
действовать в конкретных ситуациях. Одним
из направлений системно-деятельностного
подхода сегодня является технология создания ситуации успеха на уроках. Отчеты
по темам и защита проектов способствуют пониманию, признанию и принятию личности, учету точки
зрения ученика, его чувств и эмоций. Тактика строится на идеях сотрудничества;
позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития.
Положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!»
При обучении на курсах повышения
квалификации я познакомилась с методикой «Недельные отчеты», осмыслила ее,
изменила с учетом возраста и возможностей своих учеников, и вот уже в
течение двух лет применяю свою методику «Отчеты по теме». Использовать
ее можно в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен
материал и могут сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.
Убедилась, что можно начинать эту работу с 7 класса. Форма проведения методики
очень простая. На двойном листе по окончании изучения каждой темы ученики
отвечают на 3 вопроса:
1)
Что я выучил по данной теме?
2)
Какие вопросы остались для меня неясными?
3)
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить,
поняли они материал или нет?
.
На первых порах вопросы записывала на доске, а дети – в тетрадях. Отчет пишется
дома индивидуально каждым учеником. На уроках им приходится быть максимально
внимательными, т.к. они знают, что им потом придется анализировать вновь
приобретенные знания и отвечать на вопросы. Они должны потренироваться, чтобы
ответить на первый вопрос. На первых порах показывала в классе самые удачные и
интересные ответы. Применяя отчеты сразу в четырех классах, выявляла моменты
наиболее сложные для всех учащихся, старалась понять, почему что-то осталось
непонятым, отвечала на типичные вопросы в классе, а на нетипичные –
индивидуально. .. Ребятам необходимо объяснить цель таких отчетов Ученики
должны видеть, что отчеты помогают им в учебе, иначе они не будут воспринимать
их серьезно. Вопросы, которые предлагают ученики для проверки знаний по теме,
можно использовать при составлении самостоятельных и контрольных работ, в
устной работе – при повторении темы. Наиболее ценными считаю вопросы,
требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова
«Почему?». Со временем многие ребята стали сами составлять тесты по теме,
самостоятельные работы с вариантами ответов, кроссворды, выполнять презентации
по теме. Наиболее удачные из них, я применяла на последующих уроках, и детям
это очень нравилось. Использование этой методики позволяет учителю:
-
обеспечить понимание учениками того, как они учатся;
-
исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи
изучаемого материала;
-
документировать возникающие у них вопросы и выбирать наиболее типичные;
-
проследить развитие письменных навыков учеников и их умение рассуждать;
-
обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение
учеников и уровень их затруднений при изучении данного материала.
Помимо
тех возможностей, которые эта методика предоставляет учителю, она
позволяет ученику:
-
тренироваться в письменной форме выражать свои мысли; подталкивает к тому,
чтобы проверить, что же он выучил, превратить это все в четкие высказывания, и
логически верно изложить;
-
задавать существенные для него вопросы;
-
анализировать собственные знания и процесс обучения.
Такие отчеты служат полезным и легко
воспринимаемым инструментом оценивания. После 2-3 раз написания ученики
довольно хорошо справляются с таким видом работы. Теперь многие заранее
начинают готовиться к этой работе и даже не спрашивают какие вопросы.
При проведении
итоговых уроков по теме эффективен метод защиты проектов. Так при
проведении итогового урока в 8 классах по теме «Четырехугольники» применение
этого метода оказалось очень удачным. Разбила класс на группы так, чтобы в
каждой группе был лидер, стараясь учитывать дружеские отношения учеников, их
совместимость. Четко сформулировала цель совместной работы, предложила
возможные методы работы, способы оформления результатов. Установила строгие
временные границы выполнения работы. Разъяснила, как будет оцениваться их
работа. Договорились, что в оценивании результатов работы будет принимать
участие руководитель каждой группы. Обратила внимание, что все участники
группы должны принять участие в подготовке или защите проекта. По возможности
интересовалась, как учащиеся готовятся к защите проекта, отвечала на возникшие
у них вопросы. Урок прошел интересно, ребята отнеслись к нему очень творчески,
нашли много интересного материала, которого не было на уроках и даже в
учебнике, сочинили кроссворды, написали стихи, нашли исторический материал по
теме, решили много интересных задач. Каждый работал в меру своих возможностей,
и все старались не подвести свою группу. Надо было видеть горящие глаза
одного из очень слабых учеников, которого я раньше никогда не слышала на
уроках, когда он без ошибок перечислил все свойства и признаки ромба (не подвел
свою группу)! Кстати, после того урока, этот ученик стал на уроках активным
и внимательным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.